Роль преподавателя в системе высшего военного образования
В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы курсантов под руководством преподавателя. Очевидно, что необходимо разработать новую методику проведения занятий, которая будет обеспечивать должный уровень усвоения учебного материала в условиях опосредованного взаимодействия преподавателя и обучающихся. Рекомендации, изложенные в статье, основаны на опыте работы профессорско-преподавательского состава кафедры математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.
Окружающий мир меняется очень стремительно, внося перемены в жизнь и деятельность людей. Сильное влияние ощутимо и в сфере образования. События последних месяцев показали, что система высшего образования уже не будет прежней. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года одной из основных задач является обеспечение академической мобильности обучающихся. Ниже речь пойдет об особенностях обучения высшей математике и роли преподавателя в современном военном вузе.
Безусловно, высшее военное образование имеет ряд особенностей, которые трансформируют учебный процесс в довольно специфический вид деятельности. Поэтому копировать методы и приемы, подходящие для организации образовательного процесса в гражданских вузах, не представляется возможным. Небольшой бюджет времени на изучение разделов высшей математики, внушительный объем учебного материала, разный уровень до вузовской подготовки курсантов – это лишь часть отличий. Кроме того, курс высшей математики имеет прикладную направленность, обеспечивая наглядное применение знаний в будущей профессиональной деятельности, что соответствует мировым тенденциям - сокращение теоретического материала (особенно строгих доказательств), решение типовых узкопрофильных задач. Следовательно, роль преподавателя становится более значимой, чем раньше. Преподаватель создает учебно-информационное пространство нового качества.
Согласно руководящим документам занятия по высшей математике в Михайловской военной артиллерийской академии проводятся в виде лекций, практических занятий, лабораторных работ и самостоятельной работы курсантов под руководством преподавателя. Именно последний вариант стал сейчас основным видом деятельности курсантов. Самостоятельная работа хорошо отражает специфику обучения в военном вузе: совмещение службы и учебного процесса.
Известный математик, доктор физико-математических наук Лев Дмитриевич Кудрявцев видел решение проблемы подготовки студентов-нематематиков, для которых последняя имеет прикладной характер в сокращении вычислительной работы, и освобождении времени на решение комплексных задач, путем грамотного применения информационных компьютерных технологий в процессе обучения, обеспечивающих более осознанное усвоение материала. Однако, исследования показывают, что в военные вузы поступают курсанты, которые не способны самостоятельно освоить программу высшей математики.
Для решения поставленных задач рассмотрим возможности, которые дает опыт дистанционного и заочного обучения в системе военного образования.
I. Планирование образовательного процесса.
- Утверждение объема и содержания учебного материала.
- Определение последовательности его изложения.
- Выбор методов и средств, определение порядка проведения занятия.
- Разработка плана проведения занятий, учитывая изменения в процессе обучения.
II. Создание учебно-методического комплекса для организации самостоятельной работы, который позволит сократить время на занятия с преподавателем и обеспечит правильное сочетание различных форм проведения занятия. Такой комплекс должен обеспечивать целенаправленное и грамотное применение всех имеющихся средств коммуникации и информационных технологий. В 2018 году в Михайловской военной артиллерийской академии разработан электронный учебник Математика для организации самостоятельной работы курсантов, который на данный момент является базовым для военных вузов. Данный ресурс позволяет производить занятия в отсутствие преподавателя. Ранее считалось, что использовать информационные технологии целесообразно ограничено, как средство экономии времени. Сегодня мнение изменилось, так как возникла необходимость организовать учебный процесс без непосредственного присутствия преподавателя. Таким образом, преподаватель выступает в роли координатора информационного потока. В привычной схеме преподаватель-курсант появляется промежуточный элемент преподаватель-средство связи-курсанты. Целенаправленное применение презентаций на занятиях способствует оптимизации темпа работы курсантов, систематизации знаний, развивает самостоятельность. Таким образом, преподаватель сможет управлять ходом занятия в условиях отсутствия в военном вузе доступа в глобальную сеть Интернет. Важно чередовать активные и пассивные методы работы обучающихся с компьютером. На практических занятиях необходимо закрепить положения теории, углубить знания по предмету, научиться анализировать задачи и находить оптимальные решения. Наиболее удачной является следующая методика решения задач. Формулируется практическая задача, связанная, например, с будущей профессиональной деятельностью. Составляется математическая модель этой задачи. Затем решение математической задачи. Интерпретация полученного результата и проверка его на достоверность. Разработка практических занятий с применением программного обеспечения позволяет решить проблему дефицита времени, возникающую при производстве сложных вычислений, и позволит обеспечить прикладную направленность дисциплины.
III. Обеспечение обратной связи в образовательном процессе. Осуществить контроль усвоения учебного материала поможет система индивидуальных заданий на занятия. Особенность заданий заключается в чрезвычайно подробной постановке вопросов, исключающей непонимание со стороны обучающихся. Преподаватель выдает задание, соответствующее уровню подготовки, курсанты выполняют его в личных тетрадях и сдают на проверку. Затем преподаватель проверяет работы, выставляет оценки и выдает дополнительные задания, направленные на корректировку результата. Таким образом, происходит обратная связь. Кроме индивидуальных заданий также будут востребованы тесты (закрытой формы для быстрой проверки качества усвоения учебного материала и открытой формы для контрольных и лабораторных работ). В контрольных заданиях новый материал обязательно должен пересекаться с ранее изученными темами для выстраивания логической связи. Полностью исключить личное общение преподавателя с обучающимися невозможно, но сократить во времени вполне реально. Например, если организовать консультации для наиболее подготовленных курсантов из каждого учебного отделения, чтобы уже они объясняли проблемные вопросы в аудитории.
IV. Академия станет научным центром, обеспечивающим переход к самообразованию, как основной форме образования. По мнению известного психолога Б. М. Теплова единство анализа и синтеза, избирательный характер памяти, умение находить и выделять существенное, постоянная систематизация материала отличают работу ума хорошего полководца. Роль преподавателя в новой системе заключается в сопровождении курсантов на протяжении всего периода обучения. Это означает помощь в поиске информации, умение анализировать и давать ей адекватную оценку. Преподаватель помогает формировать собственное мнение и представление о картине мира.
В заключение более подробно остановимся на изменении роли преподавателя. Во всем мире к преподавателям относятся с особым уважением, так как на их плечах лежит ответственность за воспитание будущих поколений. Если совсем недавно преподаватель был, пожалуй, основным источником профессиональной информации, то сейчас делается уклон на самостоятельное освоение учебного материала. Новая система подразумевает равноправие в отношениях между преподавателем и обучающимися. Преподаватель больше не учит в привычном смысле этого слова, а создает условия для развития. Современная реальность предусматривает переход от классно-урочной системы к организации самостоятельной работы курсантов под руководством преподавателя. Что предполагает смещение акцента с дидактической на методическую сторону. Это означает, что занятия проходят без личного участия преподавателя, он не контролирует процесс обучения постоянно, а отслеживает и корректирует деятельность курсантов, время на работу с учебным материалом. Именно преподаватель ведет поиск новых методов, обеспечивающих должный уровень усвоения материала.
В современной системе высшего военного образования ответственность за обучение и построение образовательного маршрута во многом перекладывается на курсанта. Но ответственность за результаты обучения, за их соответствие государственному заказу остается за преподавателем. Из этого следует что роль преподавателя становится более значимой, чем раньше. Только преподаватель сможет организовать новую систему обучения, отвечающую специфическим требованиям вооруженных сил.
Для военного вуза решением вопроса выбора методики проведения занятий может стать синтез дистанционной, заочной и очной форм обучения. Замена глобальной сети Интернет альтернативными средствами коммуникации. Таким образом, будет обеспечено опосредованное взаимодействие преподавателя и обучающихся. Новая система изучения математики будет способствовать формированию необходимых профессиональных качеств, учитывая современную тенденцию – постепенный переход к самообразованию.
- Третьякова, О.С. Изменение роли преподавателя в дистанционном обучении / Материалы X Всероссийской научно-практической internet конференции Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. – Тамбов, 2019. – С.167–173.
- Куликова Д.Н. Роль преподавателя в современном образовательном процессе / Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2012. –№8. – С.69–72.
- Кошкина, Н.В., Палий, О.И., Петрова, Е. Д. Использование презентаций MS POWERPOINT на практических занятиях по высшей математике в военных вузах / Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. – Санкт-Петербург, 2018. – С.85–90.
- Кошкина, Н.В., Петрова, Е.Д., Васильев, А.М. Особенности проведения в военном вузе лекционных занятий по высшей математике с использованием презентаций MS POWERPOINT/ Научно-практический электронный журнал Аллея Науки №5(21), 2018. – С.1020–1024.