Понятие геометрической фигуры в представлении геометрического пространства и его фундаментальных свойств

В статье рассматривается значение понятия геометрической фигуры для развития учащихся и адекватный пространственно-геометрической деятельности способ формирования определения понятия геометрической фигуры.

Аннотация статьи
учебная геометрическая деятельность
геометрическое пространство
геометрическая фигура
евклидова геометрия
Ключевые слова

На важность формирования понятия геометрической фигуры у учащихся указывают многие исследователи. Согласно концепции Дорофеева Г.В., одной из главных целей школьной математики является, в частности, «…умение «работать» с абстрактными, «неосязаемыми» объектами» [7]. Глейзер Г.Д. отмечал, что в содержании понятий геометрии формируется пространственное мышление школьников [5]. Выготский Л.С. утверждал, что «формальная дисциплина … научных понятий сказывается в перестройке и всей сферы спонтанных понятий ребенка» [4]. Иными словами, научные понятия, по своей природе обладающие системой, преобразуют по собственному образу и подобию уже имеющиеся спонтанные понятия, тем самым повышая уровень когнитивного развития ребенка.

Вместе с системностью возникают отношения между понятиями, потому всякое понятие геометрии осознается, формируется только во взаимной связи с другими понятиями. Например, с понятием фигуры неразрывно связано понятие геометрического пространства: это «математическая абстракция, возникшая как отражение свойств формы, меры и взаимного расположения» объектов окружающего мира [6]. Фигура же есть объект геометрического пространства.

От зарождения идеи геометрического пространства до появления стройной теории, в котором оно исследуется, прошли многие годы, пока Евклид не объединил многие известные к тому времени отдельные осмысленные факты в общую логическую систему.

Евклид не определяет явно геометрическое пространство, а задает его аксиоматически. Способ формирования понятий авторов современных учебников является отражением методологии исследования фигур Евклидом. Так, формирование ключевого понятия геометрического пространства в учебниках чаще происходит неявно, в системе аксиом [1, 2, 8, 9]. Впрочем, в некоторых учебниках прежде аксиом предлагается описание геометрического пространства как образа реального мира: «Все, что ни есть, находится в пространстве, все тела имеют какую-то форму и размеры, как-то взаимно расположены. Поэтому всюду – геометрия…» [3].

Авторы часто используют неявные описательные определения понятия фигуры: «Всякую геометрическую фигуру мы представляем себе составленной из точек» [9]. В учебнике Александрова А.Д. с соавторами, напротив, дается явное определение понятия геометрической фигуры, подчеркивается абстрактный ее характер и роль в геометрии: «Фигура – это мысленный образ реального предмета, в котором сохраняются только форма и размеры, и только они принимаются во внимание», «…геометрия – наука о фигурах» [3].

В процессе отражения закономерностей реального пространства пространство геометрическое получает свои фундаментальные свойства. Так, в рамках наследования свойства измеримости тел постулируется деятельность измерения фигур. Наблюдая существующие отношения между телами, в геометрическом пространстве задаются параллельность, перпендикулярность и др.; допускается возможность выбрать систему отсчета. Как реальные объекты могут иметь протяженность в трех направлениях, так и геометрическое пространство становится трехмерным. Аналогично: геометрическое пространство топологическое с фигурами, очерченными границей; структурировано классами геометрических фигур с общими пространственными, метрическими, конструктивными свойствами.

Геометрическое пространство – исходная формальная целостность, и потому фигуры обладают по происхождению системой свойств евклидова пространства. Тогда формирование понятий фигур целесообразно осуществлять в свете свойств пространства: в системе, с добавлением характеристических свойств вместе с исследованием их взаимных связей, свойств-следствий определений.

В авторских концепциях общеобразовательного курса геометрии определения многих понятий не содержат полного спектра характеристических свойств, предполагают некоторые интуитивные допущения, например «треугольник – …фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки…» [9]. Предполагается очевидным, что данная фигура содержит внутреннюю часть плоскости. Определения зачастую подменяются описаниями и чертежами.

Текст статьи
  1. Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил.уровни. – 18-е изд.- М: Просвещение, 2009 г.- 255с.
  2. Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов и др. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений. М: Просвещение, 2010 г – 384с.
  3. Александров А.Д. и др. Геометрия. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [А.Д.Александров, А.Л.Вернер, В.И.Рыжик, Т.Г.Ходот]; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение».– М.: Просвещение, 2013. – 176с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд.5, испр. – Издательство «Лабиринт», М., 1999. – 352с.
  5. Глейзер Г.Д. Психолого-математические основы развития пространственных представлений при обучении геометрии // В кн.: Преподавание геометрии в 9-10 классах. М.: Просвещение, 1980. С.253-269.
  6. Горбачев В.И. Теория геометрических фигур геометрического пространства в методологии теоретического типа мышления. Наука и школа. 2016, №. 4, С. 132–144.
  7. Дорофеев Г.В. Гуманитарно-ориентированный курс – основа учебного предмета математика в общеобразовательной школе // Математика в школе. 1997. № 4. – С. 59-66.
  8. Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни/А.В. Погорелов. –13-е изд. –М.: Просвещение, 2014. - 175с.
  9. Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А.В. Погорелов. –2-е изд. –М.: Просвещение, 2014.- 240с.
  10. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
Список литературы