Деловые игры в подготовке товароведов-экспертов

Автор(-ы):

Тогузова Элла Борисовна

27 апреля 2024

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

деловая игра
профессиональные компетенции
компетентностный подход

Аннотация статьи

В статье рассматривается необходимость и методика применения игровых методов обучения специалистов-товароведов на примере конкретной деловой игры, как одного из инструментов формирования профессиональных компетенций.

Текст статьи

Для эффективного обучения и развития профессиональных навыков товароведов-экспертов рекомендуется использовать деловые игры как основной метод подготовки. Игровые технологии обучения на уроках являются ключевым элементом в этом процессе, обеспечивая множество преимуществ. Например, студенты могут применять свои теоретические знания на практике, решая бизнес-задачи и ситуации в рамках игрового формата. Это способствует более глубокому пониманию материала и развитию навыков принятия решений. Кроме того, игры часто организуются с учетом коллективной работы, что способствует формированию командного духа у студентов. В процессе игры развиваются навыки коммуникации, взаимодействия, решения конфликтов, что является важным аспектом для будущей профессиональной деятельности будущих товароведов-экспертов.

Участие в играх обогащает образовательный процесс, вовлекая студентов в увлекательный мир учения. Этот подход способствует активизации студенческого интереса к учебе и погружению в изучаемую тему. Аналитические и критические мыслительные навыки развиваются благодаря играм, где студенты вынуждены проанализировать информацию, принять взвешенные решения и обосновать свой выбор. Такой опыт способствует развитию навыков самостоятельного мышления и аналитических способностей у обучающихся.

Создание реалистичных ситуаций – это важный аспект обучения студентов. Деловые игры помогают им развивать навыки принятия решений и работы с информацией, которые пригодятся им в будущей профессиональной жизни. Эта форма обучения, включенная в профессиональный модуль, способствует освоению необходимых компетенций и позволяет проявить их в процессе имитации реальной профессиональной деятельности. Обогащение образовательного процесса, улучшение результатов обучения и развитие ключевых профессиональных навыков - вот, что может принести использование деловых игр студентам, готовящимся к работе в сфере товароведения.

Для развития профессиональных навыков и формирования практического опыта была создана учебная игра «Управление ассортиментом и оценка качества потребительских товаров». Эта игра способствует активизации мыслительной деятельности студентов, направляет их на поиск творческих решений в профессиональных сферах и готовит их к будущей карьере. Участники игры развивают умение применять теоретические знания на практике, находить выход из сложных ситуаций и работать как в одиночку, так и в коллективе, используя имеющийся опыт для успешного решения профессиональных задач.

Игра представляет собой увлекательное путешествие в мир ассортимента товаров и товародвижения. Этапы игры:

  1. изучение ассортимента на примере торговой организации, анализ полученных данных, управление ассортиментом потребительских товаров;
  2. приемка товаров по количеству и качеству в соответствии с установленными требованиями;
  3. разработка мероприятий по оптимизации товародвижения, их анализ и оценка;
  4. подведение итогов, разбор проблемных ситуаций в каждой команде.

На первом этапе преподаватель инициирует разделение участников на команды, распределяет группы товаров между ними и определяет форму сбора информации о товарах. Затем команды отправляются в магазины для сбора данных, после чего им задаются задания по анализу свойств ассортимента. После сбора и анализа информации каждая команда делает выводы, а затем преподаватель проводит обсуждение результатов и разбирает возможные проблемные ситуации. На следующем этапе команды приступают к приемке товаров по количеству и качеству, а также разрабатывают мероприятия по улучшению товародвижения. В конце игры проводится подведение итогов, в ходе которого выявляются ключевые моменты и обсуждаются дальнейшие шаги.

На втором этапе работы группы товароведов и поставщиков получают задание от преподавателя, который предоставляет им данные о компаниях-поставщиках, включая контактную информацию, банковские реквизиты, имена директоров. Им также объясняется суть задачи и правила игры. Студенты выбирают торговое предприятие для исследования и собирают информацию о нем непосредственно на месте. В это время в учебном заведении проводится анализ ассортимента и разрабатывается стратегия ассортиментной политики магазина. Команды делятся на товароведов и поставщиков для выполнения задач на следующих этапах.

Для улучшения учебного процесса студентам предлагается формировать название своей команды и выбирать руководителей. Группа «Аналитики» проводит анализ присутствующего ассортимента и определяет потребности в продукции. На основе полученной информации создается оптимальный набор товаров. Команда «Маркетологов» разрабатывает рекламные материалы и работает над дизайном упаковки товаров в соответствии с требованиями. После этого аналитики осуществляют закупки у поставщиков, сопровождают все необходимые документы и проводят проверку товаров по качеству и количеству.

Для повышения эффективности деятельности студенты проводят анализ дефектов и причин их возникновения, после чего определяют мероприятия по улучшению. Спорные вопросы, касающиеся количества и качества товаров, сроков поставки и непредвиденных ситуаций, решаются товароведами при участии представителей поставщиков. Принятие решений о приемке и продаже конкретной партии товара происходит в законном порядке.

Важной задачей для преподавателя является проведение игровой процедуры, в ходе которой студенты демонстрируют свои навыки и знания. Кроме того, оценка качества выполнения заданий осуществляется через наблюдение за студентами в различных ситуациях, а также проверкой их профессиональных компетенций. Игровой процесс наиболее целесообразно проводить в конце учебного курса или во время стажировки, чтобы студенты могли активно участвовать и демонстрировать свои навыки. При этом каждый студент ведет дневник-отчет, содержащий информацию о пройденных ситуациях и позволяющий преподавателю оценить уровень вовлеченности студента и его усвоение профессиональных компетенций.

Студенты приобретают умения эффективного взаимодействия, соблюдения правил безопасности и санитарно-гигиенических требований благодаря использованию данной формы обучения. Формирование профессиональных компетенций у них происходит. Деловая игра «Управление ассортиментом и оценка качества потребительских товаров» существенно улучшает качество освоения учебного материала и считается наиболее приемлемой формой обучения для подготовки товароведа-эксперта.

Деловые игры в образовании призваны развивать навыки коммуникации, способствовать формированию умений принятия решений и работы в команде. Они стимулируют студентов к применению теоретических знаний на практике, что способствует более глубокому пониманию учебного материала и укреплению усвоенных концепций. При этом использование деловых игр в учебном процессе обладает рядом преимуществ, среди которых практическое применение знаний на практике.

  1. Участие в деловых играх способствует формированию разнообразных навыков, таких как креативное мышление, управление временем, принятие решений, коммуникация и другие важные навыки для будущей карьеры.
  2. Совместная деятельность: студенты, участвующие в деловых играх, вырабатывают навыки эффективного взаимодействия, координации действий, распределения ролей и разрешения конфликтов благодаря работе в коллективе.
  3. Повышение мотивации: игровой подход делает учебный процесс более увлекательным и интересным, что способствует повышению мотивации и заинтересованности студентов в обучении.

Процесс оценки: деловые игры позволяют преподавателям не только оценивать результаты студентов, но и анализировать их рабочий процесс, выявляя достоинства и недостатки в профессиональном росте. Это способствует развитию различных профессиональных умений у студентов, делая обучение не только более увлекательным и понятным, но также помогает им лучше подготовиться к будущей карьере. Моделирование реальных сценариев: будущие бизнес-ситуации могут быть эмулированы с помощью деловых игр, что дает студентам возможность практиковаться и лучше понять, с чем им придется столкнуться в профессиональной жизни.

Список литературы

  1. Садуллаев Б.Б. Технология деловых игр как фактор создания атмосферы сотрудничества в ученической среде / Б.Б. Садуллаев // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 476-478.
  2. Чеглакова Л.С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей / Л.С. Чеглакова // Концепт. - 2012. - № 4. - С. 1-7.

Поделиться

45

Тогузова Э. Б. Деловые игры в подготовке товароведов-экспертов // Социально-экономические и гуманитарные инновации в процессе модернизации общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 апр. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 54-58. URL: https://apni.ru/article/9106-delovye-igry-v-podgotovke-tovarovedov-ekspertov

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#20 (202)

Прием материалов

11 мая - 17 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

22 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 мая