Моторные функции и их формирование в развитии речи ребёнка

Автор(-ы):

Усенко Юлия Сергеевна

Орлова Екатерина Сергеевна

Гармашова Галина Арнольдовна

2 мая 2024

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

моторные функции
моторика
психомоторика
дошкольный возраст

Аннотация статьи

В статье говорится о моторных функциях в онтогенезе ребёнка и их значимость в развитии речи детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Формирование моторных функций очень важное звено в общем развитии ребенка. Принято различать такие понятия как моторика и психомоторика.

Моторика – это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку, которые в совокупности направлены на выполнение какой-либо задачи. Психомоторика – это сложное образование, объединяющее взаимосвязанные друг с другом двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты.

Моторное и психомоторное развитие протекает в тесной связи.

Ребенок при нормальном психомоторном развитии проходит несколько этапов, начиная с неспецифических манипуляций с предметами и продолжая до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. В сознательную деятельность включается вторая сигнальная система – речь, которая совершенствует деятельность и развитие ребенка.

Моторную сферу делят на общую (крупную) моторику, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику и моторику мимической мускулатуры лица.

Развитие движений в онтогенезе определяется анатомическим, функциональным дозреванием нервных волокон и налаживанием работы координационных уровней. Анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов (пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий) заканчивается к 2–2,5 годам.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве, то есть в процессе формирования зрительно-тактильно­кинестетических связей. После формирования этих связей движения рук начинают контролироваться зрением, теперь уже вид предмета – это стимул движения руки по направлению к нему. Это значит, формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни.

До 4 месяцев движения рук выполняются как постоянные стереотипные реакции организма на воздействие внешней среды, то есть носят безусловно-рефлекторный характер. В 4,5 месяца у ребенка проявляются простые движения рук, но они пока носят случайный характер (целенаправленное волевое усилие отсутствует). Ребенок притягивает случайно предмет, ощупывает его, то есть уже действия направлены на непосредственный контакт с объектом. Возраст от 4 до 7 месяцев является этапом простого «результативного» действия, характерная особенность – это активное обнаружение скрытых свойств объекта. Активное участие пальцев проявляется с 5 месяцев – заметно доминирующее положение большого пальца (при схватывании ребенок его отводит).

7–10 месяцев – этап «соотносящего» действия. В этот период ребенок уверенно сжимает игрушку, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью, соотносит предмет с определенным местом в пространстве. Автономность и самостоятельность действий пальцев отмечается с 10 месяцев.

В 1 год и 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем и указательный палец. Далее на протяжении всего раннего детства интенсивно развиваются тонике движения всех пальцев. К трем годам движение пальцев ребенка можно назвать относительно сходными с движениями рук взрослого человека.

3 года – открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Режет ножницами.

4 года – берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев. Держит карандаш пальцами, повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника. Собирает и строит из 9 кубиков. Разбирает, складывает трехсоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Складывает разрезную картинку из 2–3 частей путем проб. Поочередно загибает пальцы отдельно каждой рукой, ударяет ребрами прямых ладоней по столу, постукивает пальцами по столу; правильно определяет большой палец.

5 лет – разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем проб и ошибок или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2–3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешочке на ощупь. Лепит из пластилина (2–3 части). Поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.

6 лет – аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Копирует сложные рисунки, буквы и цифры. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Поочередные удары ребрами прямых ладоней по столу; различает большой палец и мизинец.

7 лет – полностью владеет мелкой моторикой, может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка и т. п.). Свободно различает большой палец, мизинец и указательный.

Отдельного внимания заслуживает развитие речевой моторики. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (гулением, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе полностью формируется к пяти годам.

Подводя итог можно сказать, что развитие моторных функций является важным фактором, который стимулирует развитие речи, познавательной деятельности и психики в целом. А речь, в свою очередь, совершенствует деятельность и развитие ребенка. Двигательная и речевая функциональные системы очень зависимы друг от друга на каждом из этапов развития. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. В дошкольном возрасте важно сформировать все стороны моторной сферы: общую, мелкую, артикуляционную и мимическую моторику.

Список литературы

  1. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов [Текст] / Е.П. Ильин. – Спб: Питер, 2003. – 384 с.
  2. Коноваленко, С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми [Текст] / С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко. – М.: «ГНОМ»,2013. – 32 с.
  3. Любина, Г. Рука развивает мозг [Текст] / Г.А. Любина, О.В. Желонкина // Дошкольное воспитание. – 2003 – №4 – С. 32-36.
  4. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей: преодоление ОНР [Текст] / М. Волосовец. – М.: Знание, 2009. – 260 с.
  5. Филичева, Т.Б., Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста: Кн. для логопеда [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. – М.: Знание, 2009. – 280 с.

Поделиться

143

Усенко Ю. С., Орлова Е. С., Гармашова Г. А. Моторные функции и их формирование в развитии речи ребёнка // Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 75-78. URL: https://apni.ru/article/9132-motornye-funkcii-i-ih-formirovanie-v-razvitii-rechi-rebyonka

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня