В дошкольном образовании уделяется всестороннему развитию личности ребенка. Одним из условий полноценного развития личности дошкольника является сформированные коммуникативные умения и навыки в соответствии с возрастными нормами [1].
К сожалению, с каждым годом растет количество детей с ОВЗ в ДОО, имеющие определенные сложности в развитии, и перед педагогами стоит задача, найти наиболее эффективные и действенные, для данной категории детей, приемы, методы обучения.
Важно сделать обучение для детей с ОВЗ, занимательным, увлекательным, не заставлять, а организовать так работу, чтобы у ребенка появилось самостоятельное желание понять и изучить что-то новое [2, c. 11].
У дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности в концентрации и переключении, новый материал требует постоянного закрепления, снижение всех видов памяти и проблемы в восприятии информации. Поэтому применение интерактивных технологий становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию не только в обучающих ситуациях, но и игровых. Такая форма работы вызывает у детей особый интерес и помогает лучше усвоить изучаемый материал.
На сегодняшний день каждый педагог ДОУ использует на своих занятиях интерактивные технологии, позволяющие использовать текстовый, графический, звуковой материал одновременно, что является эффективным средством в работе с детьми. Поэтому включение в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ интерактивных средств обучения, в виде интерактивных игр и интерактивных игр-презентаций, является актуальным. Общение с мультимедиа технологиями вызывает у детей живой интерес [3, c. 56].
Интерактивность означает способность взаимодействовать, беседовать с кем-либо. По сравнению с активными методами, интерактивные ориентированы не только на общее взаимодействие педагога с дошкольниками, но и на взаимодействие детей друг с другом.
Интерактивная игра помогает развивать у детей с ОВЗ такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
У детей с ОВЗ имеются трудности в слуховой обработке информации, им сложно воспринимать целые инструкции, а интерактивная игра помогает развивать слуховое восприятие у дошкольников.
Занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.
Работа с интерактивными играми может быть организована в разных формах:
- индивидуальная форма (предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач);
- для решения заданий в паре;
- при использовании групповой формы (дети делятся на подгруппы).
Существует несколько направлений интерактивных игр с дошкольниками:
- Игры на развитие познавательной сферы;
- Игры на развитие сенсорной сферы;
- Игры на развитие эмоциональной сферы;
- Игры на развитие коммуникативной сферы.
Коррекционно-развивающая среда в ДОУ построена с учетом всех принципов, она обеспечивает психическую безопасность детей, направлена на благоприятное психическое развитие, порождает положительные эмоции у дошкольников.
Интерактивное оборудование помогает сделать образовательный процесс удобным и эффективным инструментом обучения. У дошкольников развивается критическое мышление, командная работа. Приведу пример использование интерактивных игр и игр-презентаций с использованием мультимедиа технологий [2, c. 63].
Интерактивные игры на развитие эмоциональной сферы
Данные игры направлены на знакомство детей с эмоциями, формирование у них умения определять эмоциональное состояние по мимике, соотносить эмоциональное состояние персонажа с графическим изображением эмоции.
«Интерески собирают настроение»
Цель: помочь грусти собрать эмоции в соответствии с настроением ее друзей.
«Собери грибы»
Цель: помощь мальчику собрать грибы в корзину по пиктограмме.
Интерактивные игры на развитие сенсорной сферы
Игры данного блока направлены на формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.
«Отпадный пряник»
Цель: научиться различать геометрические фигуры.
«Цветные кляксы»
Цель: развивать представление о цвете и форме.
Интерактивные игры на развитие познавательной сферы
В данном разделе представлены интерактивные игры на развитие внимания, памяти и мышления.
«Фрукты и овощи» (мышление)
Цель: выбрать из предложенных картинок только овощи, либо только фрукты.
«Раскрась по картинке» (память) (внимание)
Цель: необходимо запомнить цветовую гамму ринка и повторить ее.
«Найди отличия» (внимание)
Цель: найти отличия на картинках.
Интерактивные игры на развитие коммуникативной сферы
В данном разделе представлены интерактивные игры на обучение родному языку, с эстетическим и нравственным воспитанием, на развитие речи дошкольников.
«Путешествие по сказке»
Цель: формирование и развитие навыков общения.
Современные интерактивные игры разработаны с учетом требований ФГОС ДО (как элемент пространственно-развивающей среды ДОУ) и являются обучающими программами.
Интерактивные игры дополняют тот объем традиционных игр (настольных, печатных, дидактических), которые есть в арсенале любого специалиста.
Мероприятия с использованием компьютерных игр необходимо проводить с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:
- работа с компьютером не более 2-х раз в неделю;
- проведение гимнастики для глаз;
- работа за компьютером не более 5–7 мин.
Использование интерактивных развивающих заданий в образовательной деятельности позволяет сделать процесс интерактивным, эмоционально и познавательное заряженным, что положительно сказывается на результатах образовательной деятельности и помогает детям усвоить материал быстрее [1].
Таким образом, использование интерактивных развивающих игр в работе педагога-психолога дает возможность качественно обогатить коррекционно-развивающую среду в ДОУ.