Главная
АИ #35 (217)
Статьи журнала АИ #35 (217)
Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психо...

Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ОВЗ как средство развития современного ребёнка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интерактивность
интерактивная игра

Аннотация статьи

В статье приведены примеры интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с детьми ОВЗ как средство развития современного ребенка.

Текст статьи

В дошкольном образовании уделяется всестороннему развитию личности ребенка. Одним из условий полноценного развития личности дошкольника является сформированные коммуникативные умения и навыки в соответствии с возрастными нормами [1].

К сожалению, с каждым годом растет количество детей с ОВЗ в ДОО, имеющие определенные сложности в развитии, и перед педагогами стоит задача, найти наиболее эффективные и действенные, для данной категории детей, приемы, методы обучения.

Важно сделать обучение для детей с ОВЗ, занимательным, увлекательным, не заставлять, а организовать так работу, чтобы у ребенка появилось самостоятельное желание понять и изучить что-то новое [2, c. 11].

У дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности в концентрации и переключении, новый материал требует постоянного закрепления, снижение всех видов памяти и проблемы в восприятии информации. Поэтому применение интерактивных технологий становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию не только в обучающих ситуациях, но и игровых. Такая форма работы вызывает у детей особый интерес и помогает лучше усвоить изучаемый материал.

На сегодняшний день каждый педагог ДОУ использует на своих занятиях интерактивные технологии, позволяющие использовать текстовый, графический, звуковой материал одновременно, что является эффективным средством в работе с детьми. Поэтому включение в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ интерактивных средств обучения, в виде интерактивных игр и интерактивных игр-презентаций, является актуальным. Общение с мультимедиа технологиями вызывает у детей живой интерес [3, c. 56].

Интерактивность означает способность взаимодействовать, беседовать с кем-либо. По сравнению с активными методами, интерактивные ориентированы не только на общее взаимодействие педагога с дошкольниками, но и на взаимодействие детей друг с другом.

Интерактивная игра помогает развивать у детей с ОВЗ такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

У детей с ОВЗ имеются трудности в слуховой обработке информации, им сложно воспринимать целые инструкции, а интерактивная игра помогает развивать слуховое восприятие у дошкольников.

Занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.

Работа с интерактивными играми может быть организована в разных формах:

  • индивидуальная форма (предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач);
  • для решения заданий в паре;
  • при использовании групповой формы (дети делятся на подгруппы).

Существует несколько направлений интерактивных игр с дошкольниками:

  1. Игры на развитие познавательной сферы;
  2. Игры на развитие сенсорной сферы;
  3. Игры на развитие эмоциональной сферы;
  4. Игры на развитие коммуникативной сферы.

Коррекционно-развивающая среда в ДОУ построена с учетом всех принципов, она обеспечивает психическую безопасность детей, направлена на благоприятное психическое развитие, порождает положительные эмоции у дошкольников.

Интерактивное оборудование помогает сделать образовательный процесс удобным и эффективным инструментом обучения. У дошкольников развивается критическое мышление, командная работа. Приведу пример использование интерактивных игр и игр-презентаций с использованием мультимедиа технологий [2, c. 63].

Интерактивные игры на развитие эмоциональной сферы

Данные игры направлены на знакомство детей с эмоциями, формирование у них умения определять эмоциональное состояние по мимике, соотносить эмоциональное состояние персонажа с графическим изображением эмоции.

«Интерески собирают настроение»

Цель: помочь грусти собрать эмоции в соответствии с настроением ее друзей.

«Собери грибы»

Цель: помощь мальчику собрать грибы в корзину по пиктограмме.

Интерактивные игры на развитие сенсорной сферы

Игры данного блока направлены на формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

«Отпадный пряник»

Цель: научиться различать геометрические фигуры.

«Цветные кляксы»

Цель: развивать представление о цвете и форме.

Интерактивные игры на развитие познавательной сферы

В данном разделе представлены интерактивные игры на развитие внимания, памяти и мышления.

«Фрукты и овощи» (мышление)

Цель: выбрать из предложенных картинок только овощи, либо только фрукты.

«Раскрась по картинке» (память) (внимание)

Цель: необходимо запомнить цветовую гамму ринка и повторить ее.

«Найди отличия» (внимание)

Цель: найти отличия на картинках.

Интерактивные игры на развитие коммуникативной сферы

В данном разделе представлены интерактивные игры на обучение родному языку, с эстетическим и нравственным воспитанием, на развитие речи дошкольников.

«Путешествие по сказке»

Цель: формирование и развитие навыков общения.

Современные интерактивные игры разработаны с учетом требований ФГОС ДО (как элемент пространственно-развивающей среды ДОУ) и являются обучающими программами.

Интерактивные игры дополняют тот объем традиционных игр (настольных, печатных, дидактических), которые есть в арсенале любого специалиста.

Мероприятия с использованием компьютерных игр необходимо проводить с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:

  • работа с компьютером не более 2-х раз в неделю;
  • проведение гимнастики для глаз;
  • работа за компьютером не более 5–7 мин.

Использование интерактивных развивающих заданий в образовательной деятельности позволяет сделать процесс интерактивным, эмоционально и познавательное заряженным, что положительно сказывается на результатах образовательной деятельности и помогает детям усвоить материал быстрее [1].

Таким образом, использование интерактивных развивающих игр в работе педагога-психолога дает возможность качественно обогатить коррекционно-развивающую среду в ДОУ.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Минова О.Н. Проектирование занятия в детском саду с использованием интерактивных игр / О.Н. Минова // В сборнике: Роль науки и образования в модернизации современного общества. – Уфа, 2021. – С. 85-86.
  3. Никольская И.А. Применение информационных технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / И.А. Никольская, Е.В. Подвальная // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно-практической конференции; 20–21 мая 2010 г.: В 2 ч. / ред. кол.: Н.Е. Разенкова.

Поделиться

342

Лященко И. Ю. Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми ОВЗ как средство развития современного ребёнка // Актуальные исследования. 2024. №35 (217). Ч.II.С. 43-45. URL: https://apni.ru/article/10000-ispolzovanie-interaktivnyh-igr-v-korrekcionno-razvivayushej-rabote-pedagoga-psihologa-s-detmi-ovz-kak-sredstvo-razvitiya-sovremennogo-rebyonka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря