Основная часть
На сегодняшний день система М. Монтессори является известным примером эффективного и практического применения идей свободного образования. Методикой М. Монтессори пользуются во многих странах мира.
Феномен педагогики М. Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.
М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности, которая направлена на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями. Она верила, что в ребенке заложен потенциал, к полноценному физическому и духовному развитию, к формированию личности. Задача Монтессори-педагога – создать максимально благоприятную для ребенка воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему природную активность [2].
Кроме того ценность системы М. Монтессори заключается в высокой образовательной и учебной деятельности и неформального образовательного процесса для детей, где каждый ученик признан как индивидуальность со своими способностями и имеющий право на конкретную независимость [2].
Методика придерживаются мнения, воспитание детей по методике М. Монтессори, дает им самостоятельность, аккуратность, ответственность, а также умение ставить цель, принимать решения, такие дети отличаются понятливостью, способны дойти до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными. Данная методика позволяет подстроиться под способности и потребности каждого ребенка. М. Монтессори утверждала, что гуманизм образовательной и воспитательной работы, а также ориентируясь на природу ребенка, дав свободу и отрицание какого-либо авторитаризма, делают личность свободной, активной. Такая педагогическая система на сегодняшний день является привлекательной и развивается во многих странах [2].
Школа М. Монтессори – система, вышедшая сегодня за рамки педагогической теории и методики своей создательницы, а так же это – огромный коллективный опыт ее учеников и последователей, постоянно расширяющийся и развивающийся, с множеством новых элементов и особенностей, обусловленных местом и временем использования, возрастом детей, конкретными педагогическими задачами, типом воспитательного учреждения, особенностями составом семьи и другими факторами [3].
Согласно концепции Монтессори о свободном развитии ребенка, в школе должна быть подготовлена среда, подготовлены учителя, полностью ориентированные на понимание физических и духовных потребностей ребенка, на его внутренний мир. Подготовленная среда – это пространство, в котором ребенку будет хорошо чувствоваться, осуществлять свободную деятельность, направленную на познание окружающего мира и созидание собственного «Я».
Еще одним важным наблюдением М. Монтессори было выявление особых периодов в психической жизни ребенка. В возрасте от 6 до 12 лет ребенок является активным исследователем окружающего мира. Причем подмечено, что если в возрасте от 6 до 9 лет в качестве основного исследовательского орудия он использует различные приборы, механизмы, инструменты, то на следующем этапе, от 9 до 12 лет, он все активней обращается к материалам исследований, проведенных кем-либо ранее, то есть к научным и научно-популярным текстам [3].
Начальная Монтессори-школа делит учеников на два класса: от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Существует базовая часть материала, разработанная М. Монтессори и ее последователями, специально для каждой возрастной категории и является достаточно оригинальной. Кроме того, существует часть стимульных материалов, которые возможно перемещать из среды в среду и использовать на протяжении долго периода времени. То есть, один и тот же материал может применяться для разных презентаций и в разные годы обучения.
Следующее на что стоит обратить внимание – это разновозрастность групп, то есть это классы от 6 до 9 лет и от 9 до 12 лет. М. Монтессори опиралась в обучении не на возраст, а на стадию и темп развития ребёнка. Разработав свое особое деление на периоды, М. Монтессори предлагает специальную среду, которая способна выполнять задачи для развития в конкретном периоде. Данная периодизация в наше время является базовой при работе с детьми. На нее направлена подготовка учителей, педагогов, по возрастным группам от 0 до 3 лет, от 3до 6 лет, от 6 до 12 лет. В каждом перечисленном периоде существует своя подготовленная развивающая среда, которая отвечает потребностям и задачам данного периода [3].
Важной особенностью педагогики, является подготовка педагогического состава. Монтессори-школе называется свободной работой: дети получают от учителей короткие презентации по разным предметам и далее работают с материалами, которые они выбирают вместе с педагогом [4].
Ученики могут работать самостоятельно, в группах или индивидуально. К учителю всегда можно подойти с вопросом и получить консультацию. Спорить с учителем или другими учениками можно и даже нужно, но только аргументированно и по изучаемым темам.
Дети свободно распределяются по классу – можно сидеть одному или в группе, разрешается переставлять столы. Важно только учиться и не мешать другим работать [5].
В начальной школе дети пользуются Монтессори-материалами, которые могут показать какие-то абстрактные вещи предметно – например, цепочка из 5 бусинок трансформируется в квадрат из 25, а затем в куб из 125 [5]. Для ребенка монтессори-материалы есть ключ к окружающему миру, с помощью которого он упорядочивает, структурирует и учится осознавать свои неосмысленные впечатления о мире, постепенно вживаясь в культуру и современную цивилизацию. Ребенок самостоятельно учится понимать природу и ориентироваться в ней.
Спортивные занятия проходят на улице или в оснащенном зале. Дети могут заниматься в группах по интересам: футбол, баскетбол, волейбол и т. д. [5]. Касательно двигательной активности, для физического развития детей, Монтессори предлагала гимнастику трех родов: гимнастика на аппаратах; вольная гимнастика; образовательная гимнастика.
Гимнастические аппараты устроены в соответствии с физическими свойствами детей. Так в современной школе имеются, своеобразные гимнастические приборы. Кроме того употребляется в качестве гимнастического прибора и мячик. Есть еще один прибор, также изобретенный Монтессори. Это не высокая, круглая лестница. Ступеньки этой лестницы по высоте и ширине приспособлены к росту детей. С одной стороны, лестница огорожена перилами, на которые дети могут опираться рукою. Эта лестница служит тому, чтобы научить детей правильно подниматься и спускаться по лестнице и вместе с тем приучать их к правильным и грациозным движениям. Помимо этих специальных приборов есть еще более обыкновенные приборы; как-то: площадки для прыжков с высоты и на расстояние, веревочные лестницы с деревянными и веревочными перекладинами и т. п. [5].
На таких площадках проводятся маршировки, дети играют в мяч, бегают за обручами, прыгают через веревочку, играют в прятки, в пятнашки, в кошку и мышку и во всевозможные игры с пением песенок [5].
В Монтессори-школе нет балльной системы оценок, а заодно – и стресса от получения потенциально плохой отметки. Да и вообще, принцип анализа успеваемости отличается от общепринятого: Монтессори-метод учитывает то, как ребенок продвинулся за отрезок времени относительно себя самого. При этом оценивается объем выполненной работы, ведется учет сделанного и несделанного [5].
Проверочные работы в школе проходят в разных форматах: тестовые работы, защита проекта или исследовательской работы, выступление с докладом, создание своего материала. Если результат ученика не устраивает, то ребенок может поработать над этой темой ещё и пересдать работу.
Преследуется прежде всего интерес, поэтому в первую очередь на него и работает образовательная программа. Образуется цепочка: я пробую – у меня получается – я радуюсь достигнутому. Чем старше ребенок, тем больше можно говорить о его самомотивации, поэтому начиная с первой ступени в школе работают над умением ставить и достигать цели. Чтобы ребенок хотел что-то делать снова, ему нужны интерес, посильная сложность и ее преодоление. И радость достижения результата, конечно [5].
Основные принципы школы по системе Монтессори:
- Здесь создается пространство, в котором ребенку интересно и комфортно учиться;
- Образование – череда маленьких удивительных открытий;
- Каждый ребенок должен уметь планировать, рефлексировать и не бояться задавать вопросы;
- У ученика должна быть возможность выбирать себе занятия;
- У ученика должна быть возможность глубоко изучить то, что ему интересно;
- Нужно не оценивать успехи детей, а помогать им развивать ключевые навыки;
- Одна из задач школы – помочь ребенку найти то, чем ему будет интересно заниматься в дальнейшем;
- Следует учитывать склад характера, тип мышления, уровень знаний и рефлексии каждого конкретного ученика;
- Важно участие родителя в образовательном процессе ребенка;
- Взаимное уважение: взрослые общаются с детьми как с равными, мнение детей учитывается с тем же весом, что и мнение взрослого [5].
Заключение
Мария Монтессори охарактеризовала класс для 6–9-летних детей таким образом: «Ученик начальной школы достигает нового уровня развития. Раньше он интересовался вещественным: работать руками, изучать названия. Теперь его больше интересуют вопросы «как?» и «почему?», проблемы причины и следствия». Задача учителя начальных классов – обеспечить ребёнка материалами и информацией для открытия взаимозависимостей во вселенной.
Начальная Монтессори-школа – это сообщество: разновозрастные группы, стимулирующая среда с высококвалифицированными преподавателями и материалами, побуждающими исследовать и изучать. Дети учатся встречать трудности с уверенностью в собственных силах и находить своё место в окружающем мире [2].