Главная
АИ #35 (217)
Статьи журнала АИ #35 (217)
Начальная школа в педагогике М. Монтессори

Начальная школа в педагогике М. Монтессори

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

система Монтессори
педагогика
начальная школа
возрастные периоды

Аннотация статьи

На сегодняшний день, как показывает педагогическая действительность, имеется не так много альтернативных педагогических систем, которые, пройдя, по сути, столетний путь, не только сохранились в авторском варианте, но и усилили свои позиции, прочно заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе. И одной из них является педагогика Монтессори.

Мария Монтессори – итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость, так, во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!

Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Монтессори называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Главный, ключевой принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей.

Текст статьи

Основная часть

На сегодняшний день система М. Монтессори является известным примером эффективного и практического применения идей свободного образования. Методикой М. Монтессори пользуются во многих странах мира.

Феномен педагогики М. Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности, которая направлена на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями. Она верила, что в ребенке заложен потенциал, к полноценному физическому и духовному развитию, к формированию личности. Задача Монтессори-педагога – создать максимально благоприятную для ребенка воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему природную активность [2].

Кроме того ценность системы М. Монтессори заключается в высокой образовательной и учебной деятельности и неформального образовательного процесса для детей, где каждый ученик признан как индивидуальность со своими способностями и имеющий право на конкретную независимость [2].

Методика придерживаются мнения, воспитание детей по методике М. Монтессори, дает им самостоятельность, аккуратность, ответственность, а также умение ставить цель, принимать решения, такие дети отличаются понятливостью, способны дойти до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными. Данная методика позволяет подстроиться под способности и потребности каждого ребенка. М. Монтессори утверждала, что гуманизм образовательной и воспитательной работы, а также ориентируясь на природу ребенка, дав свободу и отрицание какого-либо авторитаризма, делают личность свободной, активной. Такая педагогическая система на сегодняшний день является привлекательной и развивается во многих странах [2].

Школа М. Монтессори – система, вышедшая сегодня за рамки педагогической теории и методики своей создательницы, а так же это – огромный коллективный опыт ее учеников и последователей, постоянно расширяющийся и развивающийся, с множеством новых элементов и особенностей, обусловленных местом и временем использования, возрастом детей, конкретными педагогическими задачами, типом воспитательного учреждения, особенностями составом семьи и другими факторами [3].

Согласно концепции Монтессори о свободном развитии ребенка, в школе должна быть подготовлена среда, подготовлены учителя, полностью ориентированные на понимание физических и духовных потребностей ребенка, на его внутренний мир. Подготовленная среда – это пространство, в котором ребенку будет хорошо чувствоваться, осуществлять свободную деятельность, направленную на познание окружающего мира и созидание собственного «Я».

Еще одним важным наблюдением М. Монтессори было выявление особых периодов в психической жизни ребенка. В возрасте от 6 до 12 лет ребенок является активным исследователем окружающего мира. Причем подмечено, что если в возрасте от 6 до 9 лет в качестве основного исследовательского орудия он использует различные приборы, механизмы, инструменты, то на следующем этапе, от 9 до 12 лет, он все активней обращается к материалам исследований, проведенных кем-либо ранее, то есть к научным и научно-популярным текстам [3].

Начальная Монтессори-школа делит учеников на два класса: от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Существует базовая часть материала, разработанная М. Монтессори и ее последователями, специально для каждой возрастной категории и является достаточно оригинальной. Кроме того, существует часть стимульных материалов, которые возможно перемещать из среды в среду и использовать на протяжении долго периода времени. То есть, один и тот же материал может применяться для разных презентаций и в разные годы обучения.

Следующее на что стоит обратить внимание – это разновозрастность групп, то есть это классы от 6 до 9 лет и от 9 до 12 лет. М. Монтессори опиралась в обучении не на возраст, а на стадию и темп развития ребёнка. Разработав свое особое деление на периоды, М. Монтессори предлагает специальную среду, которая способна выполнять задачи для развития в конкретном периоде. Данная периодизация в наше время является базовой при работе с детьми. На нее направлена подготовка учителей, педагогов, по возрастным группам от 0 до 3 лет, от 3до 6 лет, от 6 до 12 лет. В каждом перечисленном периоде существует своя подготовленная развивающая среда, которая отвечает потребностям и задачам данного периода [3].

Важной особенностью педагогики, является подготовка педагогического состава. Монтессори-школе называется свободной работой: дети получают от учителей короткие презентации по разным предметам и далее работают с материалами, которые они выбирают вместе с педагогом [4].

Ученики могут работать самостоятельно, в группах или индивидуально. К учителю всегда можно подойти с вопросом и получить консультацию. Спорить с учителем или другими учениками можно и даже нужно, но только аргументированно и по изучаемым темам.

Дети свободно распределяются по классу – можно сидеть одному или в группе, разрешается переставлять столы. Важно только учиться и не мешать другим работать [5].

В начальной школе дети пользуются Монтессори-материалами, которые могут показать какие-то абстрактные вещи предметно – например, цепочка из 5 бусинок трансформируется в квадрат из 25, а затем в куб из 125 [5]. Для ребенка монтессори-материалы есть ключ к окружающему миру, с помощью которого он упорядочивает, структурирует и учится осознавать свои неосмысленные впечатления о мире, постепенно вживаясь в культуру и современную цивилизацию. Ребенок самостоятельно учится понимать природу и ориентироваться в ней.

Спортивные занятия проходят на улице или в оснащенном зале. Дети могут заниматься в группах по интересам: футбол, баскетбол, волейбол и т. д. [5]. Касательно двигательной активности, для физического развития детей, Монтессори предлагала гимнастику трех родов: гимнастика на аппаратах; вольная гимнастика; образовательная гимнастика.

Гимнастические аппараты устроены в соответствии с физическими свойствами детей. Так в современной школе имеются, своеобразные гимнастические приборы. Кроме того употребляется в качестве гимнастического прибора и мячик. Есть еще один прибор, также изобретенный Монтессори. Это не высокая, круглая лестница. Ступеньки этой лестницы по высоте и ширине приспособлены к росту детей. С одной стороны, лестница огорожена перилами, на которые дети могут опираться рукою. Эта лестница служит тому, чтобы научить детей правильно подниматься и спускаться по лестнице и вместе с тем приучать их к правильным и грациозным движениям. Помимо этих специальных приборов есть еще более обыкновенные приборы; как-то: площадки для прыжков с высоты и на расстояние, веревочные лестницы с деревянными и веревочными перекладинами и т. п. [5].

На таких площадках проводятся маршировки, дети играют в мяч, бегают за обручами, прыгают через веревочку, играют в прятки, в пятнашки, в кошку и мышку и во всевозможные игры с пением песенок [5].

В Монтессори-школе нет балльной системы оценок, а заодно – и стресса от получения потенциально плохой отметки. Да и вообще, принцип анализа успеваемости отличается от общепринятого: Монтессори-метод учитывает то, как ребенок продвинулся за отрезок времени относительно себя самого. При этом оценивается объем выполненной работы, ведется учет сделанного и несделанного [5].

Проверочные работы в школе проходят в разных форматах: тестовые работы, защита проекта или исследовательской работы, выступление с докладом, создание своего материала. Если результат ученика не устраивает, то ребенок может поработать над этой темой ещё и пересдать работу.

Преследуется прежде всего интерес, поэтому в первую очередь на него и работает образовательная программа. Образуется цепочка: я пробую – у меня получается – я радуюсь достигнутому. Чем старше ребенок, тем больше можно говорить о его самомотивации, поэтому начиная с первой ступени в школе работают над умением ставить и достигать цели. Чтобы ребенок хотел что-то делать снова, ему нужны интерес, посильная сложность и ее преодоление. И радость достижения результата, конечно [5].

Основные принципы школы по системе Монтессори:

  1. Здесь создается пространство, в котором ребенку интересно и комфортно учиться;
  2. Образование – череда маленьких удивительных открытий;
  3. Каждый ребенок должен уметь планировать, рефлексировать и не бояться задавать вопросы;
  4. У ученика должна быть возможность выбирать себе занятия;
  5. У ученика должна быть возможность глубоко изучить то, что ему интересно;
  6. Нужно не оценивать успехи детей, а помогать им развивать ключевые навыки;
  7. Одна из задач школы – помочь ребенку найти то, чем ему будет интересно заниматься в дальнейшем;
  8. Следует учитывать склад характера, тип мышления, уровень знаний и рефлексии каждого конкретного ученика;
  9. Важно участие родителя в образовательном процессе ребенка;
  10. Взаимное уважение: взрослые общаются с детьми как с равными, мнение детей учитывается с тем же весом, что и мнение взрослого [5].

Заключение

Мария Монтессори охарактеризовала класс для 6–9-летних детей таким образом: «Ученик начальной школы достигает нового уровня развития. Раньше он интересовался вещественным: работать руками, изучать названия. Теперь его больше интересуют вопросы «как?» и «почему?», проблемы причины и следствия». Задача учителя начальных классов – обеспечить ребёнка материалами и информацией для открытия взаимозависимостей во вселенной.

Начальная Монтессори-школа – это сообщество: разновозрастные группы, стимулирующая среда с высококвалифицированными преподавателями и материалами, побуждающими исследовать и изучать. Дети учатся встречать трудности с уверенностью в собственных силах и находить своё место в окружающем мире [2].

Список литературы

  1. Монтессори, М. Дети – другие: статьи, советы и рекомендации (пер. с нем. Н. Нефедовой), 2012.
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики. Дом ребёнка, 2010.
  3. Гоноскова О.Б. Возрастная периодизация и педагогическая система Марии Монтессори, 2013.
  4. Захарищева М.А. Монтессори-педагогика в России: непонятая или непонятная? 2019.
  5. Морозова Э. Школа-Монтессори на примере школы «Многогранник» г. Санкт-Петербург. 2020 г.

Поделиться

293

Яковлева С. В. Начальная школа в педагогике М. Монтессори // Актуальные исследования. 2024. №35 (217). Ч.II.С. 61-64. URL: https://apni.ru/article/10001-nachalnaya-shkola-v-pedagogike-m-montessori

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря