Главная
АИ #35 (217)
Статьи журнала АИ #35 (217)
Переговоры как способ урегулирования правовых конфликтов в сфере предприниматель...

Переговоры как способ урегулирования правовых конфликтов в сфере предпринимательства

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

правовой конфликт
урегулирование спора
свобода договора
соглашение о порядке проведения переговоров

Аннотация статьи

Внедрение в жизнь общества переговоров и медиации, их особого вида, которое в течение трех десятков лет осуществляют конфликтологи-практики в России, показывает наибольшую приверженность ведению переговоров со стороны предпринимателей, бизнес-сообщества. В то же время среди предпринимателей распространены и другие способы управления конфликтом – обращение в суд и применение силы.

Настоящая статья направлена на обоснование переговорного процесса как наиболее подходящего бизнесу и эффективного способа управления конфликтами.

Текст статьи

Основная часть

Для того чтобы проанализировать переговоры как один из способов разрешения конфликтов в бизнесе, прежде всего, необходимо определить, что представляет собой бизнес, какие ценности и интересы разделяет бизнес-сообщество, а также какие конфликты возникают между людьми в процессе функционирования бизнеса.

Умение вести переговоры – важный навык и основополагающий фактор успеха в деловом общении. Во время переговоров собеседники обмениваются мнениями, в идеале – аргументировано и бесконфликтно отстаивают личную позицию и добиваются определённых целей, например, договариваются о сотрудничестве [2].

Правовой конфликт можно определить как ситуацию, при которой интересы одной стороны правоотношения противостоят интересам другой стороны.

Разрешением правовых конфликтов традиционно занимаются судебные органы. Судебная процедура не всегда соответствует целям урегулирования спора с учетом интересов сторон конфликта. Это связано с тем, что суд, опираясь на нормы материального и процессуального права, выносит решение, в рамках которого одна из сторон в любом случае будет проигравшей.

К числу причин, которые ведут к возникновению правовых конфликтов, можно отнести различные социальные, экономические, политические факторы, включая те, которые непосредственно связаны с правом (низкий уровень законов, их противоречивость и т. п.).

В области предпринимательства, где ведущим является экономический интерес в процессе осуществления деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли, данные факторы трансформируются и становятся более частными.

В качестве таких частных причин конфликтов в предпринимательской сфере называются: «неисполнение договорных обязательств (например, неплатежи); утечка конфиденциальной информации; необъективное представление о конкурентах и деловых партнерах; непредсказуемое поведение и непредсказуемое воздействие контрагентов; недружелюбное поглощение предприятий; различное понимание сторонами смысла договоренностей и условий контракта; ненадежность и недобросовестность деловых партнеров и др.»

Для разрешения конфликтных ситуаций возможны переговоры. Переговоры – это способ урегулирования правового конфликта непосредственно самими сторонами конфликта без участия третьих лиц.

Переговоры как способ разрешения конфликта представляет собой процесс, включающий некоторые этапы. В частности, в литературе отмечается, что «при разрешении правового конфликта процесс ведения переговоров должен включать следующие этапы:

  1. Выявление и осмысление позиций, точек зрения друг друга;
  2. Уточнение собственной позиции и позиции оппонента на непротиворечие правовым нормам;
  3. Диагностика личностных характеристик оппонента для выработки дальнейшей тактики поведения;
  4. Обсуждение, в ходе которого стороны стремятся реализовать собственные позиции (обсуждение, обоснование выдвинутых предложений);
  5. Совмещение интересов и целей сторон на основе закона, взаимных уступок и перспективных проектов;
  6. Согласование позиций, разработка вариантов в достижении соглашения;
  7. Окончательные итоги (оформление соглашения в виде устного или письменного договора, протокола о намерениях, а при желании сторон – в форме правового документа, проверка его на соответствие правовым нормам)».

Такая содержательная характеристика переговорного процесса является достаточно широкой и может использоваться для разрешения различных конфликтных ситуаций в правовой сфере.

Для урегулирования конфликта стоит условиться о порядке проведения переговоров и закрепиться в виде самостоятельного раздела договора с аналогичным названием либо включаться в раздел договора, посвященный разрешению споров в виде отдельных пунктов. Кроме того, порядок проведения переговоров может быть оформлен в виде отдельного соглашения, подписанного сторонами договора, которое является неотъемлемой частью договора.

Такое соглашение о порядке проведения переговоров, направленное на урегулирование правовых конфликтов, является разновидностью такого рода соглашений и подлежит урегулированию гражданским законодательством.

Таким образом, переговоры как самостоятельный способ урегулирования правовых споров характеризуется:

  • непосредственным разрешением правового конфликта его сторонами без участия третьих лиц;
  • осуществлением взаимных уступок в процессе переговоров, что является основным инструментом урегулирования спора;
  • возможностью определять порядок (процедуру) проведения переговоров на уровне соглашения, обязательного для сторон;
  • добровольностью реализации (исполнения) сторонами правового спора достигнутых договоренностей в результате переговоров.

Таким образом, можно утвердить, что переговоры как способ разрешения правовых конфликтов может быть весьма действенным инструментом при разрешении спорных ситуаций в сфере предпринимательства.

Заключение

Одним из способов разрешения конфликта являются деловые переговоры. Деловые переговоры – форма делового общения между собеседниками, которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций (учреждений, фирм и т. д.) для установления деловых отношений, заключения договоров, разрешения спорных вопросов или выработки конструктивного подхода к их решению. Переговоры по сравнению с деловой беседой имеют более официальный, конкретный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т. д.).

Деловые переговоры предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов, которые имеются у сторон, и требуют от участников умения достигать разумного соглашения. Оно максимально отвечает законным интересам обоих партнеров, справедливо регулирует противоречивые точки зрения, является долговременным, учитывает интересы общества, не портит отношений между сторонами. Достигнуть разумного решения сложно: для этого необходимо сотрудничество сторон, когда происходит сближение интересов и отыскивается обоюдная выгода, на основе взаимоприемлемого варианта решения спорного вопроса.

Список литературы

  1. Брыжинский А.А. «Альтернативное разрешение правовых споров и конфликтов», 2006.
  2. Левин В.Ф., Брыжинский А.А., Худойкина Т.В. «Перспективы развития альтернативных форма разрешения правовых споров и конфликтов», 2006.
  3. Дельцова Н.В. «Переговоры как способ урегулирования правовых конфликтов в сфере предпринимательства», 2007.
  4. Мокшанцев Р.И. «Психология переговоров», 2002.
  5. Саркисян Б. «Победа на переговорах», 1998.

Поделиться

333

Муллозода Р. Т. Переговоры как способ урегулирования правовых конфликтов в сфере предпринимательства // Актуальные исследования. 2024. №35 (217). Ч.II.С. 22-24. URL: https://apni.ru/article/10004-peregovory-kak-sposob-uregulirovaniya-pravovyh-konfliktov-v-sfere-predprinimatelstva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря