Главная
АИ #36 (218)
Статьи журнала АИ #36 (218)
Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста с помощью игротерапи...

Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста с помощью игротерапии

Рубрика

Психология

Ключевые слова

агрессивность
агрессивное поведение
игра
игротерапия
игровая деятельность
дошкольный возраст

Аннотация статьи

В статье раскрывается о коррекции агрессивного поведения старших дошкольников посредством игротерапии. Сформулированы рекомендации по коррекции и профилактики агрессивности детей в игровой деятельности. Так же разъясняется значение понятия агрессивного поведения, описываются его виды.

Текст статьи

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт: отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др. [5, c. 12].

Проявление агрессии в дошкольном возрасте варьируется в зависимости от реакции родителей и воспитателей: в случае нетерпимости к проявлениям открытой агрессии, могут формироваться символические формы агрессивного поведения (нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии). Причинами проявления агрессии в поведении у детей дошкольного возраста чаще всего являются специфические проявления индивидуальности психологического и биологического характера, а также процессы жизнедеятельности в семье и в других социальных образованиях [1, c. 36].

Виды агрессивности у ребенка

Многообразие проявлений агрессивного поведения можно сгруппировать на виды:

  • Агрессивность физическая с использованием предметов, направленная на другого (сверстника, взрослого, на животных).
  • Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физической с элементами садизма, направленная на другого.
  • Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.
  • Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или открытая, направленная или выражающаяся через (на) предмет, направленная на взрослого, на себя, на животных.
  • Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.

Повышенная агрессивность детей выступает как устойчивое качество личности. Многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека [5, c. 58].

Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего у малыша формируется враждебность к окружающему миру в виде длительных и частых негативных эмоций.

Существует множество причин, провоцирующих агрессивность детей:

1. «Семейные» причины:

  • неприятие детей родителями;
  • безразличие, или враждебность со стороны родителей;
  • разрушение эмоциональных связей в семье;
  • неуважение к личности ребенка;
  • чрезмерный контроль, или полное отсутствие его;
  • избыток, или недостаток внимания со стороны родителей;
  • запрет на физическую активность;
  • отказ в праве на личную свободу.

2. «Личные причины»:

  • подсознательное ожидание опасности;
  • неуверенность в собственной безопасности;
  • личный отрицательный опыт;
  • эмоциональная нестабильность;
  • недовольство собой;
  • повышенная раздражительность;
  • чувство вины;
  • плохое самочувствие, переутомление;
  • влияние продуктов питания;
  • влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха;
  • темперамент.

Многими исследователями отмечено, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивные дети способны принести множество неприятностей не только окружающим, но и себе самим [2, c. 26].

Поэтому в таких случаях необходимо применение психологической коррекции агрессивного поведения у дошкольников. Наиболее благоприятной формой работы является игротерапия.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника.

Игротерапия является методом психотерапевтического воздействия на поведение ребенка, созданным на основе педагогических игр, основная цель которого заключается в том, чтобы давать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игротерапия делится на 3 вида: недирективная игротерапия, директивная и смешанная [2, c. 69].

Функции педагога-психолога в процессе игротерапии – это эмоциональное сопереживании ребенку, отражение и вербализация его чувств, в создании атмосферы принятия ребенка и т. д.

Общие примерные рекомендации к проведению игротерапевтического занятия: соответствие игр особенностям детей, продолжительность занятий 15–20 минут, зависимость наполняемости групп от содержания игры и особенностей личностного развития детей.

Использование игр на урегулирование агрессивных проявлений является довольно эффективным способом воздействия на поведение детей.

Пример игры на обучение сдерживанию импульсивных проявлений:

Игра «Драка». Педагог-психолог говорит: «Представь, что вы с твоим другом сильно поссорились. Вот-вот начнется драка. Попробуй глубоко вдохнуть, очень крепко стиснуть зубы, сожми как можно сильнее кулаки, вдави изо всех сил пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Подумай, стоит ли 8 драться с другом? Ведь вы с ним не враги. Выдохни, расслабься, успокойся. Ура! Теперь неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»

Пример игры на снятие агрессии, мышечных зажимов:

Игра «Колючий ежик». Педагог-психолог предлагает детям представить себя ежиками, которые приготовились встретить опасность. При этом им необходимо «защищаться иголками» и сильно «сжиматься в клубочек». Как только опасность миновала, и все неприятели разошлись, ежики собираются в круг (дети встают в круг, берутся за руки). Вместе с ведущим по его команде они медленно тянутся к воображаемому солнышку, взявшись за руки, чтобы «согреться». Игру следует сопровождать добрыми детскими песенками о дружбе. Игра повторяется 3 раза.

Пример игры на преодоление упрямства и негативизма:

Игра «Капризный ребёнок». Дети встают в круг, в центре круга лежит физкультурный обруч. Дети, входящие в обруч, по очереди показывают капризного ребенка (топают ногами, строят обиженные рожицы, «понарошку» капризничают). Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и капризный ребенок»: при этом один ребенок капризничает, а другой – родитель, – его уговаривает успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя [2, c. 88].

Список литературы

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых Психокоррекционная работа с гиперактивными агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. – 102 c.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с.
  3. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «ПлэЙТ», 2004. – 48 с.
  4. Балеевских А.С. Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста //Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2014-2015 уч. г. URL: http://festival.lseptember.ru/articles/637095/.
  5. Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004.
  6. Михайленко Л.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. – М., 2000.

Поделиться

139

Лященко И. Ю. Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста с помощью игротерапии // Актуальные исследования. 2024. №36 (218). Ч.II.С. 78-80. URL: https://apni.ru/article/10005-korrekciya-agressivnogo-povedeniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoshyu-igroterapii

Похожие статьи

Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября