Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт: отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др. [5, c. 12].
Проявление агрессии в дошкольном возрасте варьируется в зависимости от реакции родителей и воспитателей: в случае нетерпимости к проявлениям открытой агрессии, могут формироваться символические формы агрессивного поведения (нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии). Причинами проявления агрессии в поведении у детей дошкольного возраста чаще всего являются специфические проявления индивидуальности психологического и биологического характера, а также процессы жизнедеятельности в семье и в других социальных образованиях [1, c. 36].
Виды агрессивности у ребенка
Многообразие проявлений агрессивного поведения можно сгруппировать на виды:
- Агрессивность физическая с использованием предметов, направленная на другого (сверстника, взрослого, на животных).
- Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физической с элементами садизма, направленная на другого.
- Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.
- Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или открытая, направленная или выражающаяся через (на) предмет, направленная на взрослого, на себя, на животных.
- Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.
Повышенная агрессивность детей выступает как устойчивое качество личности. Многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека [5, c. 58].
Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего у малыша формируется враждебность к окружающему миру в виде длительных и частых негативных эмоций.
Существует множество причин, провоцирующих агрессивность детей:
1. «Семейные» причины:
- неприятие детей родителями;
- безразличие, или враждебность со стороны родителей;
- разрушение эмоциональных связей в семье;
- неуважение к личности ребенка;
- чрезмерный контроль, или полное отсутствие его;
- избыток, или недостаток внимания со стороны родителей;
- запрет на физическую активность;
- отказ в праве на личную свободу.
2. «Личные причины»:
- подсознательное ожидание опасности;
- неуверенность в собственной безопасности;
- личный отрицательный опыт;
- эмоциональная нестабильность;
- недовольство собой;
- повышенная раздражительность;
- чувство вины;
- плохое самочувствие, переутомление;
- влияние продуктов питания;
- влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха;
- темперамент.
Многими исследователями отмечено, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивные дети способны принести множество неприятностей не только окружающим, но и себе самим [2, c. 26].
Поэтому в таких случаях необходимо применение психологической коррекции агрессивного поведения у дошкольников. Наиболее благоприятной формой работы является игротерапия.
Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника.
Игротерапия является методом психотерапевтического воздействия на поведение ребенка, созданным на основе педагогических игр, основная цель которого заключается в том, чтобы давать ребёнку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игротерапия делится на 3 вида: недирективная игротерапия, директивная и смешанная [2, c. 69].
Функции педагога-психолога в процессе игротерапии – это эмоциональное сопереживании ребенку, отражение и вербализация его чувств, в создании атмосферы принятия ребенка и т. д.
Общие примерные рекомендации к проведению игротерапевтического занятия: соответствие игр особенностям детей, продолжительность занятий 15–20 минут, зависимость наполняемости групп от содержания игры и особенностей личностного развития детей.
Использование игр на урегулирование агрессивных проявлений является довольно эффективным способом воздействия на поведение детей.
Пример игры на обучение сдерживанию импульсивных проявлений:
Игра «Драка». Педагог-психолог говорит: «Представь, что вы с твоим другом сильно поссорились. Вот-вот начнется драка. Попробуй глубоко вдохнуть, очень крепко стиснуть зубы, сожми как можно сильнее кулаки, вдави изо всех сил пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Подумай, стоит ли 8 драться с другом? Ведь вы с ним не враги. Выдохни, расслабься, успокойся. Ура! Теперь неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»
Пример игры на снятие агрессии, мышечных зажимов:
Игра «Колючий ежик». Педагог-психолог предлагает детям представить себя ежиками, которые приготовились встретить опасность. При этом им необходимо «защищаться иголками» и сильно «сжиматься в клубочек». Как только опасность миновала, и все неприятели разошлись, ежики собираются в круг (дети встают в круг, берутся за руки). Вместе с ведущим по его команде они медленно тянутся к воображаемому солнышку, взявшись за руки, чтобы «согреться». Игру следует сопровождать добрыми детскими песенками о дружбе. Игра повторяется 3 раза.
Пример игры на преодоление упрямства и негативизма:
Игра «Капризный ребёнок». Дети встают в круг, в центре круга лежит физкультурный обруч. Дети, входящие в обруч, по очереди показывают капризного ребенка (топают ногами, строят обиженные рожицы, «понарошку» капризничают). Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и капризный ребенок»: при этом один ребенок капризничает, а другой – родитель, – его уговаривает успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя [2, c. 88].