На сегодняшний день каждый педагог ДОУ использует на своих занятиях интерактивные технологии, позволяющие использовать текстовый, графический, звуковой материал одновременно, что является эффективным средством в работе с детьми. Поэтому включение в работу с дошкольниками интерактивных средств обучения, в виде интерактивных игр и интерактивных игр-презентаций, является актуальным. Общение с мультимедиа технологиями вызывает у детей живой интерес [3, c. 56].
В образовательной деятельности по английскому языку используются различные формы ИКТ:
- Использование готовых электронных продуктов;
- Использование мультимедийных презентаций;
- Использование ресурсов сети Интернет;
- Использование ИКТ в сочетании с методом проектов;
- Информационно-коммуникационные технологии.
Дошкольное образование на современном этапе требует новых путей решения для повышения качества образования дошкольников. Компьютерные технологии в настоящее время считаются вспомогательными средствами в обучении дошкольников английскому языку [4].
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка, дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям.
В детском саду изучение иностранного языка – это не учеба, а любимая игра. Игра – это главный мотивационный двигатель ребёнка, тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к общению на иностранном языке. Обучение языку в игровой форме даёт возможность проявить себя каждому ребёнку, потому что находчивость и сообразительность помогают преодолеть трудности в усвоении нового материала [3].
Применение компьютерных технологий способствует ускорению процесса обучения, роста интереса дошкольников к иностранному языку, улучшают качество усвоения материала.
Организованная образовательная деятельность по английскому языку с использованием интерактивного обучения отличаются разнообразием, повышенным интересом дошкольников к английскому языку, эффективностью.
Интерактивность означает способность взаимодействовать, беседовать с кем-либо. По сравнению с активными методами, интерактивные ориентированы не только на общее взаимодействие педагога с дошкольниками, но и на взаимодействие детей друг с другом.
Интерактивная игра помогает развивать у детей такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.
Работа с интерактивными играми может быть организована в разных формах:
- индивидуальная форма (предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач);
- для решения заданий в паре;
- при использовании групповой формы (дети делятся на подгруппы).
Интерактивные игры – отличный помощник в образовательном процессе ребенка, они вызывают у детей:
- познавательный интерес;
- способствуют снятию напряжения, утомления;
- могут служить средствами развития речи;
- развивают мелкую моторику;
- развивают память и внимание;
- развивают понятия формы, цвета и величины;
- развивают воображение и творческие способности;
- развивают элементы наглядно-образного мышления;
- развивают работоспособность дошкольников.
Современные интерактивные игры разработаны с учетом требований ФГОС ДО (как элемент пространственно-развивающей среды ДОУ) и являются обучающими программами направленными на:
- формирование правильного произношения;
- развитие лексического словаря;
- развитие элементарных коммуникативных навыков общения на английском языке;
- развитие фонетического восприятия (звуки, ударение, ритм, интонация).
Преимущество интерактивных игр в том, что их можно использовать на любом этапе в организованной образовательной деятельности, как при изучении нового материала, так и при повторении и закреплении материала.
Использование интерактивных игр расширяет возможности педагога в выборе материалов и форм обучения, делает занятия яркими и увлекательными, эмоционально насыщенными. Они помогают:
- развивать грамматический строй речи;
- развивать связную речь - диалогическую и монологическую;
- формировать активный словарь у дошкольников;
- формировать и развивать звуковую культуру речи.
Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:
Развивающие игры: направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения. В них нет четко выделенной дидактической задачи – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка.
Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на формирование у детей начальных математических представлений, обучением иностранному языку.
Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенка дошкольника. К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.
Применяя интерактивные игры в организованной образовательной деятельности по английскому языку, повышается мотивация у детей к обучению, дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений [5, с. 21-28].
Чтобы интерактивное обучение дошкольников не причинило вреда для здоровья необходимо соблюдать все гигиенические нормы при взаимодействии ребенка с компьютером, осуществлять содержательный отбор игр и систематично проводить физминутки и гимнастику для глаз.
Всё это делает занятие на английском языке с дошкольниками ярким, насыщенным, повышает интерес детей к изучению английского языка.
Таким образом, применение метода интерактивных игр в образовательном процессе дошкольного образования наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.