Конкурентоспособность в современных условиях изменений внешнего и внутреннего рынка играет ключевую роль. Конкурентоспособность определяется способностью торгового предприятия осуществлять торговые операции в условиях необходимости обеспечения преимуществ на международном рынке по качеству, цене и инновациям.
В условиях глобализации экономики и цифровой трансформации, конкурентоспособность становится еще более значимой. Для обеспечения политики конкурентоспособности необходимо соответствующая система управления. Организационная структура ООО «Мировые вина» представлена на рисунке.
Эта структура управления является линейно-функциональной и осуществляет контроль внутренних процессов компании, и успешную реализацию бизнес-стратегий.
Рис. Организационная структура ООО «Мировые вина» (составлено автором по данным ООО «Мировые вина»)
Информационно-аналитическая система торгового предприятия ООО «Мировые вина» включает в себя информационную систему для финансовых целей, для управленческих целей, для налогообложения.
Общая оценка сбалансированного развития организации определяется по четырем группам показателей: оценка показателей качества эффективности деятельности; оценка показателей качества эффективности использования ресурсов; оценка качества компетенций управленческого персонала; оценка качества принятия стратегических, организационно-управленческих, организационно-экономических решений.
Рентабельность – это относительный экономический показатель, отражающий уровень доходности, прибыльности и результативности предприятия. Комплексно, все виды рентабельности, отражают эффективность деятельности предприятия в целом, эффективность использования активов относительно получаемого дохода и затрат, а также эффективность использования активов и собственного капитала предприятия (табл. 1).
Таблица 1
Расчет показателей рентабельности ООО «Мировые вина» за 2021-2023гг [1] (составлено автором по данным ООО «Мировые вина»)
Показатели | 2021 г. | 2022 г. | Абс. измен., 2021-2022 г. | 2023 г. | Абс. измен., 2022-2023 г. |
Значение рентабельности продукции | 12,72 | 12,60 | -0,13 | 19,85 | 7,26 |
Значение рентабельности активов | 31,16 | 31,06 | -0,10 | 27,37 | -3,69 |
Значение рентабельности внеоборотных активов | 672,86 | 760,65 | 87,79 | 94,86 | -665,79 |
Значение рентабельности продаж | 9,44 | 9,47 | 0,03 | 14,15 | 4,68 |
Значение рентабельности текущих активов | 32,68 | 32,38 | -0,29 | 38,48 | 6,09 |
Значение рентабельности собственного капитала | 63,71 | 46,48 | -17,23 | 49,75 | 3,27 |
Результаты исследования изменений динамики показателей рентабельности различных аспектов деятельности компании ООО «Мировые вина» за 2021–2023 годы определили области, требующие внимания для улучшения финансовых результатов.
Рентабельность продукции по абсолютным темпам изменения сравнительных периодов 2022-2023 года составил 7.26 это достаточно для обеспечения безрисковых ситуаций (критерием аудиторского риска является 10%), но требует разработки плана по оптимизационной стратегии рентабельности предприятия. Увеличение размера активов повлияло на уменьшение значения рентабельности активов с 31,16 до 27,37%. Увеличение размера внеоборотных активов повлияло на уменьшение значения рентабельности внеоборотных активов с 672,86 до 94,86%.
Увеличение чистой прибыли повлияло на рост значения рентабельности текущих активов с 32,68 до 38,98%. Данное изменение можно признать положительным, но в современных условиях формирования бюджета России целесообразно и часть собственного капитала, часть текущих активов направить бюджет региона по специальной социальной программе, и за счет этого выполнить социальную роль, обеспечивая при этом снижение долгов, и даже возможно снижение своих налогов.
Рост чистой прибыли является положительным фактором, но акционерам предприятия следует обратить внимание на возможное направление прибыли в части на расширения торговых площадей.
По причине роста размера собственного капитала значение рентабельности собственного капитала уменьшилось с 63,71 до 49,75%.
В современных условиях организации и управления помимо понятия конкурентоспособность следует выделить понятие «конкурентноустойчивость» на региональном, общероссийском, отраслевом рынке торговой деятельности.
Таблица 2
Показатели рентабельности продукции по России, по отрасли организации по России и Челябинской области, % [2] (составлено автором по данным Росстата)
Показатели | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
Рентабельность продукции по России | 10,8 | 9,4 | 11,5 |
Рентабельность продукции по России в отрасли розничной продажи алкогольной продукции | 8,9 | 9,9 | 10,7 |
Рентабельность продукции по Челябинской области в отрасли розничной продажи алкогольной продукции | 10,9 | 11,7 | 12,3 |
Оценочным показателем является доходность, которая исчисляется как соотношение финансовых результатов к объему продаж (анализируется соотношение рентабельности продаж и доходов от продаж).
Необходимо отметить, что показатели рентабельности продукции в целом по России, по Челябинской области имеют положительную тенденцию за счет роста прибыли от продаж.
По мнению М. А. Макарченко содержание понятия «конкурентоустойчивость» предполагает наличие у организации реальной и потенциальной возможности обеспечить превосходство над своими конкурентами в различных условиях при условии постоянного совершенствования ключевых бизнес-процессов [3, с. 134].
Е. Н. Богданова считает «конкурентоустойчивостью» такое свойство хозяйствующего субъекта, которое определяет его способность к стабильному функционированию и развитию в условиях возмущений конкурентной среды, проявляющуюся в наличии изменяющегося во времени оптимального соотношения критериев и факторов устойчивости [4, с. 55].
Т. Н. Рябченко определяет «конкурентоустойчивость» в качестве способности хозяйствующего субъекта противостоять своим конкурентам в условиях усиления конкурентного давления с их стороны [5, с. 200].
В статье рассматривается финансовое состояние по ряду показателей и рентабельность деятельности торгового предприятия ООО «Мировые вина» за период 2021–2023 гг. Основное внимание уделено анализу ключевых финансовых показателей, динамическому анализу финансовых показателей.
За анализируемый период компания имеет устойчивый рост чистой прибыли, что свидетельствует о правильной стратегии продаж и управления затратами. В статье отмечается значительное улучшение управления текущими активами, что привело к росту их рентабельности. Несмотря на положительные финансовые результаты, наблюдается снижение рентабельности собственного капитала, что требует пересмотра подходов к управлению собственными средствами. Все это обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования финансовой стратегии компании для поддержания и улучшения ее рентабельности и конкурентоспособности на рынке.