Главная
АИ #36 (218)
Статьи журнала АИ #36 (218)
Система Марии Монтессори в области развития детей

Система Марии Монтессори в области развития детей

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагогические взгляды Марии Монтессори
дидактический Монтессори-материал
интеллектуальное развитие ребенка

Аннотация статьи

Воспитание по методу Марии Монтессори существенно отличается от традиционных подходов.

Монтессори педагог не проводит уроки и не требует положить руки на парту и внимательно слушать, у детей есть возможность и время познавать то, что им интересно, а специально организованная Монтессори среда заботится о том, чтобы «интересно» было всегда и «полезно». Благодаря этим условиям Монтессори метод получил международное признание.

Дети, обученные по системе Монтессори, стабильно демонстрируют интерес к учёбе, развитые навыки самоконтроля, успешно осваивают школьную программу и интеллектуально развиты, родители гордятся своими талантливыми, самостоятельными и по-настоящему счастливыми детьми.

Текст статьи

Основная часть

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, так как формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. Именно в дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. В этом задействуется работа памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

Для интеллектуального развития важно использовать в материалы М. Монтессори.

По теории М. Монтессори, в развитии интеллектуальных способностей дошкольников важное место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.

Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности. Это могут быть конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие игры [2].

Ребенок учится выделять цель, осуществлять действия для ее реализации, работая с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, уметь догадываться, проявлять умственное напряжение, уметь логически мыслить.

Игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Запускает механизм развития, которые без участия взрослых могут быть заторможены или не работать вообще [2].

Метод Монтессори считает, что с восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание, а запоминание, мышление, воображение базируются на основе образов восприятия, являясь результатом их восприятия.

Игры, по теории Монтессори помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе и помогают в умственном развитии ребенка [3].

Монтессори-игры, как таковые, не нуждаются в особом или сложном инвентаре – это могут быть самые разные «подручные» средства – банки с крышками, бельевые прищепки, сыпучие продукты, а также игрушки, сшитые своими руками.

Методика Марии Монтессори, направляет ребенка на гармоничное развитие и личностный рост, но для этого необходима совершенно особенная среда, которая наполнена дружественным отношением, отсутствием соперничества, отсутствием авторитарного отношения, для комфортного получения знаний [3].

Цель Монтессори-материалов поспособствовать ребенку развить самостоятельность, развить слух, скоординировать движения.

Поскольку метод Монтессори подразумевает минимальное вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её.

Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Кроме того, с помощью Монтессори-игр у ребенка развивается терпение, усидчивость, умение владеть собой при любых обстоятельствах, даже когда что-то совсем не получается [3].

Педагоги считают, что Монтессори-материалы – это нечто среднее между развивающими игрушками и настоящими учебными пособиями [3].

Благодаря методике обучения М. Монтессори, дети познают, что ошибки позитивны и можно ошибаться. В детях воспитывается терпение, они сносно относятся к чужим ошибкам. Они умеют договариваться и принимать чужую помощь, если сами не справляются. Они не кичатся своими успехами, нет духа соперничества, что очень важно, чтобы добиться счастья в жизни.

Заключение

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, так как позволяет сформировать навыки для успешного овладения учебной деятельностью.

Педагогическая система Марии Монтессори предполагает саморазвитие ребенка в специально подготовленной среде и суть такой методики состоит в индивидуальном подходе к ребенку и организации для него необходимых условий для самообразования.

Таким образом, методика Монтессори, доказала способность организации предметно-развивающей среды, дает замечательную возможность стимуляции и развития интеллектуальных способностей ребенка. Разнообразие дидактических материалов, форм и видов работы на занятиях позволяет развивать различные аспекты речи и произвольности ребенка, активизировать внимание, увеличить работоспособность, скорость и гибкость мышления, улучшить эмоционально-волевую сферу, взаимодействие с окружающими и, как следствие, расширении возможностей социальной адаптации ребенка, а также развития интеллекта., что конечно же повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека [4].

Список литературы

  1. Лыков С.В. М. Монтессори Помоги мне сделать это самому. 2012 г.
  2. Ильина М. Психологическая оценка интеллекта у детей. 2006 г.
  3. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори- материал. 2011 г.
  4. Метиева Л.А, Удалова Э.Я. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006.

Поделиться

187

Яковлева С. В. Система Марии Монтессори в области развития детей // Актуальные исследования. 2024. №36 (218). Ч.II.С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/10021-sistema-marii-montessori-v-oblasti-razvitiya-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря