Основная часть
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, так как формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. Именно в дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. В этом задействуется работа памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Для интеллектуального развития важно использовать в материалы М. Монтессори.
По теории М. Монтессори, в развитии интеллектуальных способностей дошкольников важное место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности. Это могут быть конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие игры [2].
Ребенок учится выделять цель, осуществлять действия для ее реализации, работая с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, уметь догадываться, проявлять умственное напряжение, уметь логически мыслить.
Игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Запускает механизм развития, которые без участия взрослых могут быть заторможены или не работать вообще [2].
Метод Монтессори считает, что с восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание, а запоминание, мышление, воображение базируются на основе образов восприятия, являясь результатом их восприятия.
Игры, по теории Монтессори помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе и помогают в умственном развитии ребенка [3].
Монтессори-игры, как таковые, не нуждаются в особом или сложном инвентаре – это могут быть самые разные «подручные» средства – банки с крышками, бельевые прищепки, сыпучие продукты, а также игрушки, сшитые своими руками.
Методика Марии Монтессори, направляет ребенка на гармоничное развитие и личностный рост, но для этого необходима совершенно особенная среда, которая наполнена дружественным отношением, отсутствием соперничества, отсутствием авторитарного отношения, для комфортного получения знаний [3].
Цель Монтессори-материалов поспособствовать ребенку развить самостоятельность, развить слух, скоординировать движения.
Поскольку метод Монтессори подразумевает минимальное вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её.
Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Кроме того, с помощью Монтессори-игр у ребенка развивается терпение, усидчивость, умение владеть собой при любых обстоятельствах, даже когда что-то совсем не получается [3].
Педагоги считают, что Монтессори-материалы – это нечто среднее между развивающими игрушками и настоящими учебными пособиями [3].
Благодаря методике обучения М. Монтессори, дети познают, что ошибки позитивны и можно ошибаться. В детях воспитывается терпение, они сносно относятся к чужим ошибкам. Они умеют договариваться и принимать чужую помощь, если сами не справляются. Они не кичатся своими успехами, нет духа соперничества, что очень важно, чтобы добиться счастья в жизни.
Заключение
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, так как позволяет сформировать навыки для успешного овладения учебной деятельностью.
Педагогическая система Марии Монтессори предполагает саморазвитие ребенка в специально подготовленной среде и суть такой методики состоит в индивидуальном подходе к ребенку и организации для него необходимых условий для самообразования.
Таким образом, методика Монтессори, доказала способность организации предметно-развивающей среды, дает замечательную возможность стимуляции и развития интеллектуальных способностей ребенка. Разнообразие дидактических материалов, форм и видов работы на занятиях позволяет развивать различные аспекты речи и произвольности ребенка, активизировать внимание, увеличить работоспособность, скорость и гибкость мышления, улучшить эмоционально-волевую сферу, взаимодействие с окружающими и, как следствие, расширении возможностей социальной адаптации ребенка, а также развития интеллекта., что конечно же повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека [4].