В последние годы в России и в мире в целом, наметилась тенденция к увеличению числа банковских операций, совершаемых мошенниками. Часто жертвами таких преступлений являются одинокие пожилые люди – преступным элементам наиболее легко войти к таким людям в доверие и реализовать свой преступный умысел [1].
Только за прошедший год в Забайкальском крае на уловки преступников попались более одной тысячи двухсот человек, общий ущерб которых составляет более 12 млн рублей [2]. Такая ситуация обуславливает актуальность рассматриваемой темы и объясняет необходимость ужесточения со стороны финансовых организаций контроля безопасности банковских операций с картами и электронными счетами клиентов.
Мошенники и киберпреступники используют различные способы обмана клиентов банков. Они звонят по телефону, представляются сотрудниками банков, сотрудниками правоохранительных органов, сообщают потенциальным жертвам о сторонних операциях по их счетам, и люди им верят. В подобных ситуациях финансовые потери несут не только сами потребители банковских услуг, но и банки.
Бывают ситуации, когда граждане сами оставляют без присмотра свои банковские карты, облегчая возможность третьим лицам незаконно воспользоваться своими денежными средствами. В настоящее время во многих торговых точках при расчете банковской картой до определенной суммы нет необходимости введения личного пароля от карты (пин кода), что позволяет использовать ее для оплаты преступными лицами необходимых им покупок за счет другого лица.
Кроме того, необходимо отметить, что зачастую банковские данные распространяются среди мошенников самими работниками сферы банковского обслуживания, за что последние имеют определенный процент с каждого обманутого пользователя. Иным словами, мошенники находятся в сговоре с должностными лицами, имеющими достаточные знания о персональных данных клиента, на чем незаконно зарабатывают.
Однако, как объясняют представители в группе компаний «IB», отвечающей за информационную безопасность, обычный пользователь не может знать, действительно ли были украдены данные его карты, или он самостоятельно прошел по ненадежной ссылке в сети интернет, что привело к раскрытию им всем защищающих его счета данных [3, с. 33].
Нужно констатировать, что степень защиты информации и данных клиентов на сегодняшний день ниже уровня технологического оснащения и знаний преступников. Часто, как указывает ЦБ РФ, банки сами того не зная, раскрывают доступ к скрытым сведением, что в дальнейшем приводит к наступлению финансовых рисков для банка и клиента.
Из вышеуказанного напрашивается вывод том, что банкам и финансовым организациям необходимо серьезно отнестись к вопросам безопасности операций по банковским картам своих клиентов. Безусловно первостепенная задача банка – защитить персональные данные клиентов от собственных же сотрудников, а это значит усилить работу службы собственной безопасности банка.
Системы банковской безопасности регулярно подвергаются «внешним атакам» [4]. Способствует этому использование потребителями различных мобильных приложений, чатов в приложении самого банка, которым пользуется клиент, привязка электронной почты к банковской карте для оплаты различного рода услуг (от ЖКХ до использования услуг такси). Цель такого внешнего внедрения в работу между банком клиентом – извлечение прибыли через продажу данных. Так работают целые организованные группы хакеров, в которой каждому ее члену отведена своя роль. Чаще всего, эти люди даже не подразумевают о существовании друг друга.
Защитить себя от потери финансов здесь может лишь сам клиент банка, но трудно представить, что в эпоху развития информационных технологий, человек откажется от их использования.
Тем не менее представим ряд рекомендаций для банковских клиентов по защите своих финансов, хранящихся на банковских счетах:
- не раскрывать посторонним лицам сведения CVV (три цифры позади карты) и PIN-код;
- максимально снизить число информации, связанной с банковской картой в сети интернет;
- использовать двухуровневую систему безопасности данных карты при входе в приложения банка;
- не использовать непроверенные и опасные ссылки в сети интернет.
В целом, вопрос безопасности транзакций по банковским картам оказывает существенное влияние на финансовые потери. Банки обязаны возвращать украденные деньги клиентам и внедрять сложные системы безопасности, что требует значительных финансовых ресурсов. Клиенты, в свою очередь, теряют деньги и доверие к системе, что может сократить использование банковских карт и количество транзакций. Решение этой проблемы требует постоянного сотрудничества между банками, правительством и компетентными органами для разработки и внедрения более эффективных мер безопасности и предотвращения финансовых потерь.