В связи с обострением международной политической ситуации в мире, в вооружённых силах РФ проводится ряд структурных изменений. Формируются новые военные округа и подразделения, происходит кадровая перестановка, перевооружение российской армии, вводятся новые требования к профессиональным знаниям и качествам военнослужащих. 14 июня 2024 года на конференции с Министерством иностранных дел Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил значимость омоложения командного состава ВС РФ. По словам президента «здесь нужны современные люди, с современным подходом – и опытные, и в то же время достаточно молодые для своего уровня командования войсками» [1]. Новые задачи необходимо органично интегрировать и в высшем военном образовании. Сегодня всё больше требуются офицеры, способные не только качественно и профессионально выполнять свои служебно-боевые задачи, но и быть психологически готовыми взять на себя, в случае необходимости, командование, несмотря на свой возраст и отсутствие подобного опыта. Способность управлять собственными эмоциями, навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций, адаптация к дискомфортным условиям, регулярные интеллектуальные и физические нагрузки – то, с чем сталкивается каждый курсант в военном училище. Именно поэтому профессионально-психологической подготовке будущих командиров уделяется особое значение в процессе обучения.
Для определения уровня психологической стрессоустойчивости будущих командиров было проведено исследование по определению доминирующих копинг-стратегий у курсантов, завершающих обучение в высшем военном училище. В исследовании приняли участие 96 респондентов - курсанты 4 курса, обучающиеся на факультете «применение мотострелковых войск».
Методики исследования:
- Опросник Э. Хайма.
- «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана.
Скрининговая методика копинг-поведения Хайма [2] исследует 26 ситуативных вариантов копинга, которые распределены по трём сферам психической деятельности: эмоциональной, когнитивной и поведенческой.
В каждой из этих сфер выбранный механизм копинг-стратегии является конструктивным или неконструктивным. Респондентам предлагается выбрать один из вариантов копинг-поведения, который они используют для преодоления стресса. Полученные результаты ранжируются по сферам и соотносятся с определённым копинг-механизмом. Далее устанавливается степень их конструктивности у каждого участника опроса.
Методика Д. Амирхана [3] выявляет доминирующие копинг-стратегии личности. Испытуемые, ознакомившись с утверждениями, должны выбрать наиболее близкую для себя модель поведения в стрессовой ситуации. По результатам диагностики определяются преобладающие копинги: разрешения проблем, поиска социальной поддержки или избегания.
Согласно полученным данным по исследованию копинг-стратегий у курсантов 4 курса высшего военного командного училища, в процентном соотношении большинство испытуемых используют конструктивные копинг-стратегии для совладания со стрессом [4, с. 56]. В поведенческой сфере 81% предпочитают преодолевать трудности через отвлечение, сотрудничество или альтруизм. В когнитивной сфере у участников психологической диагностики преобладают такие копинги, как проблемный анализ и придание смысла – 72%. Эмоционально обучающиеся 4 курса предпочитают справляться со стрессовыми ситуациями оптимистично – 90%. По методике Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий» 89% респондентов выбирают способ разрешения проблем.
Те же курсанты, согласно данным психологической диагностики, проводимой в 2022 году, будучи готовыми к воинской службе, в основном использовали неконструктивные модели копинг-механизмом. В поведенческой сфере 67% выбирали активное избегание, в когнитивной – 55% справлялись с трудностями через игнорирование и в эмоциональной сфере 62% использовали пассивную кооперацию для преодоления проблемных ситуаций.
На основе перечисленных данных можно сделать вывод, что курсанты в процессе обучения в высшем военном командном училище успешно освоили конструктивные копинг-механизмы и психологически готовы к выполнению служебно-боевых задач в должности командира.