Трудовой кодекс Российской Федерации [1], как основной акт отрасли, отразил ключевые тенденции развития трудового законодательства. Одной из ярко выраженных тенденций является обособление законодательства о занятости населения. В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько актов, которые регламентируют отношения в исследуемой сфере: Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» [2, с. 4-18], Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» [3], а также ряд административных регламентов, определяющих предоставление отдельных государственных услуг в сфере занятости.
Однако, действующее трудовое законодательство Российской Федерации содержит лишь фрагментарные нормы, регулирующие отдельные виды нестандартных трудовых отношений. Отсутствие целостной концепции, четких критериев их правовой идентификации порождает неопределенность статуса работников, занятых нетипичными формами труда, и ряд сложностей в правоприменительной практике. В этой связи актуальным представляется исследование возможностей использования такого гибкого правового инструмента, как договор «смешанного типа», для регулирования разнообразных моделей нестандартной занятости. Сочетание в едином соглашении элементов трудового и гражданско-правового регулирования может обеспечить баланс интересов работодателей и работников, повысить степень защищенности последних при сохранении необходимой гибкости занятости.
Целью статьи - комплексный анализ потенциала договора «смешанного типа» в качестве правового механизма, способного обеспечить эффективное регулирование нетипичных форм занятости на современном российском рынке труда.
Трудовая деятельность без трудового договора опережает деятельность, основанную на классических трудовых отношениях в основе, которых лежит трудовой договор между работодателем и работником. Влияние трудового договора в складывающихся современных экономических реалиях на складывающиеся трудовые отношения уменьшается, хотя трудовая деятельность и сами отношения между субъектами экономических отношений не исчезли. Из этого можно сделать вывод, что воздействие нестандартных форм занятости повлечёт пересмотр основного признака трудовых правоотношений и наличие либо отсутствие в трудовых отношениях одного только трудового договора перестанет быть определяющим.
Договор «смешанного типа» даст возможность приблизить договорные формы к конкретным обстоятельствам и потребностям сторон договора, не ослабляя при этом эффективности правового регулирования. Данная конструкция позволяет сочетать в едином соглашении элементы трудового и гражданско-правового регулирования, что дает возможность комплексно учитывать специфику различных форм нестандартной занятости.
Реализация потенциала договора «смешанного тип» в этой области требует совершенствования нормативно-правовой базы, включая закрепление самой возможности его применения и разработку четких критериев разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений. Целесообразно предусмотреть эффективный механизм разрешения возможных споров, связанных с определением правовой природы таких соглашений. Как полагают Н. Л. Лютов и И. В. Войтковская, необходима разработка детальных критериев в отношении признаков наличия трудовых правоотношений в рамках нетипичных форм занятости. Такие критерии могут быть обобщены и опубликованы в рамках постановления Пленума Верховного Суда РФ, а вопрос о предоставлении платформенным трудящимся социально-трудовых прав и гарантий наравне с работниками должен быть закреплен на уровне трудового законодательства [4, с. 149-159].
Таким образом, прослеживаемая тенденция в развитии договорно правового регулирования социально-трудовых отношений в нестандартных формах занятости, о чём свидетельствует сегодняшняя повестка дня в сфере занятости, приведёт к пересмотру в составе признаков трудовых отношений, а именно исключат в нестандартных формах занятости обязательность наличия трудового договора между работником и работодателем. В связи с этим возможно появление в трудовом законодательстве договора смешанного типа поименованным не «трудовым договором», а «договором о труде». Так же возможно будут пересмотрены подходы к определению таких понятий в трудовом законодательстве как «наёмный работник» и «работодатель». При этом сфера трудового законодательства будет распространяться и на нестандартные сферы занятости. Решение проблем правового регулирования нестандартных форм занятости с использованием договора «смешанного типа» будет способствовать достижению баланса между гибкостью и стабильностью занятости, защитой прав и интересов работников в условиях современного рынка труда.