Законодательство
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее по тексту – Семейный кодекс Российской Федерации) пришел на смену «Кодексу о браке и семье РСФСР» (утверждён Верховным Советом РСФСР 30.07.1969), который действовал в период с 01.11.1969 по 29.02.1996 и которым был установлен брачный возраст в 18 лет [1].
С 01.03.1996 по настоящее время (на дату опубликования настоящей статьи) в России действует Семейный кодекс Российской Федерации, который является основным федеральным законом в области семейного права в России [2].
Данный документ регулирует важнейшие вопросы семейного права, в том числе брачный возраст.
Так, брачный возраст регламентирован статьей 13 Семейного кодекса Российской Федерации.
Названая норма права устанавливает следующее.
Брачный возраст устанавливается в 18 лет (часть 1).
При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет (часть 2).
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
С 1997 года данная норма (часть 2 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации) основного закона в области семейного права не изменялась.
Таким образом:
- По общему правилу вступить в брак можно в 18 лет;
- При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет;
- Вступить в брак можно до 16 лет, если это установлено законом субъекта Российской Федерации (например, в соответствии с Семейным кодексом Республики Татарстан в Республике Татарстан можно вступить в брак лицам, имеющим место жительства в Республике Татарстан в возрасте от 14 до 16 лет, в случаях: беременности; рождения общего ребёнка (детей) у граждан, желающих вступить в брак; непосредственной угрозы жизни одной из сторон).
В настоящее время (на дату опубликования статьи) в России 85 субъектов Российской Федерации, из них в 20 субъектах Российской Федерации приняты законы субъектов Российской Федерации, которыми разрешено вступление в брак до 16 лет, в том числе в Московской области, Калужской области, Вологодской области, Белгородской области, Тюменской области, Мурманской области, Нижегородской области, Новгородской области, Орловской области, Ростовской области, Рязанской области, Самарской области, Тамбовской области, Тверской области, Тульской области, Челябинской области, Архангельской области, Республике Татарстан, Республике Адыгея, Республике Кабардино-Балкария.
В вышеперечисленных субъектах Российской Федерации разные особые обстоятельства, при наличии которых возможно вступление в брак, среди которых упоминаются следующие:
- рождение ребёнка и фактическое нахождение его при матери, желающей вступить в брак;
- наличие беременности (22 недели и более), прерывание которой невозможно из-за желания обеих сторон к её сохранению либо противопоказано заключением медицинской комиссии;
- непосредственная угроза жизни одной из сторон;
- в случае, когда беременная несовершеннолетняя находится в неблагоприятных условиях (сирота, неполная семья, неблагополучная семейная обстановка) и вступая в брак, улучшает условия жизни для себя и будущего ребёнка.
Также, в вышеперечисленных субъектах Российской Федерации разные лица, предоставляют право на вступление в брак до 16 лет, среди которых:
- орган местного самоуправления по месту жительства, лиц, желающих вступить в брак;
- глава местной администрации поселения (городского округа) по месту жительства, лиц, желающих вступить в брак;
- руководитель (министр) министерства образования;
- губернатор (глава).
Таким образом, брачный возраст регламентируется федеральным и региональным законодательством, при этом в настоящее время из-за не тождественного регионального законодательства, отдельные граждане в зависимости от места своего жительства имеют право вступить в брак до 16 лет и не быть подвергнутыми уголовному преследованию, а другие не имеют, что ставит их в неравное положение по сравнению с другими гражданами (разные права и ответственность).
Практика применения законодательства
Я являюсь практикующим юристом в г. Сыктывкаре Республики Коми и предоставляют бесплатные юридические консультации на личном приёме с 01.04.2015.
Законодательство Республики Коми (на дату опубликования настоящей статьи) не предоставляет право на вступление в брак до 16 лет на территории Республики Коми. В 2021 году ко мне на юридическую консультацию по семейному вопросу обратились муж и жена. В ходе разговора было установлено, что у них была дочь (проживающая в г. Сыктывкаре Республики Коми), которой к моменту их обращения было полных 15 лет. При этом, дочь была беременна, а её парень (проживающий в г. Сыктывкаре Республики Коми), являющийся отцом их не родившегося ребёнка, достигший на тот момент полных 18 лет продолжал ухаживать за ней и жить с ней. Жили они все вместе у родителей, ожидали рождения ребёнка и достижения 16 лет дочерью для вступления в брак. При этом параллельно в отношении этого парня рассматривалось уголовное дело по части 1 статьи 134 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) (по факту полового сношения между названными дочерью и парнем из-за разницы в возрасте, и их места жительства). УК РФ установлено, что лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частью 1 статьи 134 УК РФ, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что это лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными, в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим). На консультацию родители приходили ко мне несколько раз. Когда я спросил, чем завершилась их история, родители сказали, что приговором, вступившим в законную силу, вышеназванный парень был осужден условно, в последующем после достижения 16 лет дочь и парень вступили в брак, а потом съехали от родителей на съемную квартиру.
Таким образом в случае, если бы законодательство Республики Коми предоставляло право вступить в брак до 16 лет у вышеназванных девушки и парня была возможность вступить в брак, и не подвергаться уголовному преследованию.
Через несколько лет на бесплатную юридическую консультацию ко мне пришли названые парень и девушка вместе с уже родившимся ребёнком по земельному вопросу. Я спросил их знали ли они тогда, когда начали встречаться о том, что есть закон, который запрещает вступать в половую связь с лицом, не достигшим 16 летнего возраста? Оба ответили отрицательно и добавили, что об этом не думали, было обоюдное согласие и желание.
Таким образом, если бы девушка и её парень из вышеназванной истории имели место жительства в другом субъекте Российской Федерации (например, в Московской области, Калужской области, Вологодской области, Белгородской области, Тюменской области, Мурманской области, Нижегородской области, Новгородской области, Орловской области, Ростовской области, Рязанской области, Самарской области, Тамбовской области, Тверской области, Тульской области, Челябинской области, Архангельской области, Республике Татарстан, Республике Адыгея, Республике Кабардино-Балкария) у них была бы возможность вступить в брак, и не подвергаться уголовному преследованию, однако в рассматриваемой ситуации их место жительства было в г. Сыктывкаре Республике Коми.
Предложение по совершенствованию законодательства
Я полагаю, что в 14 и 15 лет жизнь не кончается, а только начинается, и необходимо серьёзно готовиться к ней, чтобы прожить достойно, не надо спешить, всему есть своё время.
Существуют некоторые исследования, которые поддерживаются мной и в которых высказывается мнение о том, что здоровые дети родятся от женщин в возрасте 25–35 лет и от мужчин в возрасте 24–40 лет. Также, я поддерживаю мнение о том, что ранние половые связи всегда имеют своим последствием отрицательное влияние на здоровье человека, и в первую очередь на репродуктивное здоровье [3, с. 1-127].
Моей целью не является предложение по снижению возраста для начала половой жизни, а является предложение по просвещению девушек и парней образовательными организациями на тему: «основы полового воспитания» и по исключению в отдельных случаях негативных последствий (опосредованная декриминализация уголовного закона посредством изменения отдельных положений Семейного кодекса Российской Федерации (в целях распространения единых правил для всех граждан) для девушек и парней, которые начали раннюю половую жизнь.
Не в каждой семье уделяется значительное время такой теме как: «основы полового воспитания» для просвещения девушек и парней. Определенный объём информации девушки и парни на данную тему узнают, в том числе от друзей, знакомых и из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При этом, многие несовершеннолетние (до 18 лет) и совершеннолетние (от 18 до 23 лет) не читают официальные источники опубликования законов, при этом незнание закона не освобождает от его ответственности.
Я полагаю, что негативные последствия в виде судимости (условное или реальное лишение свободы) сами по себе не влияют положительно на будущее девушки или парня (тем более тех, которые могут стать мужем и женой), которые начали раннюю половую жизнь и были подвергнуты уголовному преследованию, потому как сами такие девушки или парни, легкомысленны в своем поведении (у них создано мнение «о естественности их права на интимную близость») [4, с. 1-7].
1. По моему мнению, целесообразно введение в образовательных организациях (например, в школах) предмета на тему: «основы полового воспитания» со сдачей итоговой работы результатом которой было бы усвоение школьником информации о правах и ответственности, в том числе за половое сношение в определенном возрасте.
Предупрежден, значит вооружен.
Реализация данной инициативы позволила бы исключить либо снизить число преступлений против половой свободы, что в конечном счёте бы сохранило самое главное здоровье несовершеннолетних, а также снизило объём работы у правоохранительных органов и судов по данной категории преступлений.
2. По моему мнению, также для того, чтобы несовершеннолетние желающие вступить в брак до 16 лет находились в равном положении на всей территории Российской Федерации независимо от места жительства целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений непосредственно в Семейный кодекс Российской Федерации (в статью 13 регламентирующую брачный возраст), которые позволят вступить в брак до 16 лет.
Вместе с тем, безусловным критерием при определении особых обстоятельств при наличии которых возможно вступление в брак является соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, которые вступают в брак. При этом к особым обстоятельствам, при наличии которых возможно вступление в брак, могут быть отнесены:
- рождение ребёнка и фактическое нахождение его при матери, желающей вступить в брак;
- наличие беременности (22 недели и более), прерывание которой невозможно из-за желания обеих сторон к её сохранению либо противопоказано заключением медицинской комиссии;
- непосредственная угроза жизни одной из сторон;
- в случае, когда беременная несовершеннолетняя находится в неблагоприятных условиях (сирота, неполная семья, неблагополучная семейная обстановка) и вступая в брак, улучшает условия жизни для себя и будущего ребёнка;
- иные причины, признанные комиссией особыми обстоятельствами, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.
Вышеназванный вопрос мог бы разрешаться в индивидуальном порядке комиссией, состоящей из следующих лиц:
- уполномоченный по правам ребёнка в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- руководитель органа исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
- руководитель органа исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации, исполняющий функции в сфере образования, воспитания;
- руководитель министерства внутренних дел в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- представители конфессий.
Предлагаемые изменения в Семейный кодекс Российской Федерации не потребуют дополнительных бюджетных средств для реализации, потому как на комиссии данные функции могут быть возложены путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты, в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Реализация данной инициативы позволила бы вступить желающим несовершеннолетним в брак до 16 лет и исключить негативные последствия (в виде судимости) для девушек или парней, которые начали раннюю половую жизнь.