Главная
Конференции
Инновационные подходы к решению современных научных проблем
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

наставник
наставляемый
программа наставничества
наставнический опыт блокнот затруднений

Аннотация статьи

В статье раскрывается об опыте наставнической деятельности.

Текст статьи

Качество дошкольного образования в решающей степени зависит от профессиональной подготовленности кадрового состава дошкольной организации, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Наставничество призвано обеспечить эффективное вхождение педагога в профессиональную деятельность, создать условия для качественного развития и повышения квалификации, способствовать его профессиональному росту.

С целью оказания помощи молодому педагогу в профессиональном становлении, разработана персонализированная программа наставничества «Ступеньки мастерства», направленная на организацию деятельности наставника с наставляемым педагогом на уровне образовательной организации. В данной программе представлен план работы, определены виды, формы и методы наставнической деятельности. Программа разработана с учетом нормативных документов различных уровней.

Использовались следующие виды наставничества краткосрочное, целеполагающее, реверсивное, ситуативное и традиционное наставничество.

Наставническая деятельность делилась на три этапа:

I этап – прогностический; II этап – практический; III этап – аналитический.

На основе результатов диагностики, проведенной на первом этап, совместно с наставляемым определен спектр проблем, которые необходимо решить, составлен план и выбраны наиболее эффективные формы взаимодействия с молодым начинающим педагогом.

Для более эффективного достижения поставленных целей и задач совместной деятельности мной предложено использовать прием «блокнот затруднений». Данный прием позволил значительно скорректировать работу по приобретению молодым специалистом необходимых педагогических компетенций. В течение недели, а также в ходе просмотра занятий, организации режимных моментов наставника наставляемая записывала в блокнот все возникающие затруднения и вопросы. В дальнейшем, накопившиеся в течение недели, затруднения и вопросы подробно анализировались. И на фоне данного анализа избирались формы и методы деятельности, позволяющие решить возникшие профессиональные дефициты. Тем самым создавались условия для более тесного сотрудничества с наставляемым и совместного обмена идеями. Что способствовало повышению уровня развития профессионализма молодого специалиста.

В своей педагогической деятельности с целью улучшения психоэмоционального фона использую быструю психологическую индивидуальную настройку (квик-настройка) на успешную работу. Это положительный аутотренинг, направленный на то, чтобы почувствовать себя здоровым, успешным, свободным и позволяющий настроиться на плодотворную работу. Например: У меня есть очень много идей, и я успеваю их реализовывать.

Совместная деятельность наставника и наставляемого на втором – практическом этапе реализовывалась в соответствии с разработанным планом и учетом записей в «блокноте затруднений». С целью повышения профессиональной компетентности в вопросах нормативно-правового характеры проработан свод законов. Педагогу систематически оказывалась помощь в планировании с использованием развивающего консультирования.

Также с наставляемым рассмотрена структура ведения портфолио воспитателя дошкольного учреждения, включая комплект документов, которые подтверждают успешность педагогической деятельности, участие в разнообразных мероприятиях и конкурсах, повышение квалификации педагога.

Одна из консультаций посвящена подбору темы и составлению плана самообразования. После проведенного анализа деятельности и с учетом профессиональных интересов молодого специалиста, выбрана тема по самообразованию. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через использование в образовательной деятельности технического конструирования». В соответствии с темой совместно с наставником подобран материал, оформлена подборка сюжетно-ролевых игр. Проведены консультации, составлены памятки и представлены родителям.

В ходе работы с «блокнотом затруднений» наставляемого выявлено недостаточное понимание педагогом требований к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. В связи с этим проведен цикл развивающих консультаций, в ходе которых наставник познакомил молодого педагога с соответствующими методическими рекомендациями. После изучения материала совместно с наставником учились моделировать предметно-пространственную среду в групповом помещении.

Для развития у наставляемого педагогических компетенций наставником использовался кейс-метод наставнической деятельности. Вниманию Алины Сергеевны предложены следующие кейсы «Конструктор занятия», «Подбор методической литературы», «Особенности режимных моментов», «Инновационные формы и методы» и т. д.

В ходе совместного рассмотрения кейсов собраны картотеки методических и дидактических материалов; разработаны конспекты занятий в соответствии с конструктором организованной образовательной деятельности, режимных моментов, сценарии досуговой деятельности. Данные наставником методические рекомендации, позволили более точно формулировать цели и задачи в образовательной деятельности с учетом темы занятия и возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование рекомендованной модели образовательной деятельности, помогает мне правильно спланировать свою работу с детьми.

Практически на всех встречах неоднократно нами говорилось о том, что осуществление педагогического процесса невозможно без учета индивидуальных особенностей малышей, в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Алина Сергеевна хорошо понимает то, что индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, внимания, умения разобраться в сложных проявлениях поведения, что требует от педагога систематической и целенаправленной работы над собой.

Особое внимание уделено помощи в организации воспитательно-образовательного процесса. Так как, за отсутствием достаточного практического опыта, по данному вопросу возникло наибольшее количество вопросов и затруднений. На данном этапе наиболее продуктивно показал себя метод «тьюторства». В рамках данного метода практиковались взаимопосещения занятий и их совместная организация и проведение. В процессе самоанализа Алина Сергеевна училась грамотно рассчитать время занятия и воспитательно-образовательной работы в режимных моментах, логично выстроить последовательность этапов занятия, избегать речевых ошибок в процессе взаимодействия с воспитанниками.

Важной составляющей компетентного современного педагога является онлайн взаимодействие в коммуникационной сети интернет. С наставляемым педагогом проведен мастер-класс «Виртуальный детский сад». Даны рекомендации по корректному распространению информации в социальных сетях. В результате создан личный сайт педагога, профессиональная страница на социальной платформе «ВК».

Так как организация качественного воспитательно-образовательного процесса невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Наставником и молодым специалистом рассмотрены инновационные и эффективные формы работы с родителями, даны рекомендации по организации сотрудничества педагога с родителями (законными представителями) воспитанников. Совместно с родителями организованы различные мероприятия.

По результатам опроса родителей (законных представителей) воспитанников уровень удовлетворенности деятельностью молодого педагога составил 97%, что свидетельствует о продуктивности и эффективности взаимодействия начинающего педагога в данном направлении.

В дошкольном учреждении регулярно проводятся педсоветы, практикумы, тренинги, просмотры открытых занятий и другие методические мероприятия, на которых педагоги делятся своим опытом. Алина Сергеевна, совместно с наставником неоднократно представляла свой опыт работы в форме докладов и мастер-классов на уровне дошкольного учреждения.

Немалый вклад в профессиональное становление молодого специалиста внес неформальный метод корпоративных историй. Его суть заключается в рассказывании историй из прошлого профессионального опыта. Истории, рассказанные наставником с намеком, во время неформальной обстановки, неоднократно помогали молодому педагогу в разрешении некоторых затруднений.

В конце учебного года наставляемый вместе с наставником училась проводить мониторинг развития детей и заполнять диагностические карты на воспитанников. С целью самосовершенствования молодой педагог принимает активное участие в конкурсном движении. Молодой специалист уверенно делает первые шаги в распространении своего опыта работы, путем публикаций и выступлений на уровне ДОУ. Наставляемый специалист принимает активное участие в проектной и инновационной деятельности детского сада.

Итоговая диагностика показала, что к концу года у наставляемого значительно повысилось качество планирования, ведения документации, мониторинга воспитанников.

Оказанное методическое сопровождение позволило молодому специалисту более грамотно строить свой воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с использованием инновационные педагогические технологии и определило перспективы дальнейшего развития.

Еще Конфуций в свое время сказал: «Учитель и ученик растут вместе...» Так и мне наше взаимодействие принесло не меньше пользы. Подбирая материал, определяю пути решения тех или иных профессиональных дефицитов, я наметила направления для дальнейшего своего профессионального роста.

Список литературы

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М. 2007.
  2. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.
  3. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М. 2004.
  4. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2, 3, 4-2004.

Поделиться

222

Суслова М. М., Лавриненко В. С., Старокожева Е. В., Тереньтьева О. В., Рудычева Н. В. Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении // Инновационные подходы к решению современных научных проблем : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 сентября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 51-56. URL: https://apni.ru/article/10047-organizaciya-sistemy-nastavnichestva-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января