Сложившаяся профессиональная подготовка студентов часто не отвечает современным запросам, что обостряет объективные противоречия между общественной потребностью в развитии у студенческой молодежи личностного потенциала и существующими подходами к обучению, при реализации которых доминируют традиционные формы организации учебной деятельности.
Для достижения цели обучения в преподавании дисциплин профессионального цикла требуется обеспечение единства теоретического, практического обучения и внеаудиторной деятельности. Поиск путей оптимального профессионального развития является одним из важнейших аспектов проблемы создания универсального специалиста.
Для решения этой проблемы необходим комплекс методов соединения аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов, диагностики кризисных факторов, экспертизы педагогической деятельности, анализа полученной информации и статистической обработки ее результатов на каждой стадии педагогической деятельности. В настоящее время одной из задач, стоящей перед преподавателями дисциплин профессионального цикла, является организация творческой деятельности студентов как способ становления конкурентоспособного специалиста.
Процесс формирования компетентности и мотивация образовательной деятельности студентов преподавателями дисциплин профессионального цикла начинается с первых дней обучения по дисциплинам профессионального цикла и направлены на повышение роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе, развитие их творческой активности. Поиск новых, нетрадиционных форм обучения в преподавании дисциплин профессионального цикла способствует преданию учебно-воспитательному процессу больше гибкости, оперативности.
При изучении дисциплин профессионального цикла выделяются два вида самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная. Опыт работы преподавателей показывает, что раскрытие творческих способностей студентов осуществляется на всех видах самостоятельной работы и способствует решению задач формирования компетенции будущих специалистов, востребованных на рынке труда. Внеаудиторная деятельность представляет большие возможности для самореализации. Это участие в учебной деятельности, в работе творческих объединений, клубов, в художественной самодеятельности, конкурсах, благотворительных акциях и т. д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации, происходит культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов и т. д.
Своеобразие самостоятельной работы, как активного метода обучения, заключается в том, что его основу составляют действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Второй особенностью самостоятельной работы также является самоконтроль – одна из важнейших форм саморегуляции студента. Отличные результаты работы не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия.
Студент должен совмещать исполнительные и контрольные действия. Одной из основных задач при изучении дисциплин профессионального цикла и проведения внеклассных мероприятий является прочное усвоение знаний студентами, воспитание духовного богатства личности, развитие познавательной активности, инициативы, самостоятельности, интеллектуального творчества. Немаловажную роль в этом играет проведение различных конкурсов, которые создают наилучшие условия для воспитания студентов в коллективе. В процессе подготовки и проведения конкурсов студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, разбираются в том, чем они будут заниматься на производстве в соответствии со своей профессией, каково значение избранной профессии в народном хозяйстве, какова роль специалиста в решении производственных, социальных вопросов. В Новочебоксарском политехническом техникуме Минобразования Чувашии стало традицией по окончанию изучения всех дисциплин профессионального цикла, перед преддипломной практикой по всем специальностям проводить со студентами конкурсы
Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов колледже отражена при выполнении курсовых проектов.
Курсовое проектирование – организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения учебной дисциплины. Она позволяет применить полученные знания в решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.
Курсовые проекты выполняются по дисциплинам обще профессионального и специального циклов. В процессе их подготовки студенты решают технические задачи по темам: конструирование объекта, разработка технологического процесса, проектирование строительных работ и т. д.
Курсовые проекты и работы студенты выполняют по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебной задачи. Учебная задача обычно формулируется так, чтобы в ней было отражено конкретное производственное содержание, часто связанное с процессом производства на предприятии, где студенты проходят практику. В представлении студента она выступает как конкретное учебно-производственное задание. Студент в ходе выполнения учебного проекта (работы) учится проектировать объект (процесс), овладевает методикой расчетов, учится пользоваться нормативной и справочной литературой, технологической и конструкторской документацией, чертить схемы, чертежи, составлять техническую документацию и т. д.
Большое воспитательное значение имеет выполнение студентами проектов для нужд производства, так называемых реальных проектов. Термин «реальный проект», который широко используется в практике техникумов, на наш взгляд, не отражает сущности явления: все проекты, подготовленные студентами, должны быть реальными, основанными на реальных расчетах, и т. д. Поэтому правильнее говорить не о реальном курсовом проекте (работе), а о курсовом проекте (работе), имеющем конкретное практическое значение.
Студенты должны быть поставлены перед необходимостью анализировать, сравнивать, оценивать данные и варианты решений поставленных задач, систематизировать материал, делать обобщения, выводы.
В ходе КП студенты должны пользоваться специальной литературой, периодикой, в отдельных случаях патентной литературой, тем самым вырабатывая и закрепляя умения работать с книгой, справочными материалами, делать выписки, составлять конспекты. Задание по КП обычно предусматривает вид деятельности студента: работа по образцу или поиск оптимального варианта решения из предложенных. В первом случае студент по образцу разрабатывает конструкцию (технологический процесс); во втором – анализирует несколько предложенных вариантов и выбирает оптимальный. Выбор вида деятельности зависит от специфики учебной дисциплины и самой задачи, от времени, отводимого на курсовое проектирование, и степени подготовленности студента. КП выполняется в течение длительного времени; наряду с обычной ежедневной учебной работой студенты много времени работают над курсовым проектом внеаудиторно (сбор материала во время прохождения практики, работа с литературой, анализ,
Исследовательская работа, оформительская работа и др.). Следовательно, курсовое проектирование требует особо тщательной организации труда, планирования личного времени. Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов СПО позволяет выработать самостоятельность, творческий профессионализм, инициативность, социальную ответственность. Это наглядно отображено при организации различных форм обучения. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности. Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включаются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы.
Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности, способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы. Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у студентов интерес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Проведенная исследовательская работа на тему «Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе изучения дисциплин профессионального цикла» среди студентов различных специальностей показала, что с помощью ее форм, методов и средств достигается повышение эффективности обучения дисциплин профессионального цикла. За исследуемый период повысилась активность студентов и на учебных занятиях, и на внеклассных мероприятиях, им не просто нравилось присутствовать, а активно, творчески, заинтересованно решать полученные задания. Повысился уровень качества обучения, так как группа прошла итоговую государственную аттестацию с достаточно высокими показателями.
Таким образом, можно сказать, что внеаудиторная гипотеза оправдалась в том, что:
- возрос уровень обученности средних и слабых студентов;
- повысилась активность студентов;
- возросла потребность к общению;
- возросла профессиональная мотивация;
- возросло стремление к потребности достижения успеха.