Главная
АИ #37 (219)
Статьи журнала АИ #37 (219)
Интегрированные формы внеаудиторной деятельности как фактор мотивации студентов ...

Интегрированные формы внеаудиторной деятельности как фактор мотивации студентов в учебном процессе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

профессиональная подготовка
студенческий потенциал
традиционное обучение
единство обучения
внеаудиторная деятельность
творческая активность

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема несоответствия современной профессиональной подготовки студентов требованиям общества. Обосновывается необходимость обеспечения единства теоретического, практического обучения и внеаудиторной деятельности для оптимального профессионального развития студентов. Автор акцентирует внимание на важности организации творческой деятельности студентов и поиске новых форм обучения для повышения качества образования.

Текст статьи

Сложившаяся профессиональная подготовка студентов часто не отвечает современным запросам, что обостряет объективные противоречия между общественной потребностью в развитии у студенческой молодежи личностного потенциала и существующими подходами к обучению, при реализации которых доминируют традиционные формы организации учебной деятельности.

Для достижения цели обучения в преподавании дисциплин профессионального цикла требуется обеспечение единства теоретического, практического обучения и внеаудиторной деятельности. Поиск путей оптимального профессионального развития является одним из важнейших аспектов проблемы создания универсального специалиста.

Для решения этой проблемы необходим комплекс методов соединения аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов, диагностики кризисных факторов, экспертизы педагогической деятельности, анализа полученной информации и статистической обработки ее результатов на каждой стадии педагогической деятельности. В настоящее время одной из задач, стоящей перед преподавателями дисциплин профессионального цикла, является организация творческой деятельности студентов как способ становления конкурентоспособного специалиста.

Процесс формирования компетентности и мотивация образовательной деятельности студентов преподавателями дисциплин профессионального цикла начинается с первых дней обучения по дисциплинам профессионального цикла и направлены на повышение роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе, развитие их творческой активности. Поиск новых, нетрадиционных форм обучения в преподавании дисциплин профессионального цикла способствует преданию учебно-воспитательному процессу больше гибкости, оперативности.

При изучении дисциплин профессионального цикла выделяются два вида самостоятельной работы студентов: аудиторная и внеаудиторная. Опыт работы преподавателей показывает, что раскрытие творческих способностей студентов осуществляется на всех видах самостоятельной работы и способствует решению задач формирования компетенции будущих специалистов, востребованных на рынке труда. Внеаудиторная деятельность представляет большие возможности для самореализации. Это участие в учебной деятельности, в работе творческих объединений, клубов, в художественной самодеятельности, конкурсах, благотворительных акциях и т. д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации, происходит культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов и т. д.

Своеобразие самостоятельной работы, как активного метода обучения, заключается в том, что его основу составляют действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Второй особенностью самостоятельной работы также является самоконтроль – одна из важнейших форм саморегуляции студента. Отличные результаты работы не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия.

Студент должен совмещать исполнительные и контрольные действия. Одной из основных задач при изучении дисциплин профессионального цикла и проведения внеклассных мероприятий является прочное усвоение знаний студентами, воспитание духовного богатства личности, развитие познавательной активности, инициативы, самостоятельности, интеллектуального творчества. Немаловажную роль в этом играет проведение различных конкурсов, которые создают наилучшие условия для воспитания студентов в коллективе. В процессе подготовки и проведения конкурсов студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, разбираются в том, чем они будут заниматься на производстве в соответствии со своей профессией, каково значение избранной профессии в народном хозяйстве, какова роль специалиста в решении производственных, социальных вопросов. В Новочебоксарском политехническом техникуме Минобразования Чувашии стало традицией по окончанию изучения всех дисциплин профессионального цикла, перед преддипломной практикой по всем специальностям проводить со студентами конкурсы

Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов колледже отражена при выполнении курсовых проектов.

Курсовое проектирование – организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения учебной дисциплины. Она позволяет применить полученные знания в решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Курсовые проекты выполняются по дисциплинам обще профессионального и специального циклов. В процессе их подготовки студенты решают технические задачи по темам: конструирование объекта, разработка технологического процесса, проектирование строительных работ и т. д.

Курсовые проекты и работы студенты выполняют по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебной задачи. Учебная задача обычно формулируется так, чтобы в ней было отражено конкретное производственное содержание, часто связанное с процессом производства на предприятии, где студенты проходят практику. В представлении студента она выступает как конкретное учебно-производственное задание. Студент в ходе выполнения учебного проекта (работы) учится проектировать объект (процесс), овладевает методикой расчетов, учится пользоваться нормативной и справочной литературой, технологической и конструкторской документацией, чертить схемы, чертежи, составлять техническую документацию и т. д.

Большое воспитательное значение имеет выполнение студентами проектов для нужд производства, так называемых реальных проектов. Термин «реальный проект», который широко используется в практике техникумов, на наш взгляд, не отражает сущности явления: все проекты, подготовленные студентами, должны быть реальными, основанными на реальных расчетах, и т. д. Поэтому правильнее говорить не о реальном курсовом проекте (работе), а о курсовом проекте (работе), имеющем конкретное практическое значение.

Студенты должны быть поставлены перед необходимостью анализировать, сравнивать, оценивать данные и варианты решений поставленных задач, систематизировать материал, делать обобщения, выводы.

В ходе КП студенты должны пользоваться специальной литературой, периодикой, в отдельных случаях патентной литературой, тем самым вырабатывая и закрепляя умения работать с книгой, справочными материалами, делать выписки, составлять конспекты. Задание по КП обычно предусматривает вид деятельности студента: работа по образцу или поиск оптимального варианта решения из предложенных. В первом случае студент по образцу разрабатывает конструкцию (технологический процесс); во втором – анализирует несколько предложенных вариантов и выбирает оптимальный. Выбор вида деятельности зависит от специфики учебной дисциплины и самой задачи, от времени, отводимого на курсовое проектирование, и степени подготовленности студента. КП выполняется в течение длительного времени; наряду с обычной ежедневной учебной работой студенты много времени работают над курсовым проектом внеаудиторно (сбор материала во время прохождения практики, работа с литературой, анализ,

Исследовательская работа, оформительская работа и др.). Следовательно, курсовое проектирование требует особо тщательной организации труда, планирования личного времени. Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов СПО позволяет выработать самостоятельность, творческий профессионализм, инициативность, социальную ответственность. Это наглядно отображено при организации различных форм обучения. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности. Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные задания включаются преподаватели родственных дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы.

Значимы консультации, групповые и индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и своевременном осознании своей индивидуальности, способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы. Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у студентов интерес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Проведенная исследовательская работа на тему «Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов в процессе изучения дисциплин профессионального цикла» среди студентов различных специальностей показала, что с помощью ее форм, методов и средств достигается повышение эффективности обучения дисциплин профессионального цикла. За исследуемый период повысилась активность студентов и на учебных занятиях, и на внеклассных мероприятиях, им не просто нравилось присутствовать, а активно, творчески, заинтересованно решать полученные задания. Повысился уровень качества обучения, так как группа прошла итоговую государственную аттестацию с достаточно высокими показателями.

Таким образом, можно сказать, что внеаудиторная гипотеза оправдалась в том, что:

  • возрос уровень обученности средних и слабых студентов;
  • повысилась активность студентов;
  • возросла потребность к общению;
  • возросла профессиональная мотивация;
  • возросло стремление к потребности достижения успеха.

Список литературы

  1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
  2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б. Орлов. – М. Просвещение, 1990. – 192 с.
  3. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 160-163.
  4. Шелестова Е.С. Формирование профессиональной мотивации к проектной самореализации студентов-дизайнеров // Молодой ученый. – 2014. – № 20. – С. 648-651.

Поделиться

97

Требесова И. Ю. Интегрированные формы внеаудиторной деятельности как фактор мотивации студентов в учебном процессе // Актуальные исследования. 2024. №37 (219). С. 71-74. URL: https://apni.ru/article/10048-integrirovannye-formy-vneauditornoj-deyatelnosti-kak-faktor-motivacii-studentov-v-uchebnom-processe

Похожие статьи

Актуальные исследования

#39 (221)

Прием материалов

21 сентября - 27 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

2 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

15 октября