В настоящее время политика в области образования (в том числе и высшего) направлена не только на развитие профессионального роста студента, но и на развитие его личностных качеств [5]. Связано это, в частности, с тем, что возможными работодателями оцениваются как предметные знания (когнитивный интеллект), так и социальные навыки (soft skills) (социальный интеллект) [1, 2, 7, 9, 10].
Soft skills («гибкие навыки», «мягкие навыки») – набор надпрофессиональных компетенций, навыков и качеств, особое внимание среди которых уделяется, например, целеполаганию, самопрезентации, деловой коммуникации, эмоциональному интеллекту и др. [3]. Также авторы [4, 8] отмечают важность и необходимость развития такого навыка soft skills, как работа в команде.
Современный рынок руда диктует такие условия, согласно которым нынешний выпускник должен не только получать предметные знания, но и обладать способностью применять их. А это можно назвать комплексом soft skills [19], которые прочно заняли свое место среди профессиональных компетенций. Вместе с тем уровень их сформированности во время учебных занятий оценивают редко. Классических методик для этого не существует, т. к. они постоянно совершенствуются.
В настоящей работе для определения soft skills профиля студентов выпускного курса направления 04.03.01 «Химия» было проведено анкетирование по готовой методике, разработанной лабораторией компетенций soft skills Южного федерального университета (ЮФУ) [6], которая включала 53 утверждения, описывающих проявления 11 компетенций, необходимых в деятельности навыков, знаний, мотивов и установок личности. Достоверность результатов определялась открытостью респондентов перед самим собой. Всего было опрошено 14 человек (выпускники бакалавриата ИвГУ 2020 учебного года). Анкетирование было организовано с помощью Google Формы. Усредненные данные представлены в виде диаграммы (рисунок).
1 – комплексное многоуровневое решение проблем; 2 – критическое мышление; 3 – креативность; 4 – управление людьми; 5 – сотрудничество с другими; 6 – эмоциональный интеллект; 7 – суждение и принятие решений; 8 – клиентоориентированность; 9 – умение вести переговоры; 10 – когнитивная гибкость; 11 – эффективный поиск работы
Рис. Soft skills профиль студентов-химиков
Из приведенных данных видно, что респонденты владеют большинством компетенций ограниченно, в виде отдельных элементов, когда они проявляются только в простых или знакомых ситуациях. Такая ситуация характерна уровню «Развитие».
Владение двумя компетенциями – «Управление людьми» и «Умение вести переговоры» – соответствует «Начальному уровню», т. е. характерные для компетенций поведенческие проявления и модели демонстрируются редко или не демонстрируются совсем, кроме того респондент не понимает важности компетенции, не пытается ее применять и развивать. Однако эти компетенции являются важными, т. к. химическая профессия связана в том числе с публичностью – умение презентовать себя и свои идеи, выстраивать отношения с различными субъектами, кооперировать свои действия с другими участниками профессионального процесса, проявлять лидерские качества и др.
Возникает вопрос, с чем же связано недостаточное внимание к развитию гибких навыков в вузе? Проанализируем ученый план по направлению 04.03.01 «Химия».
В соответствии с требованиями ФГОС ВО [11] выпускник, помимо теоретических знаний, должен овладеть регламентируемым объемом практических умений и опытом практической деятельности. За период обучения в вузе студент направления «Химия» овладевает 29 компетенциями, среди них 9 общекультурных и 6 общепрофессиональных, и только часть их напрямую связана с формированием soft skills.
По направлению 04.03.01 «Химия» формирование мягких навыков в рамках общекультурных компетенций происходит на 19 дисциплинах, а в рамках общепрофессиональных компетенций – на 41 (табл.).
Таблица
Перечень компетенций и количество дисциплин, формирующих soft skills
Компетенция |
Число дисциплин | |
ОК-1 |
способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
2 |
ОК-2 |
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
1 |
ОК-3 |
способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности |
1 |
ОК-4 |
способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
1 |
ОК-5* |
способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
2 |
ОК-6* |
способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
7 |
ОК-7* |
способность к самоорганизации и самообразованию |
3 |
ОК-8 |
способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
1 |
ОК-9 |
способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций |
1 |
ОПК-1 |
способность использовать полученные знания теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач |
9 |
ОПК-2 |
владение навыками проведения химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций |
6 |
ОПК-3* |
способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности |
8 |
ОПК-4 |
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности |
2 |
ОПК-5 |
способность к поиску и первичной обработке научной и научно-технической информации |
5 |
ОПК-6 |
знание норм техники безопасности и умением реализовать их в лабораторных и технологических условиях |
11 |
ОК – общекультурная компетенция; ОПК – общепрофессиональная компетенция.
* – компетенции, формирующие мягкие навыки у обучающихся.
Анализ учебного плана по стандарту ФГОС ВО показывает, что в нем формированию мягких навыков внимания уделено недостаточно. Переход на реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС 3++, на наш взгляд, может изменить ситуацию по формированию soft skills, поскольку изменяются и сами компетенции, и дисциплины, их формирующие.