Главная
Конференции
Модернизация сферы образования и науки с учетом мировых научно-технологических трендов
Soft skils профиль студентов выпускного курса по направлению 04.03.01 «Химия» (б...

Soft skils профиль студентов выпускного курса по направлению 04.03.01 «Химия» (бакалавриат)

Секция

Химические науки

Ключевые слова

soft skills
профессиональные стандарты
конкурентоспособность
учебные планы
инновационные методы обучения
общекультурные компетенции
общепрофессиональные компетенции

Аннотация статьи

В статье рассматривается понятие soft skills – «гибкие» или «мягкие» навыки, которые представляют собой набор надпрофессиональных компетенций, навыков и качеств. По готовой методике для определения soft skills проведено анкетирование выпускников бакалавриата Ивановского государственного университета. Показано, что в учебном плане по стандарту ФГОС ВО формированию soft skills внимания уделено недостаточно.

Текст статьи

В настоящее время политика в области образования (в том числе и высшего) направлена не только на развитие профессионального роста студента, но и на развитие его личностных качеств [5]. Связано это, в частности, с тем, что возможными работодателями оцениваются как предметные знания (когнитивный интеллект), так и социальные навыки (soft skills) (социальный интеллект) [1, 2, 7, 9, 10].

Soft skills («гибкие навыки», «мягкие навыки») – набор надпрофессиональных компетенций, навыков и качеств, особое внимание среди которых уделяется, например, целеполаганию, самопрезентации, деловой коммуникации, эмоциональному интеллекту и др. [3]. Также авторы [4, 8] отмечают важность и необходимость развития такого навыка soft skills, как работа в команде.

Современный рынок руда диктует такие условия, согласно которым нынешний выпускник должен не только получать предметные знания, но и обладать способностью применять их. А это можно назвать комплексом soft skills [19], которые прочно заняли свое место среди профессиональных компетенций. Вместе с тем уровень их сформированности во время учебных занятий оценивают редко. Классических методик для этого не существует, т. к. они постоянно совершенствуются.

В настоящей работе для определения soft skills профиля студентов выпускного курса направления 04.03.01 «Химия» было проведено анкетирование по готовой методике, разработанной лабораторией компетенций soft skills Южного федерального университета (ЮФУ) [6], которая включала 53 утверждения, описывающих проявления 11 компетенций, необходимых в деятельности навыков, знаний, мотивов и установок личности. Достоверность результатов определялась открытостью респондентов перед самим собой. Всего было опрошено 14 человек (выпускники бакалавриата ИвГУ 2020 учебного года). Анкетирование было организовано с помощью Google Формы. Усредненные данные представлены в виде диаграммы (рисунок).

1 – комплексное многоуровневое решение проблем; 2 – критическое мышление; 3 – креативность; 4 – управление людьми; 5 – сотрудничество с другими; 6 – эмоциональный интеллект; 7 – суждение и принятие решений; 8 – клиентоориентированность; 9 – умение вести переговоры; 10 – когнитивная гибкость; 11 – эффективный поиск работы

Рис. Soft skills профиль студентов-химиков

Из приведенных данных видно, что респонденты владеют большинством компетенций ограниченно, в виде отдельных элементов, когда они проявляются только в простых или знакомых ситуациях. Такая ситуация характерна уровню «Развитие».

Владение двумя компетенциями – «Управление людьми» и «Умение вести переговоры» – соответствует «Начальному уровню», т. е. характерные для компетенций поведенческие проявления и модели демонстрируются редко или не демонстрируются совсем, кроме того респондент не понимает важности компетенции, не пытается ее применять и развивать. Однако эти компетенции являются важными, т. к. химическая профессия связана в том числе с публичностью – умение презентовать себя и свои идеи, выстраивать отношения с различными субъектами, кооперировать свои действия с другими участниками профессионального процесса, проявлять лидерские качества и др.

Возникает вопрос, с чем же связано недостаточное внимание к развитию гибких навыков в вузе? Проанализируем ученый план по направлению 04.03.01 «Химия».

В соответствии с требованиями ФГОС ВО [11] выпускник, помимо теоретических знаний, должен овладеть регламентируемым объемом практических умений и опытом практической деятельности. За период обучения в вузе студент направления «Химия» овладевает 29 компетенциями, среди них 9 общекультурных и 6 общепрофессиональных, и только часть их напрямую связана с формированием soft skills.

По направлению 04.03.01 «Химия» формирование мягких навыков в рамках общекультурных компетенций происходит на 19 дисциплинах, а в рамках общепрофессиональных компетенций – на 41 (табл.).

Таблица

Перечень компетенций и количество дисциплин, формирующих soft skills

Компетенция

Число дисциплин

ОК-1

способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

2

ОК-2

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

1

ОК-3

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

1

ОК-4

способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности

1

ОК-5*

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

2

ОК-6*

способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

7

ОК-7*

способность к самоорганизации и самообразованию

3

ОК-8

способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

1

ОК-9

способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

1

ОПК-1

способность использовать полученные знания теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач

9

ОПК-2

владение навыками проведения химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций

6

ОПК-3*

способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

8

ОПК-4

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности

2

ОПК-5

способность к поиску и первичной обработке научной и научно-технической информации

5

ОПК-6

знание норм техники безопасности и умением реализовать их в лабораторных и технологических условиях

11

ОК – общекультурная компетенция; ОПК – общепрофессиональная компетенция.

* – компетенции, формирующие мягкие навыки у обучающихся.

Анализ учебного плана по стандарту ФГОС ВО показывает, что в нем формированию мягких навыков внимания уделено недостаточно. Переход на реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС 3++, на наш взгляд, может изменить ситуацию по формированию soft skills, поскольку изменяются и сами компетенции, и дисциплины, их формирующие.

Список литературы

  1. Andrews J., Higson H. Graduate employability, ‘soft skills’ versus ‘hard’ business knowledge: A European study // Higher Education in Europe. 2010. № 33 (4): Employability, Mobility and the Labour Market. P. 411-422.
  2. Kaburise Ph. Improving soft skills and communication in response to youth unemployment // International Journal of African Renaissance Studies – Multi-, Inter- and Transdisciplinarity. 2016. № 11 (2). P. 87-101.
  3. Soft skills. URL: https://yandex.ru/profi/trainings (дата обращения 30.05.2020).
  4. Tyre P. Is your child a «group problem solver?» The PISA test will decide // Scientific American. July 14, 2015.
  5. Калимуллин А. М., Габдулхаков В. Ф. О стратегических ориентирах развития педагогического образования в России в контексте глобальных перемен // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 3-9.
  6. Лаборатория компетенций softskills Южного федерального университета и Центра карьеры ЮФУ URL: http://softskills.sfedu.ru/ (дата обращения 20.02.2020).
  7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/ 499053710 (дата обращения 30.06.2020).
  8. Поддьяков А. Н. Решение комплексных проблем в PISA-2012 и PISA-2015: взаимодействие со сложной реальностью // Образовательная политика. 2012. № 6.
  9. Степина А. В. Современные тенденции исследования социального интеллекта // Живая психология. 2018. № 5 (1). С. 71-76.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации. URL: www.osu.ru/docs/fgos/ vo/asp_44.06.01.doc (дата обращения 03.07.2020).
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата). URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/DocOP/Standart/Standart_0403015.pdf (дата обращения 05.06.2020).

Поделиться

3363

Волкова Т. Г., Таланова И. О., Кузьмина З. А. Soft skils профиль студентов выпускного курса по направлению 04.03.01 «Химия» (бакалавриат) // Модернизация сферы образования и науки с учетом мировых научно-технологических трендов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 5-8. URL: https://apni.ru/article/1005-soft-skils-profil-studentov-vipusknogo-kursa

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января