Soft skils профиль студентов выпускного курса по направлению 04.03.01 «Химия» (бакалавриат)

Soft skils профиль студентов выпускного курса по направлению 04.03.01 «Химия» (бакалавриат)

В статье рассматривается понятие soft skills – «гибкие» или «мягкие» навыки, которые представляют собой набор надпрофессиональных компетенций, навыков и качеств. По готовой методике для определения soft skills проведено анкетирование выпускников бакалавриата Ивановского государственного университета. Показано, что в учебном плане по стандарту ФГОС ВО формированию soft skills внимания уделено недостаточно.

Аннотация статьи
инновационные методы обучения
конкурентоспособность
soft skills
профессиональные стандарты
учебные планы
общекультурные компетенции
общепрофессиональные компетенции
Ключевые слова

В настоящее время политика в области образования (в том числе и высшего) направлена не только на развитие профессионального роста студента, но и на развитие его личностных качеств [5]. Связано это, в частности, с тем, что возможными работодателями оцениваются как предметные знания (когнитивный интеллект), так и социальные навыки (soft skills) (социальный интеллект) [1, 2, 7, 9, 10].

Soft skills («гибкие навыки», «мягкие навыки») – набор надпрофессиональных компетенций, навыков и качеств, особое внимание среди которых уделяется, например, целеполаганию, самопрезентации, деловой коммуникации, эмоциональному интеллекту и др. [3]. Также авторы [4, 8] отмечают важность и необходимость развития такого навыка soft skills, как работа в команде.

Современный рынок руда диктует такие условия, согласно которым нынешний выпускник должен не только получать предметные знания, но и обладать способностью применять их. А это можно назвать комплексом soft skills [19], которые прочно заняли свое место среди профессиональных компетенций. Вместе с тем уровень их сформированности во время учебных занятий оценивают редко. Классических методик для этого не существует, т. к. они постоянно совершенствуются.

В настоящей работе для определения soft skills профиля студентов выпускного курса направления 04.03.01 «Химия» было проведено анкетирование по готовой методике, разработанной лабораторией компетенций soft skills Южного федерального университета (ЮФУ) [6], которая включала 53 утверждения, описывающих проявления 11 компетенций, необходимых в деятельности навыков, знаний, мотивов и установок личности. Достоверность результатов определялась открытостью респондентов перед самим собой. Всего было опрошено 14 человек (выпускники бакалавриата ИвГУ 2020 учебного года). Анкетирование было организовано с помощью Google Формы. Усредненные данные представлены в виде диаграммы (рисунок).

1 – комплексное многоуровневое решение проблем; 2 – критическое мышление; 3 – креативность; 4 – управление людьми; 5 – сотрудничество с другими; 6 – эмоциональный интеллект; 7 – суждение и принятие решений; 8 – клиентоориентированность; 9 – умение вести переговоры; 10 – когнитивная гибкость; 11 – эффективный поиск работы

Рис. Soft skills профиль студентов-химиков

Из приведенных данных видно, что респонденты владеют большинством компетенций ограниченно, в виде отдельных элементов, когда они проявляются только в простых или знакомых ситуациях. Такая ситуация характерна уровню «Развитие».

Владение двумя компетенциями – «Управление людьми» и «Умение вести переговоры» – соответствует «Начальному уровню», т. е. характерные для компетенций поведенческие проявления и модели демонстрируются редко или не демонстрируются совсем, кроме того респондент не понимает важности компетенции, не пытается ее применять и развивать. Однако эти компетенции являются важными, т. к. химическая профессия связана в том числе с публичностью – умение презентовать себя и свои идеи, выстраивать отношения с различными субъектами, кооперировать свои действия с другими участниками профессионального процесса, проявлять лидерские качества и др.

Возникает вопрос, с чем же связано недостаточное внимание к развитию гибких навыков в вузе? Проанализируем ученый план по направлению 04.03.01 «Химия».

В соответствии с требованиями ФГОС ВО [11] выпускник, помимо теоретических знаний, должен овладеть регламентируемым объемом практических умений и опытом практической деятельности. За период обучения в вузе студент направления «Химия» овладевает 29 компетенциями, среди них 9 общекультурных и 6 общепрофессиональных, и только часть их напрямую связана с формированием soft skills.

По направлению 04.03.01 «Химия» формирование мягких навыков в рамках общекультурных компетенций происходит на 19 дисциплинах, а в рамках общепрофессиональных компетенций – на 41 (табл.).

Таблица

Перечень компетенций и количество дисциплин, формирующих soft skills

Компетенция

Число дисциплин

ОК-1

способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

2

ОК-2

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

1

ОК-3

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности

1

ОК-4

способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности

1

ОК-5*

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия

2

ОК-6*

способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

7

ОК-7*

способность к самоорганизации и самообразованию

3

ОК-8

способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

1

ОК-9

способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций

1

ОПК-1

способность использовать полученные знания теоретических основ фундаментальных разделов химии при решении профессиональных задач

9

ОПК-2

владение навыками проведения химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций

6

ОПК-3*

способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

8

ОПК-4

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности

2

ОПК-5

способность к поиску и первичной обработке научной и научно-технической информации

5

ОПК-6

знание норм техники безопасности и умением реализовать их в лабораторных и технологических условиях

11

ОК – общекультурная компетенция; ОПК – общепрофессиональная компетенция.

* – компетенции, формирующие мягкие навыки у обучающихся.

Анализ учебного плана по стандарту ФГОС ВО показывает, что в нем формированию мягких навыков внимания уделено недостаточно. Переход на реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС 3++, на наш взгляд, может изменить ситуацию по формированию soft skills, поскольку изменяются и сами компетенции, и дисциплины, их формирующие.

Текст статьи
  1. Andrews J., Higson H. Graduate employability, ‘soft skills’ versus ‘hard’ business knowledge: A European study // Higher Education in Europe. 2010. № 33 (4): Employability, Mobility and the Labour Market. P. 411-422.
  2. Kaburise Ph. Improving soft skills and communication in response to youth unemployment // International Journal of African Renaissance Studies – Multi-, Inter- and Transdisciplinarity. 2016. № 11 (2). P. 87-101.
  3. Soft skills. URL: https://yandex.ru/profi/trainings (дата обращения 30.05.2020).
  4. Tyre P. Is your child a «group problem solver?» The PISA test will decide // Scientific American. July 14, 2015.
  5. Калимуллин А. М., Габдулхаков В. Ф. О стратегических ориентирах развития педагогического образования в России в контексте глобальных перемен // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 3-9.
  6. Лаборатория компетенций softskills Южного федерального университета и Центра карьеры ЮФУ URL: http://softskills.sfedu.ru/ (дата обращения 20.02.2020).
  7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/ 499053710 (дата обращения 30.06.2020).
  8. Поддьяков А. Н. Решение комплексных проблем в PISA-2012 и PISA-2015: взаимодействие со сложной реальностью // Образовательная политика. 2012. № 6.
  9. Степина А. В. Современные тенденции исследования социального интеллекта // Живая психология. 2018. № 5 (1). С. 71-76.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации. URL: www.osu.ru/docs/fgos/ vo/asp_44.06.01.doc (дата обращения 03.07.2020).
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата). URL: http://ivanovo.ac.ru/upload/DocOP/Standart/Standart_0403015.pdf (дата обращения 05.06.2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря