Феномен лжи и лживости интересует учёных в течение многих веков и является предметом интереса в различных областях, включая психологию. Данные понятия часто используются взаимозаменяемо, но они имеют разные значения и подходы к исследованию, потому считаем важным их разграничить.
Наиболее пристальное внимание изучению лжи и лживости отводил американский психолог П. Экман, который трактует ложь как «действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды» [1, с. 7].
Возникновение лжи обусловлено конкретными мотивами и направлено на достижение определённых целей, а потому является неотъемлемой частью человеческой жизни. Как отмечает Е. В. Иванова, «в тех случаях, когда ложь становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности» [3, с. 67].
Л. Б. Шнейдер даёт следующее определение: «Лживость – это личностное свойство, проявляющееся в многократном использовании сообщений с недостоверной информацией или обманных действий с целью введения противоположной стороны (отдельной личности, группы, сообщества) в заблуждение» [7, с. 500].
Структуру лживости, по мнению М. Г. Чухровой, составляют такие взаимосвязанные компоненты, как:
- Ситуационный, включающий время, место, социальное окружение, внешние и внутренние задачи;
- Конституциональный – подразумевающий индивидуальные особенности личности, которые могут влиять на склонность ко лживости, например эмоциональность, скорость реакции, особенности мышления;
- Благоприобретённый компонент, к которому относятся способность к эмпатии и антиципации, морально-нравственные качества [6, с. 188-204].
Иную структуру предлагает И. А. Церковная:
- Мотивационный компонент – описывает способность человека адаптироваться к переменным обстоятельствам и изменять свое поведение в зависимости от конкретной ситуации. Одним из полярных показателей компонента является мотивационная социоцентричность, под которым понимается лживая демонстрация собственной значимости в решении вопросов и участии в общественных делах, подчёркивание преобладания групповых интересов над личными. Противоположным показателем выступает эгоцентричность, когда лживость рассматривается как способ отрицания своей незначимости и зависимости от других, выраженный в избегании внимания в процессе взаимодействия;
- Эмоциональный компонент связан с внутренним состоянием человека. При эмоциональной стеничности доминирует подчёркивание положительных эмоций, а астеничности – отрицание негативных эмоций;
- В когнитивном компоненте можно выделить осмысленность, которая выражается в стремлении демонстрировать независимость суждений и способность самостоятельно принимать решения, а также осведомлённость, в случае с которой характерно отрицание собственной неосведомлённости при принятии решений;
- Динамический компонент может характеризоваться лживым демонстрированием активности, гибкости и оперативного использования информации в стремлении к самосовершенствованию и желании быть лучше других (эргичность) или отрицанием несамостоятельности и пассивности, страхом разоблачения (аэргичность);
- Интернальность регуляторного компонента проявляется в демонстративной самокритике и независимости от других. Другой же показатель – регуляторная экстернальность – подразумевает отрицание зависимости от окружающих людей или внешних факторов, а также невыполнение взятых на себя обязательств;
- Результативный компонент связан с ожидаемыми результатами. Результативная предметность характеризует лживость как демонстративную направленность на достижение социально-значимого результата, а субъектность – отрицание направленности на личностно-значимый результат [5; 6, с. 188-204].
Психолог Ю.В. Щербатых при изучении лживости обратил внимание на основные факторы, влияющие на её становление. Формирование данного личностного свойства во многом зависит от семейного воспитания, жизненного опыта, влияния окружения и направлено на защиту своих интересов, удовлетворение потребностей и избегание негативных последствий.
Н. Г. Любимова подчёркивала, что на развитие лживости как качества оказывают влияние низкая моральная ответственность, желание извлечь выгоду, несформированность нравственных принципов, желание скрыть своё «Я». На этом основании были выделены две основные функции лживости: защитная и функция удовлетворения потребностей [2, с. 242-244].
Лживость может проявляться по-разному. Некоторые стремятся быть активными, демонстрируют свою самостоятельность, независимость от других, нарочито завышая собственную значимость. Другие же стремятся скрыть свои слабости и недостатки путём прикрытия их неправдивой информацией [6, с. 188-204].
Говоря об особенностях проявления лживости, Л. Р. Нугманова обращает внимание на сопровождающие её ярко выраженные невербальные проявления. К основным жестам исследователь относит отведения взгляда в сторону, прикосновение пальцев к лицу (преимущественно ко рту), сокрытие рук за спину или их перекрещивание на груди. Также было обращено внимание на изменение дыхания (чаще всего отмечается его учащение) и на откашливание, связанное с внезапно возникающим комом в горле [4, с. 225-232].
Таким образом, существует множество определений понятия «лживость» в психологии. Стоит отметить, что понятие «лживость» шире и включает в себя не только акты лжи, но и характеристику личности.