Главная
АИ #37 (219)
Статьи журнала АИ #37 (219)
Особенности обучения детей базовым элементам спортивных бальных танцев

10.5281/zenodo.14745017

Особенности обучения детей базовым элементам спортивных бальных танцев

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

спортивные бальные танцы
детская подготовка
музыкально-ритмическая основа
координация движений
физическое развитие
игровые методы
соревновательный компонент

Аннотация статьи

Цель исследования состоит в выявлении эффективных способов формирования начальных навыков спортивных бальных танцев у детей. В работе использованы методы анализа, сравнения и систематизации научных источников, посвящённых вопросам танцевальной подготовки. Основные результаты включают разработку модели обучения, объединяющей ритмическую, техническую и физическую подготовку, а также систематизацию подходов к индивидуальной и групповой работе. Представленные выводы актуальны для педагогов, тренеров и специалистов в области танцевального спорта, так как способствуют улучшению методик начального обучения детей.

Текст статьи

Введение

Современный подход к детскому танцевальному образованию подчёркивает важность раннего формирования координации и музыкально-ритмических навыков, поскольку эти качества напрямую влияют на будущую успешность в спортивных бальных танцах. Расширение соревновательной инфраструктуры и повышение требований к исполнительскому уровню детских пар подтверждают значимость полноценной подготовки с учётом возрастных особенностей.

Цель статьи – выявить и обобщить наиболее эффективные методы обучения детей базовым элементам спортивных бальных танцев, учитывая специфику их физического и психического развития, требования соревновательной практики. Задачи исследования:

  1. Проанализировать существующие подходы к начальному обучению детей, включая музыкально-ритмические и координационные аспекты.
  2. Определить оптимальные способы сочетания технических, игровых и физических упражнений в тренировочном процессе.
  3. Систематизировать опыт авторов, выделив перспективные направления для дальнейшего совершенствования методик.

В работе представлены сводные данные о различных методических концепциях, применяемых для обучения базовым элементам спортивных бальных танцев в раннем и младшем школьном возрасте. Такой системный анализ позволяет определить взаимосвязь музыкально-ритмической, физической и координационной подготовки, а также расширяет возможности внедрения новых тренировочных приёмов в практику.

Материалы и методы

В ходе подготовки данной статьи были изучены работы исследователей, посвящённые вопросам обучения детей базовым элементам спортивных бальных танцев. А. П. Родичкин [7] рассматривал особенности базовой подготовки и планирования годичного тренировочного цикла, указывая на важность систематизированного подхода к нагрузкам. Г. Н. Пономарев и П. В. Пупков [10] дополнили эти выводы, исследуя динамику скоростно-силовых показателей и специальной выносливости у детей в условиях регулярных танцевальных занятий. С. Р. Меликян [6, с. 111–113] акцентировала внимание на педагогических условиях обучения младших школьников, выделяя роль игровых упражнений и постепенного усложнения техники. Д. Г. Денисова [1] ввела педагогический и творческий аспекты, рассмотрев в качестве ключевого критерия музыкально-ритмическую выразительность. В исследованиях А. Эсенамановой, А. Мяммедовой и С. Байраммырадовой [12] представлены особенности обучающих программ, ориентированных на развитие гибкости, пластичности и соревновательного компонента. О. В. Ершова и Е. Г. Смирнов [2] провели анализ инфраструктуры и международных требований к спортивно-бальным танцам, что позволяет лучше понять современный контекст соревновательной деятельности. Р. А. Сидоренко и М. В. Сафронова [11] рассмотрели возможности внедрения спортивных бальных танцев на уроках физической культуры, указывая на повышенную мотивацию детей при использовании игровых методик. О. Н. Малах [5] детально проанализировала функциональное состояние детей, занимающихся спортивными бальными танцами, с учётом вариабельности сердечного ритма и возможных перегрузок. В работах Е. В. Логачёвой и её соавторов [4] выделены приёмы развития двигательно-координационных способностей, включающие вестибулярные упражнения и вращательные элементы. Е. В. Путинцева и Г. Н. Пшеничникова [9] представили подход к начальному обучению детей, сочетающий тактильный и зрительный контроль осанки, а также различные музыкальные темпы. Е. В. Ленская [3] проанализировала музыкально-ритмическую подготовку начинающих танцоров, показав значимость формирования у детей раннего возраста базового музыкального счёта. А. Ю. Бредихин [8] в своей диссертационной работе рассмотрел специальные аспекты физической подготовки с учётом морфофункциональных особенностей детей, что послужило теоретической базой для структурирования основных видов начальной подготовки в спортивных танцах.

Для написания данной статьи проведён подробный обзор работ, посвящённых обучению спортивным бальным танцам, чтобы выявить основные подходы и тенденции в формировании базовых навыков у детей. Сопоставлены разные методические концепции (музыкально-ритмическая, физическая, координационная составляющая) и проанализированы пути их интеграции в единый процесс обучения. Также применен метод систематизации и обобщения – собранные данные из разных источников структурированы в форме сравнительной таблицы, чтобы выявить связи между методами обучения и возрастными особенностями детей.

Результаты

На основе анализа работ, посвященных внедрению начальных форм обучения в спортивных бальных танцах, выявлено следующее. Приступая к занятиям, дети сталкиваются с разнородными требованиями: освоением ритмической структуры движений, формированием базовой координации, воспитанием умения вести и следовать в паре или группе, а также с необходимостью совершенствовать физические качества. Приводимые ниже наблюдения опираются на данные исследований, отражающих специфику раннего (с 4–5 лет) и более позднего (7–10 лет) начала занятий, а также рассматривают возможности оптимизации процесса в рамках учебно-тренировочных программ.

Судя по материалам, в которых рассмотрены сценарии годичного тренировочного цикла у начинающих, динамика прироста показателей двигательной и музыкально-ритмической подготовленности проявляется при условии сочетания специальных упражнений и регулярной отработки элементов, соответствующих структуре соревновательной программы [7]. В частности, при наличии систематизированного подхода к планированию нагрузок (около 50–180 секунд работы с интервалом отдыха 15–60 секунд и частотой сердечных сокращений до 190 уд/мин) наблюдается существенное повышение скоростных способностей и специальной выносливости у детей 8–12 лет, вовлеченных в групповые и индивидуальные танцевальные занятия [10]. Подобная модель приводит к росту показателей энергетики, когда мышцы работают в режиме интенсивного гликолитического обмена, что позволяет выдерживать длительные танцевальные комбинации во время выступлений.

Ряд авторов отмечает, что в ходе предварительного этапа не все дети проявляют одинаковые способности к координации и ритмической ориентировке [4; 6, с. 111-113]. Осведомлённость в специфике движений (позиции корпуса, постановка ног, управление руками) играет роль при обучении основным элементам. Для большей эффективности на подготовительных занятиях применяется серия упрощённых технических действий (ходьба в заданном ритме, покачивание корпуса при сохранении позы, вращения с минимальным темпом), которые сопровождаются обязательной отработкой базового музыкального счёта (рис. 1) [3]. Аналогичный подход характерен для формирования у детей устойчивых двигательных навыков в связке с адекватной музыкально-ритмической реакцией.

image.png

Рис. 1. Схема взаимосвязи музыки и танца [3]

Современные программы рекомендуют равномерное распределение акцента между музыкально-ритмической и технической сторонами занятий, поскольку неуверенный ритм мешает последующему усложнению движений [1]. Приведённые методики включают как простейшие средства (хлопки в такт, топания и покачивания корпусом под счёт), так и приёмы прослушивания фрагментов музыки с различным темпом, что позволяет детям заранее «распознавать» акценты и привязывать к ним свои действия [9]. Укрепление связей между ритмом, силой и координацией облегчает восприятие сложных фигур латинской или европейской программ, где синхронность в паре формируется через мелкие «шаги-связки» и их чёткое соответствие ритмическому рисунку.

В исследованиях, уделяющих внимание эмоциональному фону и интересу детей на занятиях (7–9 лет), выделяется ценность вариативных упражнений с постоянно меняющейся направленностью движений, а также с интегрированными игровыми действиями. Подобный приём помогает удерживать мотивацию к регулярному посещению и способствует освоению танцевальных элементов, объединённых единым сюжетом или короткими командными конкурсами [11]. Анализируя распространённые модели, выявляются способы повышения адаптации юных спортсменов к нагрузкам путём введения чередующихся динамических задач (ускорения, повороты, кики, пружинящие шаги), которые создают условия для прироста скоростных и силовых способностей при сохранении контроля над ритмом [2, 12].

Функциональный статус детей (4–7 лет), которым предложено начать тренировочный процесс в спортивных бальных танцах, прослеживался в исследованиях сердечно-сосудистых показателей. Отмечалось, что по итогам регулярного посещения (2–3 раза в неделю) у них возникает «эффект улучшенной координации» в регуляции ритма сердца, но при избыточном объёме работы повышается напряжённость регуляторных систем, что требует дифференцировки нагрузок [5]. В публикациях, посвящённых учащимся 12–14 лет, делается вывод о перспективности разнообразных тренировочных средств (элементы вращений, сложные связки), если целью служит развитие двигательно-координационных способностей [4]. Гибкая методика позволяет менять объём упражнений под конкретную возрастную группу и состояние здоровья, избегая перегрузок.

Исследование основных компонентов подготовки показало, что при формировании начальных навыков весьма эффективно чередовать короткие технические серии (1–2 базовые связки) с заданиями на координацию (быстрая смена партнёров, повороты с закрытыми глазами, перестроения в мини-команды), укрепляющими вестибулярный аппарат [9]. На подвижном этапе обучения (7–9 лет) целесообразно уделять внимание пространственной ориентации и постановке корпуса, используя дополнительные ориентиры (разметка на полу, специальный инвентарь для фиксации осанки). Экспертная оценка ряда программ подтвердили, что сочетание базовых позиций и имитационно-ритмических упражнений, подкреплённое игровой средой «мини-конкурсов», приводит к стабильному повышению рейтинговых результатов начинающих танцоров на выступлениях [1].

В работах, посвящённых методам подготовки, отмечается целесообразность совмещения специальных физических упражнений с танцевально-техническими связками [6, с. 111-113]. Дети успешно осваивают фундаментальные шаги при соблюдении этапности: сначала музыка и ритм, после этого тело и координация, и лишь затем командные взаимодействия. Подобная поэтапность упрощает формирование двигательных умений и поддерживает психологическую уверенность в своих действиях.

Так, результаты анализа подтверждают действенность многоуровневого метода обучения, включающего регулярные музыкально-ритмические задания, прогрессирующие вариации шагов и поворотов, ориентированные на детские особенности координации. Приведённые в разных исследованиях наблюдения говорят о повышении работоспособности, динамическом росте скоростно-силовых навыков и формировании интереса к танцевальной деятельности. Всё это указывает на необходимость системно выстроенных программ, учитывающих как специфику возрастного восприятия, так и принципы музыкального сопровождения, соревновательную практику и рекомендации по дозированной нагрузке, которые максимально способствуют овладению детьми базовыми элементами спортивных бальных танцев.

На предварительном этапе занятий в спортивных бальных танцах у детей формируются исходные двигательные умения, а также закрепляются базовые навыки пространственной и ритмической ориентировки. Начинающие сталкиваются с количеством тренировочных задач: освоением ритмических рисунков, постановкой корпуса, формированием координационных действий при перемещениях по площадке. При этом требуется учитывать этапность, чтобы исключить перегрузку детей и дать им возможность адаптироваться к новым условиям.

В процессе анализа разных программ, посвящённых способам обучения базовым элементам, подмечена положительная динамика развития музыкально-ритмического слуха и координации, если тренировочные занятия сочетаются с индивидуальными и групповыми методами освоения движений. Для достижения устойчивого интереса часто применяют игровые задания с перестроениями, что помогает детям быстрее освоить шаги и повороты при сохранении чёткого ритма. Подобная методика способствует укреплению мышечно-суставной чувствительности и вестибулярной устойчивости, когда ребёнок при регулярном обучении постепенно совершенствует силовые и скоростные качества, а также развивает гибкость.

Ниже приводится схема (рис. 2), отражающая структуру начальной подготовки в спортивных танцах. В ней показаны основные виды тренировочных воздействий и упражнения, формирующие у детей двигательные качества и готовящие к первым соревнованиям.

image.png

Рис. 2. Схема структуры основных видов начальной подготовки в спортивных танцах [8]

Систематизация представленных направлений (технического, психического, тактического, физического, специального) упрощает планирование занятий и поясняет механизмы развития основных способностей у юных спортсменов. Особое значение придаётся техническим средствам (музыкальность, ритмичность, хореографическая точность), поскольку музыкальная выразительность является критерием, по которому в дальнейшем оценивается исполнительский уровень. Для совершенствования навыков в парах допускается поэтапное усложнение элементов, но в строго дозированной форме. Упражнения на координацию движений, вестибулярную устойчивость и мышечно-суставную чувствительность сочетаются с базовыми связками латинской или европейской программ, что позволяет вовлекать ребёнка в соревновательные мини-ситуации с раннего возраста. В то же время полезно чередовать ритмические имитации и игровые фрагменты, направленные на закрепление правильной осанки и ориентации в пространстве.

Систематическое применение такой модели подготавливает детей к будущим спортивным стартам. В разных исследованиях установлено, что регулярная отработка шагов в сочетании с музыкальным анализом, стабилизирующими упражнениями и короткими конкурсными форматами помогает создать устойчивую координационную базу и повысить общий уровень физической готовности. Формируется интерес к занятиям, укрепляется мышечный тонус, улучшается способность удерживать ритм, появляется желание участвовать в новых постановках и выступлениях. Поскольку каждая группа детей имеет свои особенности, тренеры подбирают нагрузку и задания, согласуясь с возрастом, двигательным опытом и психическим состоянием учащихся. Такой подход способствует гармоничному усвоению детьми начальных элементов спортивных бальных танцев и дальнейшему прогрессу в тренировочном процессе.

Обсуждение

Теоретический анализ материалов, посвящённых обучению детей базовым элементам спортивных бальных танцев, демонстрирует высокую вариативность существующих методических подходов. При сравнении работ различных авторов (Родичкин, Пономарев, Меликян и др.) прослеживается единая тенденция к многоэтапной структуре подготовки. С одной стороны, акцент делается на музыкально-ритмический принцип, который обеспечивает чёткость выполнения движений и координацию в паре, с другой – на укрепление фундаментальных физических качеств (скоростно-силовых, выносливости, гибкости). При этом одинаково важна постепенная адаптация детей к нагрузкам, чтобы исключить перетренированность и сохранить высокую мотивацию к занятиям.

В ходе обзора отмечается, что эффективной стратегией является сочетание регулярной ритмической подготовки и отработки технических элементов. Дополнительную роль играют игровые формы, позволяющие удерживать интерес и одновременно совершенствовать координацию в пространстве. Анализ литературных данных показывает, что на этапе начального обучения дети (4–7 лет) нуждаются в продуманном подходе к развитию ритмических умений и основ координации. Регулярное применение мелких связок, пошаговых комбинаций и «мини-конкурсов» способствует формированию прочной двигательной базы и повышению уверенности в собственных действиях.

Для более позднего возраста (7–10 лет) характерно постепенное усложнение движений, поскольку школьники уже обладают лучшей способностью к восприятию музыки и тонких координационных нюансов. В этот период важно уделять внимание выработке устойчивой осанки, проработке мышечно-суставной чувствительности и развитию силовых качеств. Одновременно сохраняется принцип поэтапности и дифференциации нагрузок, ориентированный на индивидуальные особенности детей – их физическое состояние, уровень подготовки и психологическую готовность.

Итак, можно прийти к выводу, что методика обучения спортивным бальным танцам включает несколько связных компонентов: музыкально-ритмическую подготовку, техническое освоение шагов и позиций, физическую и координационную тренировки, эмоциональную составляющую (интерес и поддержание мотивации). При этом исследователи выделяют целесообразность гибкого соотношения групповых и индивидуальных форм работы, позволяющих как отрабатывать синхронность в парах, так и корректировать ошибки отдельных учащихся.

Ниже приведена примерная структурно-содержательная классификация авторских подходов к обучению, обобщающая анализ публикаций (табл.).

Таблица

Сравнительные характеристики авторских подходов к обучению базовым элементам спортивных бальных танцев

Автор/Источник

Возрастная группа

Основные акценты

Особенности методики

Родичкин [10]

8–12 лет

Выработка ритмической устойчивости.

Совершенствование скоростно-силовых качеств.

Регулярная смена нагрузок в пределах годичного цикла.

Опора на систематическое сочетание танцевальных комбинаций и СФП*.

Меликян [6, с. 111-113]

6–9 лет

Координация движений.

Психологически комфортная атмосфера взаимодействия между участниками.

Игровые задания с упрощёнными элементами движений.

Мягкое усложнение с учётом возрастных особенностей.

Денисова [1]

3–7 лет

Единство музыкальности и техники.

Педагогический аспект творчества.

формирование двигательных навыков, имеющих значение для общей двигательной и спортивной подготовки занимающихся.

воспитание физических и эстетических качеств (сила, скорость, гибкость и пластичность, координация, выносливость, музыкальность и пр.).

Путинцева, Пшеничникова [9]

7–9 лет

Комплексная начальная подготовка.

Раннее вовлечение в соревновательную практику.

Применение «мини-конкурса» для моделирования соревновательных ситуаций.

Приёмы контроля осанки.

Музыкальные игры, способствующие общему овладению музыкально-ритмическими основами.

Работа с разными темпами музыки и формирование устойчивых двигательных навыков.

Логачёва, Третьякова [4]

12–14 лет

Развитие двигательно-координационных способностей.

Использование упражнений на вестибулярную устойчивость.

Активное включение вращений, поворотов, ускорений.

*СФП – специальная физическая подготовка

Из приведённых в таблице данных видно, что все авторы указывают на важность музыкально-ритмического компонента, однако в разных программах варьируются степень игровой вовлечённости и методы укрепления физической составляющей. Некоторые акценты сделаны преимущественно на упрощённую технику движений и этапность освоения шага, тогда как другие (Родичкин, Пономарев) предлагают усиленную проработку скоростно-силовых качеств за счёт коротких интенсивных серий. Объединяет все подходы многоплановость, охватывающая техническое, физическое, координационное и эмоциональное развитие.

Так, в результате рассмотрения различных методических концепций вырисовывается перспективная модель обучения детей, в которой гармонично сочетаются музыкально-ритмические, технические и физические аспекты.

Заключение

Проведённый теоретический анализ показал, что для успешного формирования базовых элементов спортивных бальных танцев у детей важна модель обучения, которая включает музыкально-ритмическую подготовку, постепенное освоение техники шагов и позиций, игровые средства для поддержания мотивации. Решая поставленные задачи, мы выяснили, что разработка систематизированных программ с учётом возрастных и индивидуальных особенностей повышает эффективность занятий, помогает усилению интереса к танцам и улучшает общий уровень физической подготовки.

Во-первых, музыкально-ритмические упражнения позволяют заложить фундамент точности движений и развить слуховую ориентировку. Во-вторых, включение специальных физических упражнений и игровых методик оптимизирует процесс усвоения координационных навыков. В-третьих, гибкая дозировка нагрузок и реализация соревновательных элементов обеспечивают прогрессивное развитие детских танцевальных способностей. Так, обобщённая модель обучения может служить основой для дальнейших практических и научно-методических разработок, направленных на повышение эффективности подготовки юных спортсменов в спортивных бальных танцах.

Список литературы

  1. Денисова Д.Г. Спорт, искусство и педагогика в бальных танцах // Вестник магистратуры. – 2023. – № 4-3 (139). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sport-iskusstvo-i-pedagogika-v-balnyh-tantsah (дата обращения: 08.01.2025).
  2. Ершова О.В., Смирнов Е.Г. Анализ соревновательной инфраструктуры спортивно-бальных танцев в контексте деятельности международных организаций // Вестник ТГУ. – 2019. – № 182. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sorevnovatelnoy-infrastruktury-sportivno-balnyh-tantsev-v-kontekste-deyatelnosti-mezhdunarodnyh-organizatsiy-po-sportivno (дата обращения: 08.01.2025).
  3. Ленская Е.В. Музыкально-ритмическая подготовка юных танцоров в спортивных танцах на этапе предварительной подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. – 2014. – № 5 (111). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-ritmicheskaya-podgotovka-yunyh-tantsorov-v-sportivnyh-tantsah-na-etape-predvaritelnoy-podgotovki (дата обращения: 08.01.2025).
  4. Логачёва Е.В., Третьякова Н. Развитие двигательно-координационных способностей у детей средствами спортивных бальных танцев // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018033461 (дата обращения: 08.01.2025).
  5. Малах О.Н. Оценка функционального состояния у детей, занимающихся спортивными бальными танцами, по вариабельности сердечного ритма // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. – 2019. – № 7. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-funktsionalnogo-sostoyaniya-u-detey-zanimayuschihsya-sportivnymi-balnymi-tantsami-po-variabelnosti-serdechnogo-ritma (дата обращения: 08.01.2025).
  6. Меликян С.Р. Педагогические условия обучения спортивно-бальным танцам детей младшего школьного возраста в танцевальном клубе / С.Р. Меликян // Молодой ученый. – 2024. – № 31 (530). – С. 111–113. – URL: https://moluch.ru/archive/530/116687/ (дата обращения: 08.01.2025).
  7. Методика базовой подготовки детей 8–12 лет в спортивных бальных танцах: тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат наук Родичкин А.П. – Санкт-Петербург, 2021. – ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».
  8. Методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет с учетом их морфофункциональных особенностей: тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат наук Бредихин А.Ю. – Малаховка, 2014.
  9. Путинцева Е.В., Пшеничникова Г.Н. Комплексная начальная подготовка детей 7–9 лет в спортивных танцах // Основы начального воспитания. – 2006. – № 2 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-nachalnaya-podgotovka-detey-7-9-let-v-sportivnyh-tantsah (дата обращения: 08.01.2025).
  10. Родичкин А.П., Пономарев Г.Н., Пупков П.В. Особенности базовой подготовки юных спортсменов в спортивных бальных танцах // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-bazovoy-podgotovki-yunyh-sportsmenov-v-sportivnyh-balnyh-tantsah (дата обращения: 08.01.2025).
  11. Сидоренко Р.А., Сафронова М.В. Спортивные бальные танцы в качестве физической активности на уроке физической культуры // Проблемы науки. – 2019. – № 2 (135). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnye-balnye-tantsy-v-kachestve-fizicheskoy-aktivnosti-na-uroke-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 08.01.2025).
  12. Эсенаманова А., Мяммедова А., Байраммырадова С. Танцевальный спорт и его особенности обучения // Ceteris Paribus. – 2023. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tantsevalnyy-sport-i-ego-osobennosti-obucheniya (дата обращения: 08.01.2025).

Поделиться

Бардин В. Д. Особенности обучения детей базовым элементам спортивных бальных танцев // Актуальные исследования. 2024. №37 (219). URL: https://apni.ru/article/10057-osobennosti-obucheniya-detej-bazovym-elementam-sportivnyh-balnyh-tanczev

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#8 (243)

Прием материалов

22 февраля - 28 февраля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 марта