Главная
АИ #37 (219)
Статьи журнала АИ #37 (219)
Особенности преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО

Особенности преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая культура
образовательные стандарты
урок физической культуры
подготовительная часть
основная часть
заключительная часть
двигательные компоненты
интеллектуальное развитие

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема недостаточной сформированности физической культуры у населения. Автор подчёркивает важность работы с духовным миром человека, его взглядами, знаниями и умениями, эмоциональным отношением и ценностными ориентациями. Статья акцентирует внимание на необходимости смещения акцентов в формировании физической культуры в сторону интеллектуального и социально-психологического развития.

Текст статьи

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения. Она, как и любая сфера культуры, должна предполагать, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека – это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества.

Образовательная область «Физическая культура» по новым стандартам предусматривает освоение обучающимися умений осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно-творческую деятельность, как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время.

Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.

Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

Основная цель подготовительной части урока подготовить учащихся к заданиям основной части занятия. На данном этапе решаются следующие методические задачи: психический настрой на занятие, активизация внимания и эмоционального состояния учеников, обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности.

Занятие с удовольствием уже имеет оздоровительное начало. Важен психологический настрой на урок, музыкальное сопровождение, доброжелательная обстановка! Обязательное проведение пульсометрии в подготовительной части урока дает исходную информацию для разработки индивидуальных заданий и индивидуальных нагрузок обучающимся на уроке, так как нагрузки строго дозируются в зависимости от состояния здоровья, степени подготовленности учащихся.

При проведении разминок в подготовительной части урока систематически используются мною нетрадиционно-оздоровительные средства, средства адаптивного физического воспитания: музыкально-пластическая деятельность, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Целью основной части урока является решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренные планом данного урока. Сначала разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится через игру, соревнования, эстафеты. Школьники зачастую не понимают, для чего они выполняют то или иное упражнение, и при определённой степени утомления порой отказываются выполнять задание. В этот момент необходимо переключить их внимание, и акцентировать его на других элементов. В начальной школе сам факт выполнения упражнения должен сопровождаться игрой, только так можно заинтересовать ребёнка в развитии определённых качеств и навыков. Если ребёнок не будет бояться, что за плохое выполнение того или иного упражнения его ждёт наказание, он не будит бояться ходить на занятия.

При прохождении темы «развитие скоростно-силовых качеств» наряду с игровыми методами (игры с использованием беговых, прыжковых заданий), можно поиграть с ребятами, например, в «Живую математику». Для самых маленьких: закрепление материала «Чётные и нечётные числа». Класс можно рассчитать на 1–2 или по порядку. По команде: «Чётные» – упражнение выполняют только вторые либо все чётные номера и соответственно по команде: «Нечётные» – упражнение выполняют только первые или все нечётные номера. Это задание даёт возможность закрепить знание по математике для самых маленьких школьников, которые проходят тему: «Чётные и нечётные числа». Постепенно усложняя задания в плане умственной активности и по мере прохождения материала по программе, в упражнение можно включать математические действия. Примеры на сложения и вычитания (1+2; 2+5; 12–8). Ребёнок, номер которого, совпадает с результатом примера, должен выполнить упражнение. Особенно нравится выполнять задания, детям разного возраста, связанные с решением таблицы умножения. По такому же принципу можно давать задания, связанные с другими предметами.

Многие разделы программы (легкая атлетика, лыжи, волейбол, баскетбол, гимнастика) по физической культуре содержат большой арсенал сложных технических приемов. В результате интерес к уроку снижается, здесь и оказывают неоценимую пользу игры и эстафеты, направленные на совершенствование элементов техники, умений и навыков игры. Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению.

Для применения соревновательно-игрового метода на уроке применяю схему-модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися:

  • четкое объяснение техники выполнения и методически правильный показ учителем;
  • распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапное обучение от простого к сложному;
  • применение умений и навыков на практике через игру.

Целью заключительной части урока является постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся, и приведение его в относительно спокойное состояние.

Обязательным считаю включение в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке – рефлексию, которую провожу после каждого этапа урока.

Помимо целевого развития физических качеств, на уроках сообщаю школьникам о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма.

Кроме этого, на уроках учащиеся обучаются способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

Реализация задач здоровьесбережения и физического развития школьников предусматривает не только выполнение программы по физкультуре в рамках уроков, но и внеурочную деятельность в этом направлении.

Поделиться

281

Говорова Е. С. Особенности преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО // Актуальные исследования. 2024. №37 (219). С. 78-80. URL: https://apni.ru/article/10063-osobennosti-prepodavanie-fizicheskoj-kultury-v-usloviyah-realizacii-fgos-noo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря