Одна из важнейших составляющих образовательного пространства в России – это дополнительное образование детей. Дополнительное образование социально востребовано, требует поддержки и внимания со стороны государства. Дополнительное образование является системой, которая органично сочетает в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка [3].
Реализация Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Распоряжения правительства РФ № 1726-р от 04.09.2914 «Концепция развития дополнительного образования детей» требует внимательного подхода к дополнительному образованию разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Именно для этой категории детей должен быть организован образовательный процесс по дополнительным программам с учетом особенностей развития обучающихся и созданы специальные условия, без которых нельзя или затруднено овладение этими программами [4].
Оптимизация процесса дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья во многом способствует готовности педагогического коллектива к их принятию. Педагоги должны ознакомиться с основными особенностями обучающихся, которые влияют на усвоение программы и взаимодействие с социумом. Это даст возможность педагогу спланировать, а потом и организовать не только деятельность особого ребенка, но и сформировать правильные взаимоотношения в детском коллективе [2].
Для реализации дополнительных программ педагог учитывает следующие аспекты:
- потребности родителей особого ребенка, организации дополнительного образования и его условия (специальная или инклюзивная группа);
- потребности родителей нормотипичных детей, о совместном инклюзивном обучении;
- потребности администрации образовательной организации, связанные с созданием специальных условий получения образования лиц с ОВЗ и/или инвалидностью.
Родителям особых детей предлагается выбрать направление дополнительного образования, что необходимо учитывать и знать при его включении в группу дополнительного образования.
Кружковая работа, одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности.
При выборе для ребёнка кружковой деятельности педагоги и родителя должны учитывать особенности детей с ОВЗ:
- особенности приема, переработки, хранения и использования информации;
- низкий темп деятельности;
- низкая работоспособность при длительных умственных и физических нагрузках;
- трудности адаптации к новым условиям;
- ограничения возможностей полноценного социального взаимодействия.
В основе устойчивого развития ребенка лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он самостоятельно добывает новые знания, и повышая, тем самым, свою деятельностную и информационную компетентность. Но дети с ограниченными возможностями здоровья при решении данной задачи сталкиваются с трудностями так как детям данной категории свойственно недоразвитие познавательной деятельности, функциональная недостаточность слухового и зрительного восприятия, незрелость высших психических функций, нарушение памяти и недоразвитие общей и мелкой моторика. Низкая познавательная активность проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности.
При организации кружка «Цветик-семицветик», учителем-дефектологом были изучены все нормативные документы и личные документы детей, учтены все индивидуальные особенности детей ОВЗ. Программа кружка ориентирована не только на возрастные особенности детей, но и на уровень их физиологического и умственного развития, на состояние их здоровья, их мотивацию к обучению. Кружок посещают как дети с ОВЗ, так и дети нормы, с целью социализации детей с нарушениями в развитии.
Программа делится на 2 уровня – стартовый и базовый, учитывая сложность содержания программы и возраста детей. В «Стартовом» уровне минимально усложнён материал, а в «Базовом» уровне материал усложняется.
Программа, прежде всего, направлена на социализацию детей с ОВЗ, на включение их в общественную жизнь и формирование позитивного представления о своих способностях и возможностях.
Списки детей составлены следующим образом: подгруппа, состоящая из нормотипичных детей, подгруппа, состоящая из детей с ОВЗ (дети со сложными дефектами развития) и подгруппа, где дети нормы и дети с ОВЗ (дети с лёгкими дефектами развития). Списки могут пересматриваться и меняться с учётом изменений в индивидуальных особенностях детей.
При проведении кружка используется волонтёрское направление, где дети нормы помогают с выполнением задания детям с проблемами в развитии.
Каждое занятие направленно на развитие познавательных процессов: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, а также на развитие моторной сферы.
Занятие построено по следующему принципу: даётся задание, подгруппа делится на мини-группы, и дети нормы выполняют усложнённый вариант, а дети с ОВЗ выполняют доступные им задания. Для проведения такого вида занятия замечательно подходит «Квест-игра». Например: проводилась «Квест-игра» на тему «Потерянные звуки». В игре принимали участие дети нормы и дети с ОВЗ (ребенок с РАС и ребёнок с ЗПР) предшкольного возраста. Ребёнок с расстройством аутистического спектра умеет читать и когда дети по карте находили, где находится нужный звук, то они давали возможность ребёнку с РАС прочитать это слово. Ребёнку с ЗПР дети помогали с ориентацией на листе бумаги при чтении карты. В ходе таких игр дети учатся взаимодействию и желанию помочь тому, кто нуждается в поддержке при выполнении задания.
При проведении кружковых занятий, для решения поставленных задач, имеет место присутствие других специалистов, например учителя-логопеда («Квест-игра» на тему «Потерянные звуки») или воспитателя группы, которую посещают дети с ОВЗ.
Содержание кружковой деятельности наполнено развивающими играми с учётом интеграции образовательных областей.
Информация о кружковой деятельности освещается на сайте детского сада. Проводимые мероприятия в рамках кружковой деятельности совместно с родителями способствуют пониманию о необходимости дополнительного образования для всестороннего развития не только нормотипичных детей, но и детей с проблемами в развитии.
Дополнительное образование способствует, прежде всего, созданию положительной эмоциональной атмосферы среди детей, формированию чувства общности, сплоченности, развитию у детей навыков совместной деятельности и пониманию того, что рядом с тобой тот, кто нуждается в твоей помощи.