Главная
АИ #38 (220)
Статьи журнала АИ #38 (220)
Обеспечение доступности дополнительного образования для социализации детей с огр...

Обеспечение доступности дополнительного образования для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

социум
дополнительное образование
особый ребёнок
дополнительные программы
специальные условия

Аннотация статьи

В статье описан опыт работы педагогов детского сада в рамках дополнительного образования. Раскрыты возможности инклюзивного образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках дополнительного образования.

Текст статьи

Одна из важнейших составляющих образовательного пространства в России – это дополнительное образование детей. Дополнительное образование социально востребовано, требует поддержки и внимания со стороны государства. Дополнительное образование является системой, которая органично сочетает в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка [3].

Реализация Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Распоряжения правительства РФ № 1726-р от 04.09.2914 «Концепция развития дополнительного образования детей» требует внимательного подхода к дополнительному образованию разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Именно для этой категории детей должен быть организован образовательный процесс по дополнительным программам с учетом особенностей развития обучающихся и созданы специальные условия, без которых нельзя или затруднено овладение этими программами [4].

Оптимизация процесса дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья во многом способствует готовности педагогического коллектива к их принятию. Педагоги должны ознакомиться с основными особенностями обучающихся, которые влияют на усвоение программы и взаимодействие с социумом. Это даст возможность педагогу спланировать, а потом и организовать не только деятельность особого ребенка, но и сформировать правильные взаимоотношения в детском коллективе [2].

Для реализации дополнительных программ педагог учитывает следующие аспекты:

  • потребности родителей особого ребенка, организации дополнительного образования и его условия (специальная или инклюзивная группа);
  • потребности родителей нормотипичных детей, о совместном инклюзивном обучении;
  • потребности администрации образовательной организации, связанные с созданием специальных условий получения образования лиц с ОВЗ и/или инвалидностью.

Родителям особых детей предлагается выбрать направление дополнительного образования, что необходимо учитывать и знать при его включении в группу дополнительного образования.

Кружковая работа, одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности.

При выборе для ребёнка кружковой деятельности педагоги и родителя должны учитывать особенности детей с ОВЗ:

  • особенности приема, переработки, хранения и использования информации;
  • низкий темп деятельности;
  • низкая работоспособность при длительных умственных и физических нагрузках;
  • трудности адаптации к новым условиям;
  • ограничения возможностей полноценного социального взаимодействия.

В основе устойчивого развития ребенка лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он самостоятельно добывает новые знания, и повышая, тем самым, свою деятельностную и информационную компетентность. Но дети с ограниченными возможностями здоровья при решении данной задачи сталкиваются с трудностями так как детям данной категории свойственно недоразвитие познавательной деятельности, функциональная недостаточность слухового и зрительного восприятия, незрелость высших психических функций, нарушение памяти и недоразвитие общей и мелкой моторика. Низкая познавательная активность проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности.

При организации кружка «Цветик-семицветик», учителем-дефектологом были изучены все нормативные документы и личные документы детей, учтены все индивидуальные особенности детей ОВЗ. Программа кружка ориентирована не только на возрастные особенности детей, но и на уровень их физиологического и умственного развития, на состояние их здоровья, их мотивацию к обучению. Кружок посещают как дети с ОВЗ, так и дети нормы, с целью социализации детей с нарушениями в развитии.

Программа делится на 2 уровня – стартовый и базовый, учитывая сложность содержания программы и возраста детей. В «Стартовом» уровне минимально усложнён материал, а в «Базовом» уровне материал усложняется.

Программа, прежде всего, направлена на социализацию детей с ОВЗ, на включение их в общественную жизнь и формирование позитивного представления о своих способностях и возможностях.

Списки детей составлены следующим образом: подгруппа, состоящая из нормотипичных детей, подгруппа, состоящая из детей с ОВЗ (дети со сложными дефектами развития) и подгруппа, где дети нормы и дети с ОВЗ (дети с лёгкими дефектами развития). Списки могут пересматриваться и меняться с учётом изменений в индивидуальных особенностях детей.

При проведении кружка используется волонтёрское направление, где дети нормы помогают с выполнением задания детям с проблемами в развитии.

Каждое занятие направленно на развитие познавательных процессов: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, а также на развитие моторной сферы.

Занятие построено по следующему принципу: даётся задание, подгруппа делится на мини-группы, и дети нормы выполняют усложнённый вариант, а дети с ОВЗ выполняют доступные им задания. Для проведения такого вида занятия замечательно подходит «Квест-игра». Например: проводилась «Квест-игра» на тему «Потерянные звуки». В игре принимали участие дети нормы и дети с ОВЗ (ребенок с РАС и ребёнок с ЗПР) предшкольного возраста. Ребёнок с расстройством аутистического спектра умеет читать и когда дети по карте находили, где находится нужный звук, то они давали возможность ребёнку с РАС прочитать это слово. Ребёнку с ЗПР дети помогали с ориентацией на листе бумаги при чтении карты. В ходе таких игр дети учатся взаимодействию и желанию помочь тому, кто нуждается в поддержке при выполнении задания.

При проведении кружковых занятий, для решения поставленных задач, имеет место присутствие других специалистов, например учителя-логопеда («Квест-игра» на тему «Потерянные звуки») или воспитателя группы, которую посещают дети с ОВЗ.

Содержание кружковой деятельности наполнено развивающими играми с учётом интеграции образовательных областей.

Информация о кружковой деятельности освещается на сайте детского сада. Проводимые мероприятия в рамках кружковой деятельности совместно с родителями способствуют пониманию о необходимости дополнительного образования для всестороннего развития не только нормотипичных детей, но и детей с проблемами в развитии.

Дополнительное образование способствует, прежде всего, созданию положительной эмоциональной атмосферы среди детей, формированию чувства общности, сплоченности, развитию у детей навыков совместной деятельности и пониманию того, что рядом с тобой тот, кто нуждается в твоей помощи.

Список литературы

  1. Абанкина И.В. Рождение персонального образования: от Концепции развития дополнительного образования детей к воплощению в жизнь [Текст] / И.В. Абанкина: – М.: ФИРО. 2015. – 129 с.
  2. Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования [Текст] / М.А. Брутова Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014. – 218 с.
  3. Горшкова Т.А., Шевченко С.М., Пачурин Г.В. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.А. Горшкова Т.А.: – Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований., 2015. – 1491 с. Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8180.
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с изменениями на 30 сентября 2020 года «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=374617.
  5. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8180.
  6. http://unisop.rudn.ru/DocDownload?tab=eventpartitiondoc&id=9c431d89-b738-4f0c4.

Поделиться

271

Судавцова М. Н., Бутенко И. А., Гладко С. А., Дятлова Г. А. Обеспечение доступности дополнительного образования для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные исследования. 2024. №38 (220). Ч.II.С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/10067-obespechenie-dostupnosti-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-socializacii-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря