Всем известно, что первые дни в детском саду – это тяжелое испытание как для детей, так и для родителей. Как правило, дети плачут и кричат, расставаясь с мамой утром, находятся в плохом настроении или подавлены вечером и, наоборот, выглядят иначе перед чрезмерной активностью и волнением. Чтобы как можно быстрее преодолеть этот негативный период, необходимо правильно подойти к адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Дети испытывают эмоциональный дискомфорт в основном из-за неопределенности требований педагога, особенностей общения и условий среды, представлений о ценностях и нормах поведения в группе. Это состояние можно назвать состоянием внутреннего напряжения, настороженности и тревоги. Длительный психологический стресс такого рода может привести к дезадаптации. Ребенок может стать чрезмерно грустным, проявлять агрессию или замкнуться в себе, отказываться от общения, у него нарушается сон и снижается аппетит.
Сам термин «адаптация» впервые был введен в 1865 году. После этого он стал широко использоваться в биологической литературе. Здесь под адаптацией исследователи понимали лишь одно функциональное изменение органов чувств. Но постепенно, с развитием науки, концепция адаптации стала выходить за рамки теории эволюции.
Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
- возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10–11 месяцев до полутора лет);
- состояния здоровья и уровня развития ребенка;
- биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни);
- психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка, проходят адаптацию легче).
Адаптация ребенка к детскому саду – это одновременно процесс и результат координирования ребенка с окружающим миром в ДОУ, адаптации к новой среде, к структуре взаимоотношений с педагогами и со сверстниками, установления соответствия поведение с учетом принятых в группе детского сада норм и правил.
Как показывает научная практика, в этот период в результате позитивной адаптации развиваются многие важные качества, такие как познавательные и языковые способности, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим и творческие способности.
Однако эти качества и способности не возникают инстинктивно, как результат физиологического созревания. Их формирование требует соответствующего влияния со стороны окружающих взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
В психолого-педагогической литературе выделяют три этапа адаптации детей дошкольного возраста:
- Острая фаза или период дезадаптации. Сопровождается различными колебаниями соматического состояния и психического статуса, что приводит к снижению массы тела, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита и регрессу речевого развития. Длится в среднем один месяц.
- Подострая фаза или сама адаптация. Отмечается адекватным поведением ребенка, т. е. все изменения уменьшаются и фиксируются в отдельных параметрах на фоне более медленных темпов развития, особенно умственного, по сравнению со средневозрастными нормами. Длится от трех до пяти недель.
- Фаза компенсации или период адаптации. Характеризуется ускорением темпов развития, в результате чего к концу учебного года дети преодолевают указанную выше задержку темпа развития, дети начинают осваиваться и вести себя спокойнее.
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1. Легкая адаптация:
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7–10 дней);
- аппетита (норма по истечении 10 дней);
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20–30 дней;
- характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2–4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2–3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20–40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30–35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии [2, с. 115].
При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.
Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
- наличие у ребенка своеобразных привычек,
- неумение занять себя игрушкой,
- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Факторы, влияющие на адаптацию это:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- характеристика нервной системы;
- умение общаться с взрослыми и сверстниками;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
По мнению данных исследований, адаптация ребенка считается успешной, когда он адаптирован к полноценному развитию своих личных, физических, интеллектуальных и других возможностей в данной новой среде.
Сотрудничество с родителями детей раннего возраста также является одним из главных условий успешной адаптации детей к детскому саду. Совместная работа родителей и педагогов может благотворно сказаться на всех аспектах образовательного процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит не менее болезненно, чем самих детей [1, с. 42].
Чтобы воспитанникам детского сада было комфортно, чтобы они могли полноценно развивать свои душевные и физические силы, необходимо наладить контакт, а также продуктивные отношения между педагогами и родителями. Такое партнерство обеспечивается компетентностью родителей в вопросах развития, воспитания и обучения ребенка, а также их полной информированностью об особенностях жизни и самочувствия ребенка в детском саду. Как показывают исследования и наблюдения из практики, родители зачастую не готовят ребенка к поступлению в детский сад [3, с. 10].
Не изучают педагогику и психологию раннего возраста. Родители не подозревают, что малыш может испытывать трудности в период адаптации к дошкольному учреждению, которые приводят к ухудшению его эмоционального самочувствия, нарушения физического здоровья и даже остановкам в развитии.
Адаптационный период считается законченным, если:
- ребенок спокойно расстается с родителями;
- с аппетитом ест;
- быстро засыпает, вовремя просыпается;
- нашел себе партнеров для совместной деятельности;
- эмоционально общается с окружающими;
- играет.
Правильно организованный период адаптации залог последующего комфортного пребывания ребенка в детском саду и его физического и психологического здоровье в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация к детскому саду – это своеобразный механизм социализации личности и интеграции в новую систему социальных отношений. Психолого-педагогическая помощь должна быть оказана семье ребенка. Родители должны знать, как развиваются маленькие дети, насколько важен для их развития детский сад и как помочь им без труда адаптироваться к условиям детского сада.