Главная
АИ #38 (220)
Статьи журнала АИ #38 (220)
Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежд...

Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

адаптация
дезадаптация
развитие
личность
дошкольное учреждение
младшие дошкольники
социализация личности

Аннотация статьи

В статье рассмотрена характеристика термина «адаптация», особенности адаптационного периода детей младшего возраста к условиям детского сада и условия успешной адаптации детей к детскому саду.

Текст статьи

Всем известно, что первые дни в детском саду – это тяжелое испытание как для детей, так и для родителей. Как правило, дети плачут и кричат, расставаясь с мамой утром, находятся в плохом настроении или подавлены вечером и, наоборот, выглядят иначе перед чрезмерной активностью и волнением. Чтобы как можно быстрее преодолеть этот негативный период, необходимо правильно подойти к адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Дети испытывают эмоциональный дискомфорт в основном из-за неопределенности требований педагога, особенностей общения и условий среды, представлений о ценностях и нормах поведения в группе. Это состояние можно назвать состоянием внутреннего напряжения, настороженности и тревоги. Длительный психологический стресс такого рода может привести к дезадаптации. Ребенок может стать чрезмерно грустным, проявлять агрессию или замкнуться в себе, отказываться от общения, у него нарушается сон и снижается аппетит.

Сам термин «адаптация» впервые был введен в 1865 году. После этого он стал широко использоваться в биологической литературе. Здесь под адаптацией исследователи понимали лишь одно функциональное изменение органов чувств. Но постепенно, с развитием науки, концепция адаптации стала выходить за рамки теории эволюции.

Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

  • возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10–11 месяцев до полутора лет);
  • состояния здоровья и уровня развития ребенка;
  • биологического и социального анамнеза (протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребенку после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни);
  • психологического климата в семье (установлено, что дети, в семьях которых царит спокойная обстановка, проходят адаптацию легче).

Адаптация ребенка к детскому саду – это одновременно процесс и результат координирования ребенка с окружающим миром в ДОУ, адаптации к новой среде, к структуре взаимоотношений с педагогами и со сверстниками, установления соответствия поведение с учетом принятых в группе детского сада норм и правил.

Как показывает научная практика, в этот период в результате позитивной адаптации развиваются многие важные качества, такие как познавательные и языковые способности, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к окружающим и творческие способности.

Однако эти качества и способности не возникают инстинктивно, как результат физиологического созревания. Их формирование требует соответствующего влияния со стороны окружающих взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

В психолого-педагогической литературе выделяют три этапа адаптации детей дошкольного возраста:

  1. Острая фаза или период дезадаптации. Сопровождается различными колебаниями соматического состояния и психического статуса, что приводит к снижению массы тела, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита и регрессу речевого развития. Длится в среднем один месяц.
  2. Подострая фаза или сама адаптация. Отмечается адекватным поведением ребенка, т. е. все изменения уменьшаются и фиксируются в отдельных параметрах на фоне более медленных темпов развития, особенно умственного, по сравнению со средневозрастными нормами. Длится от трех до пяти недель.
  3. Фаза компенсации или период адаптации. Характеризуется ускорением темпов развития, в результате чего к концу учебного года дети преодолевают указанную выше задержку темпа развития, дети начинают осваиваться и вести себя спокойнее.

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1. Легкая адаптация:

  • временное нарушение сна (нормализуется в течение 7–10 дней);
  • аппетита (норма по истечении 10 дней);
  • неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20–30 дней;
  • характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
  • функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2–4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2–3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20–40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30–35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии [2, с. 115].

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
  • наличие у ребенка своеобразных привычек,
  • неумение занять себя игрушкой,
  • отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
  • отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Факторы, влияющие на адаптацию это:

  • возраст ребенка;
  • состояние здоровья;
  • уровень развития;
  • характеристика нервной системы;
  • умение общаться с взрослыми и сверстниками;
  • сформированность предметной и игровой деятельности;
  • приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

По мнению данных исследований, адаптация ребенка считается успешной, когда он адаптирован к полноценному развитию своих личных, физических, интеллектуальных и других возможностей в данной новой среде.

Сотрудничество с родителями детей раннего возраста также является одним из главных условий успешной адаптации детей к детскому саду. Совместная работа родителей и педагогов может благотворно сказаться на всех аспектах образовательного процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит не менее болезненно, чем самих детей [1, с. 42].

Чтобы воспитанникам детского сада было комфортно, чтобы они могли полноценно развивать свои душевные и физические силы, необходимо наладить контакт, а также продуктивные отношения между педагогами и родителями. Такое партнерство обеспечивается компетентностью родителей в вопросах развития, воспитания и обучения ребенка, а также их полной информированностью об особенностях жизни и самочувствия ребенка в детском саду. Как показывают исследования и наблюдения из практики, родители зачастую не готовят ребенка к поступлению в детский сад [3, с. 10].

Не изучают педагогику и психологию раннего возраста. Родители не подозревают, что малыш может испытывать трудности в период адаптации к дошкольному учреждению, которые приводят к ухудшению его эмоционального самочувствия, нарушения физического здоровья и даже остановкам в развитии.

Адаптационный период считается законченным, если:

  • ребенок спокойно расстается с родителями;
  • с аппетитом ест;
  • быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • нашел себе партнеров для совместной деятельности;
  • эмоционально общается с окружающими;
  • играет.

Правильно организованный период адаптации залог последующего комфортного пребывания ребенка в детском саду и его физического и психологического здоровье в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация к детскому саду – это своеобразный механизм социализации личности и интеграции в новую систему социальных отношений. Психолого-педагогическая помощь должна быть оказана семье ребенка. Родители должны знать, как развиваются маленькие дети, насколько важен для их развития детский сад и как помочь им без труда адаптироваться к условиям детского сада.

Список литературы

  1. Белкина В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкин. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
  2. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. – М.: Проспект, 2002. – 414 с.
  3. Волошина Л.Д. Современная воспитательная система детского сада / Л.Д. Волошина, Л.И. Кокунько // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. – С. 12-17.

Поделиться

123

Ишкова Л. А., Шаповалова А. Н. Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Актуальные исследования. 2024. №38 (220). Ч.II.С. 41-44. URL: https://apni.ru/article/10068-adaptaciya-detej-mladshego-vozrasta-k-usloviyam-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

Похожие статьи

Актуальные исследования

#39 (221)

Прием материалов

21 сентября - 27 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

2 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

15 октября