Урок музыки в общеобразовательной школе во все времена и сегодня является предметом обсуждения в профессиональной среде музыкантов-педагогов. Серьезные изменения в преподавание вносит также то, что сегодня на всех этапах школьного образования введена проектно-исследовательская деятельность и обучение по индивидуальным планам. Мы все время размышляем: как раскрыть ту или иную тему? Как научить обучающихся слушать и слышать музыку, помочь разобраться в гремящем водовороте масс-культуры, дабы отсеять безвкусицу; как приобщить подростков к культуре хорового пения? Как совместить познавательную нагрузку с досуговой непринужденной обстановкой? Как говорить о классике простым и доступным языком, не обесценивая ее высоты? Наконец, какие технологии использовать для повышения мотивации обучающихся? Вопросы, вопросы, вопросы…
Тем не менее мы пытаемся найти выход.
В нашем лицее несколько лет существует вокально-хоровая студия «Парус», которая объединяет всех учащихся и педагогов, любящих музыку, готовых развиваться и учиться. Именно всех, потому что каждый может найти занятие по душе: не только пение в хоре, но и занятия по классу академического и эстрадного вокала, игру на музыкальных инструментах, занятия музыкальной грамотой. Разумеется, основным «профилем» музыкальной деятельности студии является вокально-хоровая музыка. Девять лет назад (с 2015 года) педагоги студии запустили в работу долгосрочный проект под названием: «Русские композиторы - юбиляры», результатами которого являются ежегодные открытые мероприятия-концерты (гостиные), посвященные творчеству композитора-юбиляра данного года. Эти мероприятия проводятся всегда в первую очередь для детей, не занимающихся в студии, с целью расширения музыкального кругозора обучающихся и повышения интереса к музыкальному искусству и музыкальному творчеству. Мероприятия проводятся в форме музыкальных гостиных, причем обучающиеся, не занимающиеся в студии, не просто слушают и внимают, а исполняют музыкальные произведения композитора, отвечают на вопросы викторины, активно участвуют в дискуссиях, хотя, безусловно, в работе над проектом львиная доля подготовки материала лежит на плечах студийцев. Таким образом, за время существования проекта мы осветили деятельность (в разрезе вокально-хорового творчества) композиторов Г. В. Свиридова, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина, А. П. Петрова, М. Л. Таривердиева, А. П. Бородина. Эта практика дала нам уникальный опыт работы с подрастающим поколением, опыт взаимодействия с несколькими поколениями любителей музыки!
Проекты основаны на принципах технологии сотрудничества, о глубине которой рассуждали такие мыслители как Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкин, А. А. Бодалев, И. Л. Волков, Я. Л. Коломинский, В. Ф. Шаталов.
Сотрудничество педагога и обучающегося представляет собой сложное единство:
- форм перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании и взаимопереживании;
- способов организации совместной деятельности, то есть «на равных», предусматривающей проявление самостоятельности, активности и организованности;
- формы взаимодействия педагога и обучающихся, при которой дети способны взаимодействовать и друг с другом, и с педагогом.
Именно в такой работе проявляются положительные качества всех участников образовательного процесса: целенаправленность, мотивированность, целостность, структурированность, согласованность, организованность, результативность. Все эти факторы способствуют организации труда в музыкальном коллективе, увеличивают мотивацию к занятиям в хоровом коллективе. Сотрудничество в хоре – сложная система совместной деятельности: связь между администрацией, педагогами, обучающимися и родителями. Сотрудничество как специфическая деятельность помогает продуктивно усваивать певческий материал, а также способствует подготовке обучающихся к социальному взаимодействию в будущей профессиональной деятельности.
Кроме взаимодействия обучающихся с педагогами студии, в современной системе музыкального образования целесообразно использование практики взаимодействия с педагогами всей школы. Примером подобного содружества стала музыкальная гостиная, посвященная деятельности А. П. Бородина. Хористы и вокалисты готовили музыкальный материал, а учитель химии со старшеклассниками подготовила материал об открытиях композитора в области естественных наук и создала видеоролик, в котором представила химические опыты, проводимые А. П. Бородиным.
Помимо технологии сотрудничества на занятиях мы используем личностно ориентированные технологии, предусматривающие проявление уважения к личности каждого ребенка, учитывая индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого обучающегося. Еще одной формой работы стала проблемно-развивающая технология обучения, спецификой которой является формирование у воспитанников студии критического мышления, активного речевого общения, положительных эмоций, что очень необходимо для получения положительного результата в занятиях! Репетиции хора проводятся в форме интегрированных занятий: конкурсы, ролевые и сюжетные игры, викторины, кроссворды и т. д.
Работа в нашем коллективе построена на уважении к окружающим нас взрослым и детям, умении быть честными и требовательными к себе, стремлении создавать большое из малого, умении ценить отечественные вокально-хоровые традиции, в частности традиции петербургских композиторов. Мы всегда в процессе. Педагогам студии еще предстоит значительная работа по осмыслению и адаптации к требованиям ФГОС, касающихся специфики преподавания музыки как живого образно-смыслового искусства, имеющего творческую природу, имеющую конечную цель – воспитание человека XXI века как человека-творца будущего.