Направление корректировки антиинфляционной политики России. Как правовыми методами бороться с хронической инфляцией?

Направление корректировки антиинфляционной политики России. Как правовыми методами бороться с хронической инфляцией?

В статье исследуется проблема инфляции в России. Автор предлагает возможные направления антиинфляционной политики Российской Федерации, а также возможные методы борьбы с инфляцией. В работе представлен ретроспективный анализ уровня инфляции в России.

Аннотация статьи
Российская Федерация
анализ
метод
инфляция
антиинфляционная политика
Ключевые слова

В экономике инфляция – это устойчивое повышение уровня цен на товары и услуги в течение определенного периода времени. При повышении уровня цен каждая единица валюты покупает меньше товаров и услуг, следовательно, инфляция отражает снижение покупательской способности на единицу денег: потерю реальной стоимости в среде обмена и расчётной единицы в экономике [3]. Основным показателем инфляции цен является ежегодное процентное изменение общего индекса цен. Особенно это касается индекса потребительских цен. Противоположностью инфляции является дефляция – отрицательная инфляция.

Инфляция влияет на экономику различными позитивными и негативными способами. Негативные последствия инфляции включают увеличение альтернативных издержек, связанных с хранением денег, неопределенность в отношении будущей инфляции, которая может препятствовать инвестициям и сбережениям, и, если инфляция была достаточно быстрой, дефицит товаров по мере того, как потребители начинают копить, опасаясь, что цены будут расти в будущем. К позитивным последствиям относится сокращение безработицы из-за номинальной жесткости заработной платы [2]. Экономисты считают, что высокие темпы инфляции и гиперинфляции являются следствием чрезмерного роста денежной массы [4]. Мнения о том, какие факторы определяют минимальные или умеренные темпы инфляции, более разнообразны. Низкая или умеренная инфляция может объясняться колебаниями реального спроса на товары и услуги или изменениями в имеющихся поставках, например в период дефицита. Длительный устойчивый период инфляции вызван тем, что денежная масса растёт быстрее, чем темпы экономического роста. Важно также отметить, инфляция может привести к невидимому налогу, при котором стоимость валюты снижается в отличие от ее фактического резерва, что в конечном итоге приводит к девальвации законного платежного средства.

Сегодня большинство экономистов выступает за низкий и стабильный уровень инфляции. Низкая инфляция, в отличие от нулевой или отрицательной, снижает остроту экономических спадов, позволяя рынку труда быстрее адаптироваться в условиях спада, и снижает риск того, что ловушка ликвидности не позволит денежно-кредитной политике стабилизировать экономику. Задача поддержания низкого и стабильного уровня инфляции обычно возлагается на монетарные власти. Как правило, этими денежно-кредитными органами являются центральные банки, которые контролируют денежно-кредитную политику посредством установления процентных ставок, операций на открытом рынке и установления требований к банковским резервам.

Экономика современной России столкнулась с реальными проблемами в 90-х годах прошлого столетия. Это было вызвано либеральными экономическими реформами, суть которых заключалась в переходе от плановой к рыночной экономике. Переход к рыночному типу происходил по ортодоксально-монетаристской программе финансовой стабилизации, предложенной МВФ. «Шоковая терапия» принесла разрушительные социально-экономические последствия.

В 1992 году пик роста потребительских цен составил 2508% [1]. В следующем году эти цены продолжили расти и в годовом исчислении увеличились на 844%. В результате супергиперинфляции для обеспечения ценового роста достаточной денежной массой возникла потребность в денежных знаках более высокого достоинства, поэтому в денежный оборот были введены банкноты достоинством 5, 10 и 50 тысяч рублей. В 1994 году стремительный рост потребительских цен составил 215%, а в 1995 – 131,3% [1].

С помощью валютного коридора, введённого в 1996 году, правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9%, а в 1997 году 11% [1]. Целью было снизить инфляцию до 6,6 %, но финансовый кризис 1998 года привёл к дефолту по внешним долговым обязательствам страны, резкой девальвации национальной валюты и, как следствие, к новому витку роста потребительских цен. Де-факто в период с 1995 г. по 2005 г. в России сохранялась хроническая галопирующая инфляция, уровень которой колебался в пределах от 10 до 84%. Параллельно с этим происходило ежегодное повышение цен и тарифов естественных монополий, росли тарифы на услуги ЖКХ.

Подобная неэффективная экономическая политика стала причиной долговременной высокой инфляции и отсутствия экономического роста. Для борьбы с этим необходимо разработать комплекс мер, сочетающих государственную, денежно-кредитную, социальную и структурную политику.

Первым делом, нужно отказаться от применяемого до этого зажима денежной массы, дающего лишь временный эффект. Требует улучшения и методика расчёта потребительских цен. Для выявления их реального роста есть смысл рассчитывать «социальную» инфляцию. Для этого необходимо учитывать цены не на 400, а 30 товаров и услуг, используемых гражданами. В этом случае представится возможным увидеть реальный рост цен и уровень инфляции.

Ещё одним правовым методом борьбы с инфляцией является переход Центрального Банка РФ к политике прямого таргетирования инфляции. Согласно Конституции РФ, главной задачей Банка России является поддержание устойчивости рубля. Критерием устойчивости является его платежеспособность, иначе говоря, уровень цен на товары и услуги, установленный в нём. Это позволяет сделать вывод, что опосредованно главная задача Банка России – поддержание стабильности цен, то есть уровня инфляции, не превышающего 2%. Данное положение необходимо закрепить на законодательном уровне. Эффективным инструментом экономической политики должна стать ключевая ставка. Следует создать условия, при которых она будет оказывать влияние на стоимость заёмных средств. В Налоговый Кодекс РФ стоит внести изменения, касающиеся ставки рефинансирования, освободив её от фискальных функций.

Не менее важным направлением антиинфляционной политики РФ является совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков. Она должна стимулировать расширение кредитования в реальном секторе экономики и ориентироваться на долгосрочные инвестиции, реализацию федеральных и региональных инновационных и инфраструктурных проектов. Важно сместить акцент с объёма заимствований на зарубежном рынке в сторону заимствований внутри страны. Также следует ввести нормативное регулирование относительно внешних заимствований в отношении компаний со значительным государственным участием.

Не менее важный правовой способ борьбы с инфляцией – разработка принципов государственной ценовой политики. Целесообразно на правительственном уровне ограничить рост тарифов на услуги естественных монополий, потому что именно это во многом влияет на рост уровня инфляции.

Важно предотвратить монополизацию отдельных видов товаров и услуг, развивать малый и средний бизнес, стимулировать конкуренцию между отечественными производителями.

В качестве инструментов защиты от инфляции в период интенсивного роста цен можно использовать индексируемые государственные облигации и купонные выплаты, суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.

Для малоимущих граждан нужно создать специальные программы социальной защиты от инфляции. В том числе, в форме индексации заработной платы, пенсий, социальных пособий пропорционально росту цен. Также целесообразно разработать программу государственного субсидирования цен на товары первой необходимости, а для людей, живущих за гранью бедности, возродить систему выпуска продовольственных карточек.

Контролировать рост цен, преодолевать кризисные явления и защитить население от неблагоприятных последствий, вызванных высоким уровнем инфляции, позволит создание функциональной экономической системы. Она позволит контролировать инфляцию и предложит экономике путь устойчивого, динамичного развития.

Текст статьи
  1. Андрианов В.Д. Инфляция и возможные направления корректировки антиинфляционной политики России [Электронный ресурс]. URL: http://viperson.ru/articles/inflyatsiya-i-vozmozhnye-napravleniya-korrektirovki-antiinflyatsionnoy-politiki-rossii (дата обращения: 03.05.2020).
  2. Кизилов В., Гр. Сапов, Инфляция и её последствия / под ред. Е. Михайловской. – М.: Центр «Панорама», 2016. – 146 с.
  3. Семёнов В.П., Инфляция: метрика причин и следствий. – 1-е изд. – М.: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, 2015. – 383 с.
  4. Paul H. Walgenbach, Norman E. Dittrich and Ernest I. Hanson, (1973), Financial Accounting, New York: Harcourt Brace Javonovich, Inc. P. 429. «The Measuring Unit principle: The unit of measure in accounting shall be the base money unit of the most relevant currency».
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря