В последние несколько лет во многих детских садах Белгородской области ведется активная работа по вовлечению детей в образовательный процесс с использованием техники конструирования – LEGO. Педагоги углубленно занимаются темой развития у детей навыков конструирования с помощью конструктора LEGO. Конструирование в детских садах существует давно, и важность его для развития мелкой моторики и умственных способностей детей неоспорима. Однако с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования приоритеты изменились. Модель воспитания детей дошкольного возраста ушла в прошлое, а образовательная деятельность строится на чередовании умственного и практического поведения детей. Возможно, неслучайно в нашу жизнь вошло новое поколение игровых наборов – LEGO Constructor. Конструктор LEGO уже давно используется во всем мире не только как игровое пособие, но и как дидактический материал для развития и обучения.
Педагоги нашего детского сада № 7 «Лесная поляна» выделили три основных типа поделок в разных видах занятий с детьми:
- По образцу – когда дается модель того, что нужно сделать (например, картинка, план, алгоритм работы);
- По условиям – когда нет образца, но задаются конкретные условия, на которые должна отвечать поделка (например, домик для собаки маленький, домик для лошади большой);
- По идеям – когда дети создают свои собственные придуманные объекты без условий и рекомендаций по поведению.
Средняя, старшая и подготовительная группы в нашем детском саду разработали перспективу LEGO Construction. Каждый месяц в соответствии с календарно-тематическим планом группы планируют тему LEGO-конструирования, определяя основные задачи работы с детьми, содержание игровой культурной практики по теме, а также формы и задачи организации развивающей тематической пространственной среды.
Задача для педагогов в средней группе на образовательной деятельности по лего-конструированию – развивать понимание симметрии и пропорции; развивать умение собирать по моделям (в том числе по карточкам); знакомить детей с названиями деталей конструктора Lego.
Старшая и подготовительная группы (5–7 лет) – закреплять полученные навыки: упражнять в конструировании по моделям, карточкам и чертежам; учить детей строить по техническим картам и собственным идеям; формировать умение работать в команде и решать совместные задачи по конструированию; знакомить детей с алгоритмами построения, способствовать развитию технического творчества.
Детали с одинаковым названием могут иметь разный цвет и размер (например, «один к одному» или «одна высота» куба. Когда дети освоят это понятие, они будут сравнивать детали друг с другом по высоте, например, «эта деталь тоже одной высоты»). В конструкторе Lego существует множество названий деталей, и запоминание этих названий – процесс постепенный. В процессе игр и манипуляций с деталями Lego дети учатся определять назначение частей объекта и их пространственное положение по отношению друг к другу в конструкции.
Большое внимание мы уделяем коллективным формам работы, и самое главное в коллективной деятельности - научить детей договариваться друг с другом и совместно определять последовательность действий по конструированию. В работе по обучению начальным навыкам изготовления поделок в средней группе можно условно выделить несколько блоков: знакомство с деталями конструктора и их креплением; знакомство с образцами поделок и их подробный анализ; воспроизведение образцов; использование образцов поделок на карточках; дети также анализируют образцы и соответственно подбирают детали, необходимые для поделки.
В старших группах проводятся занятия «Путешествие в сказку», «Помощники человека и машины», «История лего-птицы», «Путешествие в страну Самоделкина». Дошкольники строят различные модели, анализируют планы построек, строят по плану и работают строго по алгоритму деятельности, чередуя части конструктора. В старшей группе были организованы игры: «Город для лего-человечка», «Необычный дом», «Зоопарк» и «Путешествие в страну Самоделкина». Дети учатся собирать транспорт, здания, различные предметы и животных из конструктора, следуя моделям, рисункам, пошаговым инструкциям или собственным идеям.
Особое внимание уделяется выделению характерных форм построек и проработке мелких деталей. Как и в средней группе, работа ведется по принципу «от простого к сложному». Дети учатся следовать инструкциям учителя по сборке части объекта, а затем по собственной инициативе достраивают объект, моделируя его по иллюстрациям и чертежам. Для детей этого возраста характерны размер и сложность конструкций LEGO. Основной упор делается на развитие у дошкольника способности анализировать саму конструкцию и условия ее функционирования. Для этого необходимо определить пошаговый план реализации. Дети постепенно узнают, что на одном и том же фундаменте можно построить разные конструкции.
Детям очень нравится собирать по собственным идеям, подкрепленным схематическими рисунками и моделями. После сборки по чертежам дети учатся собирать по условиям. Например, они строят двухэтажный дом с крыльцом и балконом на «городскую» тему. При строительстве по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложной поэтапной конструкцией. Неизбежно создаются проблемные ситуации, которые вызывают у детей желание построить что-то самостоятельно. Отличительной особенностью занятий с детьми является то, что все созданные сборки используются в играх-макетах и сюжетно-ролевых играх. Старшим дошкольникам интересны не только сами сборки, но и то, как они используются в игре. Развитие навыков социальной коммуникации: в процессе создания совместной работы дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать и планировать свою следующую деятельность. Детям нравятся тематические наборы, такие как «ферма», «кафе», «детская площадка» и «парк развлечений». Эти наборы способствуют формированию знаний об окружающей действительности и социально-эмоциональному развитию детей.
Познавательное развитие: задания используются для развития элементарных математических представлений, познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Наиболее важными в процессе конструирования являются способность точно распознавать внешние свойства объектов, такие как форма, размеры и пространственные отношения; способность мыслить обобщениями; способность относить объекты к определенным категориям на основе выявления их существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Большинство заданий направлено на формирование представлений о числе и количестве.
Художественное и эстетическое развитие: знакомство детей с цветами, а также с формами и размерами, изучение понятия «чередование», применение чередования цветов в собственных постройках и создание узоров с использованием разных цветов.
Физическое развитие: помимо развития мелкой моторики обеих рук, лего-конструирование также способствует развитию крупной моторики.
Развитие речи: использование большого словарного запаса и развитие связной речи. В Lego огромное количество деталей, каждая из которых имеет свое название (кирпичики, кубики, доски, арки, шестеренки, шипы, трубки, пластины, балки, штыри, ускорители, рычаги, стержни, кронштейны, конусы, цилиндры, заборы, конвейеры, петли, монорельсы, катушки, петли и т. д.). Произношение движений является необходимым условием для поделок и игр с использованием Lego. По результатам мониторинга уровня сформированности навыков работы с конструктором Lego (подготовительная группа, методика Е. В. Фесиной), дети знают названия основных частей конструктора Lego, определяют тип соединения деталей и самостоятельно определяют техническую последовательность изготовления простых конструкций. В практической деятельности они подбирают необходимые для строительства детали (по виду и цвету), ориентируются на пошаговую схему изготовления конструкции, строят по образцу, анализируют его с помощью педагога, планируют следующую практическую работу, контролируют качество результатов своей практической деятельности, самостоятельно определяют количество деталей при строительстве модели определять и реализовывать творческие идеи. Организация конструкторской деятельности детей с использованием технологии LEGO – пример инновационного подхода в педагогике, который полностью отвечает требованиям современной системы образования и воспитания.
Использование конструирования в образовательном процессе затрагивает работу по реализации всех пяти образовательных областей ФГОС ДО и направлено не только на формирование конструкторских навыков, но и на развитие личности ребенка в целом.
Лего-конструирование представляет собой новую педагогическую методику, ведущую свои корни из передовых областей науки и техники. Эти методики представляют собой новое междисциплинарное направление обучения, воспитания и развития детей, объединяющее знания по физике, механике, технологии, математике и информатике. Использование конструкторов в дошкольных образовательных учреждениях способствует существенному увеличению мотивации у детей, позволяет им заниматься творческой и исследовательской деятельностью. Это также дает возможность детям, играя в познавательные игры, узнавать важные концепции и развивать необходимые для жизни навыки.
Использование конструкторов отлично способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста и интегрирует различные виды деятельности. Это отличная возможность предоставить детям шанс проявить свои конструктивные и творческие способности и вовлечь как можно больше детей в техническое творчество.
Образовательные конструкторы являются универсальным оборудованием, позволяющим педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей через игровой процесс, позволяют детям проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игры, общения, конструирования и т. д. Они объединяют игру с исследовательской и экспериментальной работой, предоставляют детям возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир без ограничений.
Таким образом, Лего-конструирование в ДОУ – первый шаг к привлечению дошкольников к техническому творчеству, который способствует полноценному развитию детей дошкольного возраста, обогащая их знания.