Предваряя анализ заявленной темы исследования, необходимо обратить внимание на то, что одним из первых в юридической науке о правовом воздействии заявил свою позицию Н.А. Гредескул, который полагал, что право воздействует на общество, чтобы устранять, вносить или изменять что-либо [1, с. 9]. Тем самым акцент делался на социально-преобразовательный потенциал права, создавая условия для рассмотрения правового воздействия в качестве инструмента его воплощения, реализации в реальных условиях общественной жизни.
В современной юридической литературе понятие «правовое воздействие» рассматривается, как правило, в предельно широком контексте и воспринимается как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей [2, с. 16].
В этой связи, необходимо отметить, что правовое воздействие – это социально-правовое явление, обладающее значительным прикладным потенциалом, которое раскрывает механизм правового воздействия на социальную практику, указывает на характер преобразовательного социального воздействия, неизбежно отражающийся, а порой, и определяющий степень правовой интеграции и правовой социализации личности.
Сложно не согласиться с К.В. Шундиковым, который справедливо заметил, что «Право не только регулирует общественные отношения, устанавливая определенные принципы и модели поведения субъектов, но и во многих случаях оказывает на жизнь общества информационное, психологическое, культурное, воспитательное и прочее воздействие. Перечисленные формы влияния права на социальные связи в сочетании с правовым регулированием образуют единый процесс правового воздействия» [3, с. 88].
Обоснованными представляются наблюдения Л.Н. Берг, в соответствии с которыми «Правовое воздействие по своей сущности есть упорядоченное множество элементов, и в силу этого его качества в правовых исследованиях необходимо использовать методологию системного подхода, шире использовать категорию «система»… Особенность современного подхода к рассмотрению правового воздействия состоит в том, что он носит междисциплинарный характер… Системный характер элементов правового воздействия выражается в том, что все они обладают общим признаком, способностью к интеграции и синергии» [4, с. 58].
Следует признать, что в сфере правого воздействия общая цель всегда едина и статична – это придание социальным связям определенного и предсказуемого (управляемого) характера развития, а цели-средства, механизмы ее достижения всегда динамичны и детерминированы социально-историческим контекстом развития данного общества.
Так, для современного периода развития российской государственности, связанного с конституционным признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, а России в качестве демократического, правового и социального государства, характерны цели-средства подчеркнуто созидательного характера. Например, в современной правовой доктрине целями-средствами, носящими созидательный характер, необходимо признавать: идеи мира, согласия и добра (И.А. Умнова) [5]; национальную безопасность (В.П. Беляев, Г.С. Беляева, С.Ю. Чапчиков) [6, с. 45-53]; формальное равенство, свободу, справедливость (В.С. Нерсесянц) [7]; социальную солидарность (Б.С. Эбзеев) и др.
Созидательный характер права, по своей сути, связан с тем, что право должно быть социально ориентированным, то есть выражающим согласованные интересы всего общества (интересы различных социальных слоев и групп населения). Поэтому, социальная ценность права – это его фундаментальная, стержневая характеристика, указывающая на предназначение права и выполняемую им роль в конкретных социально-исторических условиях развития общества. В социальной ценности права в концентрированном виде заключена социально значимая его нагрузка, как определяющая характеристика выполняемой социальной роли права в жизни личности, общества и государства, реализация которой возможна исключительно через правовое воздействие, его средства и формы.
Таким образом, представляется возможным заключить, что главное в праве – это его социальная ценность, выражающаяся в способности права нормативно закреплять оформившиеся социальные ценности, придавая им обязательный и властно-принудительный характер. Определяющим является то обстоятельство, чтобы эти ценности были действительно социальными, то есть они должны, как минимум, не отвергаться обществом. Только в этом случае, возможно испытывать обоснованные надежды, что правовое воздействие достигнет своей цели – перевода социальной ценности права из мира нормативной фиксации в область реального правопорядка.
Исходя из приведенных позиций, полагаем, что социально-ценностный характер правового воздействия также следует рассматривать в качестве одного из его сущностных признаков, который в совокупности с другими чертами оформляет представление о его природе как целостном правового явления.
Как представляется, социальная ценность правового воздействия состоит в его способности брать под свою защиту истинные ценности общества, способные обеспечить его воспроизводство, безопасность и поступательное развитие (для внутригосударственного права), а для международного права – это такие ценности, которые способны обеспечить стабильный международный мир и безопасность, создать равные условия для уважения интересов всех субъектов международного общения.
Для выполнения этой задачи право, выступая формой выражения и закрепления целей-средств, как во внутригосударственной, так и международной жизни, должно стать действенным их фильтром, который позволит отобрать исключительно истинные ценности, отграничив их от ложных через примененный критерий – созидательности, обеспечивающий поступательное развитие социальных систем. В этой связи, необходимо отметить, что такое право способно обеспечить предсказуемость общественного развития, его стабильность и устойчивость. А это залог преодоления неустойчивости общественного развития, социального хаоса и напряженности.
Таким образом, аксиологическая ценность правового воздействия выступает базовой ее характеристикой, выражающаяся в способности права нормативно закреплять оформившиеся социальные ценности, придавая им обязательный и властно-принудительный характер. Определяющим является то обстоятельство, чтобы эти ценности были действительно социальными, то есть, они должны, как минимум, не отвергаться обществом, а в идеале, всецело им поддерживаться.
Право, по своей сути, должно быть социальным, то есть выражающим не индивидуалистические интересы правящей элиты, а согласованные интересы всего общества (интересы различных социальных слоев и групп населения), что в полной мере воплощается в идейно-мировоззренческих и нормативно-правовых основах правового воздействия в современной России.