Главная
АИ #38 (220)
Статьи журнала АИ #38 (220)
Искусственный интеллект и транспортная инженерия

10.5281/zenodo.13820183

Искусственный интеллект и транспортная инженерия

Автор(-ы):

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

искусственный интеллект
интеллектуальный транспорт
новые форматы
совместное развитие

Аннотация статьи

В данной статье излагаются возможности и текущее состояние применения искусственного интеллекта в области транспорта, а также существующие проблемы. Рассматриваются перспективы применения искусственного интеллекта в интеллектуальном транспорте, включая новые форматы в услугах передвижения, содействие многосекторному сотрудничеству с помощью искусственного интеллекта, а также содействие межотраслевому совместному развитию с помощью ИИ.

Текст статьи

Введение

Целью искусственного интеллекта является реализация человеческого интеллекта в машинах, и с этой целью ученые и эксперты из разных областей ведут исследования с использованием различных подходов. Эти исследования позволили достичь значительных успехов и прорывов в развитии технологий ИИ.

1. Исследовательский фон

Технологии искусственного интеллекта в основном базируются на архитектуре искусственных нейронных сетей, которые позволяют моделировать человеческий мозг, начиная с базовых единиц. Центральными элементами ИИ являются интеллектуальное восприятие, анализ данных и обратная связь. Эти технологии находят применение в транспортной отрасли через сбор, анализ и управление транспортной информацией, что способствует повышению безопасности и эффективности транспортных систем.

Технологии искусственного интеллекта уже сделали значительный прорыв в таких областях, как компьютерное зрение и интеллектуальные системы голосового управления, при этом индустрия, ориентированная на восприятие, наиболее развита, а транспортный сектор является одной из основных областей их применения.

2. Возможности и текущее состояние применения ИИ в транспорте

Возможности применения ИИ в транспорте. Информатизация и интеллектуализация являются ключевыми двигателями для перехода страны от статуса транспортной державы к статусу ведущей транспортной державы. Государственные и местные органы власти активно принимают документы, направленные на поддержку развития интеллектуального транспорта, призывая к «интенсивному развитию интеллектуального транспорта, содействию глубокому интегрированию новых технологий, таких как большие данные, Интернет, искусственный интеллект, блокчейн и суперкомпьютеры, с транспортной отраслью». С 2021 года темпы внедрения интеллектуальных транспортных решений во всем мире значительно ускорились, и основные экономики разрабатывают стратегические планы, направленные на ускорение применения ИИ в транспорте, что приносит значительные возможности для развития отрасли.

Текущее состояние применения ИИ в транспорте. Транспортные системы развитых стран достигли значительных успехов благодаря многолетнему развитию, включая дорожные и железнодорожные сети. Под воздействием государственной политики, инвестиционных потоков и роста спроса, индустрия интеллектуального транспорта развивается быстрыми темпами, при этом инновационная способность отрасли, конкурентоспособность компаний, а также масштабы и уровни внедрения технологических решений неуклонно растут. Прогресс в этой области поддерживается местными органами власти и транспортными предприятиями, а также компаниями, ориентированными на научные исследования и разработки. В настоящее время ИИ находит применение в таких областях транспорта, как сервисы передвижения, транспортные средства, управление транспортом, транспортное планирование и инфраструктура. Использование ИИ в услугах передвижения помогает устранить информационную асимметрию в транспортной системе и более эффективно выравнивать баланс между спросом и предложением. В сфере транспортных средств ИИ играет важную роль в трансформации транспортных систем за счет внедрения инновационных решений.

3. Проблемы применения ИИ в интеллектуальном транспорте

Проблемы со стандартами и нормами. По мере того как интеллектуализация транспортной отрасли становится движущей силой роста индустрии, не только традиционные транспортные компании активно внедряют новые технологии, но и технологические гиганты начинают входить в эту область. В последние годы применение ИИ в таких новых сферах, как координация транспортных систем, автономное вождение и системы управления городским транспортом, ускоряется, однако стандарты и нормы для этих новых приложений и услуг все еще не разработаны. Отсутствие единого стандарта, соответствующего темпам коммерциализации, может привести к многочисленным проблемам. Стандартизация является основой для полноценного функционирования транспортной системы, обеспечивая совместимость и взаимную адаптацию различных компонентов, обмен информацией и бесшовную интеграцию между ними. Отсутствие стандартов может затормозить применение новых технологий и их дальнейшую адаптацию в транспортной системе.

Проблемы с межведомственной координацией. На национальном уровне были созданы специализированные комитеты и координационные группы для продвижения научных исследований, пилотных проектов и внедрения новых технологий в интеллектуальный транспорт. Однако на уровне практического применения все еще отсутствуют эффективные механизмы межведомственной координации. Транспортная информация и ресурсы распределены между различными ведомствами, такими как полиция, транспортные службы, железные дороги и авиация, и обмен информацией между ними затруднен по ряду причин.

Проблемы с глубокой интеграцией данных. Большие данные становятся основным ресурсом для интеллектуальных транспортных систем, и искусственный интеллект не может быть эффективно применен в этой области без качественных транспортных данных. Однако отсутствие механизмов взаимодействия между владельцами данных и разработчиками технологий замедляет процесс внедрения ИИ в транспортную систему.

4. Перспективы применения ИИ в интеллектуальном транспорте

Новые форматы в услугах передвижения. В связи с урбанизацией и устойчивым экономическим развитием требования людей к качеству транспортных услуг возрастают. ИИ способствует развитию новых форматов, таких как интегрированные платформы для планирования поездок, которые, используя облачные технологии и большие данные, предоставляют гибкие, эффективные и экономичные решения для пользователей.

ИИ как драйвер межотраслевого сотрудничества. Применение ИИ в транспорте требует тесного сотрудничества между такими отраслями, как автомобильная промышленность, коммуникационные технологии, транспортные услуги и управление транспортом. Такие межотраслевые механизмы сотрудничества позволяют расширить возможности и перспективы применения ИИ в транспортной сфере.

Заключение

Транспортная отрасль имеет большое значение для национального развития и повседневной жизни граждан. По мере продвижения ИИ в новых направлениях и при поддержке государственных инициатив, интеллектуальный транспорт будет способствовать развитию новых форматов услуг, межотраслевого сотрудничества и координации, что приведет к более безопасной и эффективной транспортной системе.

Список литературы

  1. Сферы цифровизации [Электронный ресурс]. URL: https://invlab.ru/texnologii/kakie-sfery-zatronet-cifrovizaciya/ (дата обращения: 21.06.2025).
  2. Министерство цифрового развития. Цифровая экономика в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 24.06.2024).
  3. Цифровизация промышленности [Электронный ресурс]. URL: https://doczilla.pro/ru/blog/cifrovizaciya-promyshlennosti-kak-ehkonomit-zaschet-informacionnyh-tekhnologij/ (дата обращения: 24.06.2024).
  4. Технологии цифровизации в России [Электронный ресурс]. URL: https://center2m.ru/digitalization-technologies (дата обращения: 25.06.2024).
  5. Целентис Д.И., Пападимитриу Э., ван Гелдер П. Полезность искусственного интеллекта для оценки безопасности различных видов транспорта // Accident Analysis and Prevention. – 2023. – Т. 186. – Ст. № 107034. – URL: https://doi.org/10.1016/j.aap.2023.107034.

Поделиться

66

Хань И.. Искусственный интеллект и транспортная инженерия // Актуальные исследования. 2024. №38 (220). Ч.I.С. 16-18. URL: https://apni.ru/article/10091-iskusstvennyj-intellekt-i-transportnaya-inzheneriya

Похожие статьи

Актуальные исследования

#39 (221)

Прием материалов

21 сентября - 27 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

2 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

15 октября