В настоящее время при управлении абсолютно любым объектом возникает необходимость прогнозирования, в том числе и социально-экономическое прогнозирование. Именно поэтому роль социально-экономического прогнозирования ежегодно возрастает, а потребность органов власти любого региона в данном инструменте только лишь усиливается, так как прогноз необходим при разработке и реализации различного рода управленческих решений, принимаемых на различных уровнях государственной власти и управления в сфере социальной и экономической политики [2, c. 36]. Поэтому социально-экономическое прогнозирование является главнейшей функцией органов власти, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.
Прогнозирование является важнейшим инструментом при управлении регионом, так как необходимо при осуществлении стратегического планирования, то есть на основании прогноза органы власти региона определяют наиболее возможный вариант развития на длительный период времени. Особенно это важно в социальном и экономическом направлении, так как от этого зависит не только в целом положение региона и его экономическая ситуация, но и уровень жизни граждан, социальная защищенность населения, а также качество жизни каждого жителя. Поэтому на основании прогноза правительство региона составляет научно обоснованный план развития региона, указывая количественные и качественные показатели развития в будущем. Это позволяет своевременно выявить возможные риски и неблагоприятные последствия, и соответственно, избежать их или же минимизировать [1, c. 56].
Прогнозирование является многоаспектным понятием, оно рассматривается как процесс, как система, как стадия, и т. д. Поэтому прогнозирование – это:
- основополагающая форма научного предвидения (научное предвидение возможно только на основе разработки достоверных прогнозов);
- процесс разработки прогнозов на основе анализа тенденций развития изучаемого объекта с помощью всей совокупности методов, средств и способов прогностики;
- система специальных научных исследований количественного и качественного характера, направленных на определение возможных перспектив или желаемых целей развития объекта (и поиск оптимальных путей по достижению этих целей);
- функция управления, предшествующая выполнению других его функций – планирование, организация, координация, контроль, уже использующих в процессе принятия решений прогнозную информацию;
- необходимая стадия процесса планирования, повышающая его научную обоснованность и предшествующая процессу принятия управленческого решения;
- способ повышения эффективности принимаемых решений [5].
На основании нормативно-правовых актов, можно утверждать, что абсолютно все органы законодательной и исполнительной власти должны использовать результаты прогнозирования при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики с учетом необходимого уровня государственного регулирования и соответствующего состояния экономики [3, c. 324].
Необходимо отметить, что прогнозирование осуществляется только после тщательно проведенного анализа имеющихся данных, проводится текущая оценка ситуации, а также выявление уже имеющихся проблем в социально-экономическом развитии региона, это может быть демографический кризис, высокий уровень безработицы, высокий уровень миграции населения и т. д. Все исходные данные анализируются и сопоставляются за выбранные период, происходит их сравнение, и только после этого проводится прогнозирование на будущие периоды с учетом имеющихся факторов. После прогнозирования также проводится тщательная проверка результатов прогноза, выявляются отрицательные значения, или напротив слишком завышенные показатели, сравниваются все данные с возможными пороговыми значениями и определяются причины возникших отклонений. К наиболее распространенным методам прогнозирования социально-экономического развития территории относятся: экстраполяция, нормативные расчеты, экспертные оценки, математическое моделирование и др. [4, c. 54].
Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функций «прогнозирование – планирование», можно отметить, что данные функции в системе государственного регулирования экономики являются центральными [8, c. 425].
В управлении экономическим развитием, прогнозирование является первоосновой, так как всякое управленческое решение имеет прогнозную или плановую направленность. Не определяя параметры развития с достаточной точностью, прогноз раскрывает альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, противоречия и намечает условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. Оно может иметь несколько вариантов в зависимости от вероятностного воздействия различных факторов.
В целом прогноз социально-экономического развития региона на определенный период является отдельным документом по стратегическому планированию. Настоящий документ разрабатывается ежегодно на основе сценарных условий развития Российской Федерации, региона, бюджетной политики налоговой [6, c. 183].
Кроме того, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» предполагает наличие следующих областей стратегического управления, таких как прогнозирование, целеполагание, планирование и программирование Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально-ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека, функция целеполагания реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона, обоснования направлений его реструктуризации [7, c. 59].
Можно подвести итог, что социально-экономическое прогнозирование является основной функцией регионального управления, так как играет большую роль в стратегическом планировании, которое на постоянной основе проводится органами власти субъекта РФ, с целью определения возможных перспектив развития региона. Несмотря на то, что многие исследователи считают прогнозирование подфункцией планирования, данное утверждение не совсем уместно, так как прогнозирование в региональном управлении может использоваться и самостоятельно, и не только для стратегического планирования, а для оценки будущих перспектив, при этом отдельно от планирования. Кроме того, социально-экономическое прогнозирование также является достаточно обширной сферой в управлении субъектом, так как включает в себя ряд методов для прогнозирования в зависимости от исходных данных.