Главная
Конференции
Цифровизация общества: трансформация повседневных практик и исследовательских перспектив
Влияние цифровизации на умственное и речевое здоровье ребенка младшего дошкольно...

Влияние цифровизации на умственное и речевое здоровье ребенка младшего дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

цифровизация
мобильные гаджеты
умственное развитие
физическое здоровье
речевая активность
электронные устройства
интернет-ресурсы

Аннотация статьи

В статье говорится о том, что дети с дошкольного возраста имеют бесконтрольный доступ к мобильным гаджетам и интернет-ресурсам. Рассмотрены риски влияния электронных устройств на умственное, физическое здоровье ребенка дошкольного возраста, а также влияние на формирование речевого развития.

Текст статьи

Современные устройства, программное обеспечение, игры и мессенджеры стали неотъемлемой частью жизни как взрослых, так и детей. Мобильные гаджеты необходимы каждому для выполнения работы, общения, развлечений, изучения новой информации, путешествий и прочего. Эти технологии делают жизнь современного человека более удобной, интересной, мобильной и комфортной, обеспечивая быстрое и точное получение необходимой информации и решение множества повседневных задач.

Несмотря на все перечисленные преимущества, чрезмерное использование мобильных устройств имеет свои негативные последствия. У современных детей, начиная с дошкольного возраста, уже наблюдается формирование зависимости от мобильных технологий. Новое поколение детей стали называть «Цифровыми детьми». Возникает вопрос: «Является ли это явление положительным или отрицательным?».

Дети нового поколения благодаря цифровым возможностям раньше взрослеют, раньше начинают рассуждать на «взрослые» темы, начинают делать неожиданные выводы и умозаключения, разбираются в сложных сюжетных линиях, запоминают. Они получают очень много и нужной и ненужной информации и, как правило, не могут ее всю обработать и применить в практической жизни. Современный дошкольник представляет собой раскрепощенного, умного, любознательного и эрудированного ребенка, который воспитывается в условиях активного использования технологий. Дети нового поколения демонстрируют высокий уровень технической грамотности и лучше владеют планшетами, мобильными телефонами и интерактивными игрушками по сравнению с их сверстниками из предыдущих эпох. Однако, несмотря на эти положительные аспекты, у современных дошкольников наблюдается тенденция к «залипанию» на мобильных устройствах. Это может привести к развитию психических расстройств, ухудшению физического здоровья и снижению речевой активности. У современных детей формируется точечное мышление, ориентированное на получение мгновенных результатов с помощью одного нажатия.

Для обеспечения полноценного развития ребенка необходима оптимальная двигательная активность, правильное чередование сна и бодрствования, а также регулярные прогулки на свежем воздухе. Соблюдение стабильного режима дня, утренняя зарядка, прогулки и подвижные игры, а также чередование физической и умственной деятельности способствуют нормальному функционированию энергетического блока. Мобильные устройства могут оказывать влияние на развитие энергетических функций. На занятиях с логопедом часто применяются музыкальные клипы для развития ритмичности и речи у детей; в домашних условиях родитель может включить видео с утренней активностью и заниматься вместе с ребенком, что усиливает его желание заниматься и способствует физической активности, тем самым пополняя запасы энергии.

Учитывая, что сенсорные экраны заменили кнопочные панели, тонкие и точные дифференцированные движения выполняются в ограниченном объеме, что нарушает моторный праксис. В реальной жизни это может привести к замедленному развитию моторной сферы [1].

Развитие речевых навыков у детей происходит в соответствии с онтогенезом, причем дошкольный период является наиболее чувствительным для формирования речи. Чрезмерное использование гаджетов в этот период может негативно сказаться на речевой функции, а также привести к задержке речевого развития ребенка. Необходимость оперировать словами, называть предметы, отвечать на вопросы, т. е. использовать речь для общения появляется только в случае взаимодействия с другим человеком.

Замечено, что ребенок хуже формирует свою мысль, свое высказывание, чем его сверстник из предыдущего поколения. Богатая, разнообразная, связная речь резко ограничивается, в речи проскальзывают слова-паразиты, местоимения, пауза, сложные слова заменяются жестами. У детей, которые имеют неконтролируемый доступ к мобильным устройствам, происходит деформация социальных связей [3].

Современные компьютерные игры, видеоклипы, мультфильмы могут содержать сложный, непонятный на первый взгляд сюжет или, напротив, банальный и примитивный сюжет, тогда словесно-логическое мышление перестает быть необходимым и причинно-следственные связи выстраивать не нужно, все и так понятно с экрана. Следовательно, развитие речевых процессов не происходит по онтогенетическому принципу. Ребенок дошкольного возраста развивается и познает мир через игровую деятельность. Компьютерные игры яркие, шумные, разнообразные, сложные помогают развивать воображение, память, мышление (квесты-поисковики), но сюжетно-ролевые игры учат общению между сверстниками, помогают прожить определенную роль, познать тот или иной вид деятельности, получить активный заряд энергии, прожить и проиграть негативные эмоции, проработать негативный опыт, снять агрессию, научить выходить из конфликтных ситуаций. Если сравнивать компьютерную игру и сюжетно-ролевую игру, то и первая, и вторая дают положительные моменты в развитии ребенка.

Главная задача у ребенка дошкольного возраста – это успешно социализироваться. Если ребенок не имеет повседневной практики общения, то наступает депривация эмоциональной сферы. Компьютерные игры, видеоролики, мультфильмы, компьютерные сюжеты не могут полноценно заменить коммуникативную функцию, дать насыщенный сенсорный опыт, сформировать абстрактно-логическое мышление. Умеренное использование электронных мобильных устройств в коррекционно-педагогическом процессе может повысить мотивационный фон ребенка и показать высокие результаты. Неконтролируемое влияние мобильных устройств может негативным образом сказаться на восприятии пространства и времени. Заметно ухудшаются зрительно-пространственные функции. Происходит дезориентация в реальном пространстве. Ребенок может путать левую и правую сторону. Длительное использование мобильного устройства приводит к искажению восприятия времени. Т. е. ребенок после длительного времени взаимодействия с гаджетом может не заметить, как проходит время [1].

 Нужно научить ребенка планировать свой день самостоятельно, жить по режиму дня, а гаджет с приложениями (электронный календарь, электронный дневник, органайзер, звуковое напоминание) будут помощником в этом планировании и облегчат контроль жизнедеятельности. Длительное «залипание» на мобильных гаджетах и неправильный подбор информации могут нанести вред развитию произвольных форм деятельности. В первую очередь это касается детей с синдромом дефицита внимания, когда ребенку по его физиологическим данным, трудно удержать эмоции под контролем, сложно переключиться из активного состояния в пассивное состояние, удержать внимание или просто успокоиться.

В нашу современную жизнь цифровизация входит стремительно и занимает хоть и не ключевую роль, но уже важную. Нашу современную жизнь уже трудно представить без мобильных устройств, без интернет-ресурсов, и исключить их полностью из жизни или заменить чем-то уже невозможно. Новое поколение детей уже строит свою жизнь на цифровизации, детство строится по другим запросам. В наше время, пока мы, взрослые, обладаем властью над цифровой средой детей, наша задача – умело и осторожно вводить детей в мир цифровых технологий, чтобы в итоге воспитать всесторонне развитую и не зацикленную личность.

Список литературы

  1. Трофимова Е.И. Влияние цифровизации на когнитивную сферу у детей 26.11.2022 / Е.И. Трофимова // Молодой ученый – 2021. – № 45 [Электронный ресурс]. – URL: https://moluch.ru/archive/387/85119/ (дата обращения: 26.11.2022).
  2. Пивоварова А.М., Шабельникова Е.И., Горчханова З.К. Влияние цифровых технологий на здоровье детей // Интернет-журнал «Практика педиатра» – 2021. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://medi.ru/pp/2021/04/26930/.
  3. Горбунова А.Ю. Роль цифровых технологий в когнитивном развитии / А.Ю. Горбунова // Интернет журнал «Наука в мегаполисе» – 2018. – № 2 (6) [Электронный ресурс]. – URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-6/psycho-pedagogical-science/role-digital-technologies.html.

Поделиться

322

Шаповалова А. Н., Ишкова Л. А. Влияние цифровизации на умственное и речевое здоровье ребенка младшего дошкольного возраста // Цифровизация общества: трансформация повседневных практик и исследовательских перспектив : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/10101-vliyanie-cifrovizacii-na-umstvennoe-i-rechevoe-zdorove-rebenka-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января