На сегодняшний день система обеспечения пожарной безопасности регулируется в т. ч. Федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика», которая предполагает проведение цифровизации процессов предоставления государственных услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах физическим лицам, субъектам малого и среднего предпринимательства, индивидуальным предпринимателям.
Также в рамках проекта запланировано обеспечение мониторинга пожарной безопасности объектов защиты. На соответствующие мероприятия в период до 2024 г. из федерального бюджета будет выделено 3,83 млрд руб. Ответственными ведомствами являются Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и Минцифры.
Для реализации этих мероприятий предусмотрены следующие действия [3]:
- Разработка и принятие специального нормативного акта «Об особом порядке осуществления федерального государственного пожарного надзора». В этом акте будут определены основные принципы и процедуры осуществления пожарного надзора, включая использование электронных технологий.
- Развитие и внедрение информационных систем для государственных услуг в электронной форме. Такие системы будут позволять гражданам и организациям получать государственные услуги через интернет, без необходимости посещения офисов и заполнения бумажных форм.
- Создание информационных систем для обработки и мониторинга данных по поднадзорным объектам в области пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Эти системы будут автоматизировать процессы сбора, анализа и предоставления информации о состоянии безопасности и рисках в данных областях.
- Обеспечение цифровизации процессов предоставления государственных услуг. Для этого будут разработаны и внедрены новые электронные услуги, упрощена процедура их предоставления, а также создана единая информационная платформа для обмена данными между государственными органами и пользователями.
- Усиление механизмов применения риск-ориентированного подхода и электронного декларирования. Будут разработаны и внедрены специальные алгоритмы и инструменты для определения рисков и эффективного управления ими, а также создана электронная система декларирования, позволяющая представлять информацию о безопасности объектов в электронной форме.
Вся эта работа будет проводиться с участием соответствующих государственных органов, экспертов и общественных организаций.
Основной целью является улучшение качества государственных услуг и повышение безопасности в области пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Цифровизация и анализ собранных цифровых данных может повысить обоснованность стратегических решений в области повышения эффективности профилактических мер, проводимых государственным пожарным надзором (ГПН).
Так, например, специализированное приложение позволяет сотрудникам ГПН эффективно оценивать соответствие объектов требованиям пожарной безопасности, принимать меры по результатам проверки и улучшать результативность работы. Система оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности позволяет осуществлять проверку и оценку объектов с использованием заранее определенных критериев и шаблонов. Кластер информации содержит все необходимые документы, формулы, расчеты, данные для обеспечения правильной и эффективной работы ГПН. База данных содержит информацию о проведенной работе на инспектируемом объекте и принятых мерах по ее результатам. Система оценки работы сотрудника ГПН позволяет оценить эффективность его деятельности и принимать соответствующие меры для повышения качества работы.
Приложение Supervision 2.0 значительно упрощает и оптимизирует работу сотрудников ГПН, позволяя им проводить проверки объектов более эффективно, оперативно принимать решения и улучшать результативность работы. Это позволяет повысить уровень пожарной безопасности и обеспечить более эффективную предотвращение пожаров и аварийных ситуаций.
На форме проверочного листка инспектор может отметить выполнение требований, задавать вопросы, заполнять поля с информацией о выявленных нарушениях и о мерах по их устранению. При необходимости инспектор может прикрепить фотографии или другие документы к проверочному листку. В конце проверки инспектор ГПН подписывает проверочный листок электронной подписью, что подтверждает его окончание [2, с. 6-11].
Система Supervision 2.0 также предоставляет возможность вести аналитику проведенных проверок и составлять отчеты по выявленным нарушениям, их устранению и общей статистике работы инспекторов ГПН. Таким образом, система обеспечивает эффективность и прозрачность процесса проведения пожарных инспекций, упрощает взаимодействие между инспекторами и инспектируемыми объектами, а также позволяет оперативно реагировать на выявленные нарушения и контролировать их устранение.
Таким образом, программа автоматизирует процесс составления акта проверки, предписаний по устранению несоответствий и отчетов о проведенной деятельности. Она также позволяет инспектору ГПН быстро и удобно отслеживать выполнение предписаний и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности.
Специальная информационная система МЧС позволит автоматизировать процессы обмена информацией, что значительно упростит работу государственных инспекторов по пожарному надзору и предприятий. Благодаря этому информация о состоянии противопожарной безопасности предприятий будет более актуальной и доступной, что позволит более эффективно и оперативно реагировать на возможные угрозы.
Также, цифровая информация, собранная МЧС, будет использоваться для проведения различных аналитических исследований. На основе собранных данных можно будет выявить тенденции и причины возникновения пожаров, разработать методы и меры по их предотвращению, а также оптимизировать ресурсы и улучшить планирование и прогнозирование действий МЧС [2, с. 6-11].
Таким образом, разработка специальной информационной системы МЧС позволит не только улучшить обмен информацией и взаимодействие между различными организациями и ведомствами, но и использовать цифровую информацию на благо безопасности и снижения рисков возникновения пожаров. Указанная информационная система эксплуатируется в некоторых органах управления, входящих в структуру МЧС.
Еще одним инструментом для профилактики и предупреждения дальнейшего распространения уже возникших пожаров является улучшение доступности и скорости предоставления государственных услуг, включая предоставление картографической информации о пожарных рисках и предупреждению пожаров. Одним из примеров такой услуги является предоставление цифровых топографических карт всех населенных пунктов, особенно в зонах повышенного риска пожаров. Это позволит ГПС России и другим организациям, занимающимся противопожарной деятельностью, быстро и эффективно планировать, и проводить превентивные мероприятия.
Кроме того, МЧС России продолжает работу над созданием единой цифровой среды предоставления государственных услуг в электронном виде. Это означает, что люди смогут обращаться за необходимыми услугами и получать информацию о пожарах и предупреждениях через электронные платформы. Это значительно упростит процесс получения необходимой информации и поможет в срочных ситуациях.
В целом, наличие цифровых топографических карт и электронных услуг помогут в предотвращении и борьбе с пожарами в России, улучшая эффективность противопожарной деятельности и сокращая время реагирования на возникшие пожары.
Например, с 2020 г. МЧС России начало участвовать в эксперименте по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа в электронном виде [4].
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – 248-ФЗ) решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа могут быть обжалованы контролируемым лицом, его представителем в установленном порядке.
В соответствии со ст. 17 248-ФЗ в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создается информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования (подсистема досудебного обжалования).
В соответствии со ст. 36 248-ФЗ контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 248-ФЗ [1]:
- Правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в ч. 4 ст. 40.
- Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
- Досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с гл. 9.
В соответствии со ст. 40 248-ФЗ контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
- Решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- Актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
- Действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Также важным аспектом цифровизации является установка современных систем защиты информации, включая системы автоматического обнаружения и проникновения, контроля доступа, шифрования данных и т. д. Формирование сознательной культуры безопасности у сотрудников организации и проведение обучения по вопросам кибербезопасности также являются неотъемлемой частью процесса цифровизации.
Предиктивная аналитика и анализ больших данных позволяют выявлять потенциальные угрозы и предотвращать атаки заранее. Это важно для обеспечения безопасности информационных систем и защиты данных организации от утечек и других угроз.
Анализ событий безопасности в реальном времени и управление уязвимостями и инцидентами позволяют оперативно реагировать на атаки и минимизировать их последствия.
Обеспечение непрерывного контроля и аудита состояния защищенности ИТ-ландшафта позволяет выявлять слабые места и уязвимости в системах безопасности и принимать необходимые меры для их устранения.
В целом, полноценная цифровизация невозможна без обеспечения надежной кибербезопасности. Использование современных технологий и методов защиты информации является ключевым фактором успеха в процессе цифровизации предприятия.