Главная
АИ #39 (221)
Статьи журнала АИ #39 (221)
Сфера обеспечения пожарной безопасности в условиях цифровизации

Сфера обеспечения пожарной безопасности в условиях цифровизации

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

система обеспечения пожарной безопасности
цифровизация
информационные технологии
информационная система

Аннотация статьи

Цифровая трансформация МЧС России направлена на увеличение оперативности и точности принятия решений, улучшение координации действий различных служб и организаций во время чрезвычайных ситуаций. С помощью цифровых технологий можно собирать и анализировать большие объемы данных для прогнозирования возможных ЧС, а также эффективно управлять ресурсами и координировать действия спасателей на месте происшествия. 

Внедрение цифровых технологий также позволяет улучшить систему мониторинга и контроля за состоянием объектов повышенной опасности, ускорить процессы автоматического оповещения и эвакуации населения, а также расширить возможности обучения и подготовки профессиональных спасателей.

Текст статьи

На сегодняшний день система обеспечения пожарной безопасности регулируется в т. ч. Федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика», которая предполагает проведение цифровизации процессов предоставления государственных услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах физическим лицам, субъектам малого и среднего предпринимательства, индивидуальным предпринимателям.

Также в рамках проекта запланировано обеспечение мониторинга пожарной безопасности объектов защиты. На соответствующие мероприятия в период до 2024 г. из федерального бюджета будет выделено 3,83 млрд руб. Ответственными ведомствами являются Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и Минцифры.

Для реализации этих мероприятий предусмотрены следующие действия [3]:

  1. Разработка и принятие специального нормативного акта «Об особом порядке осуществления федерального государственного пожарного надзора». В этом акте будут определены основные принципы и процедуры осуществления пожарного надзора, включая использование электронных технологий.
  2. Развитие и внедрение информационных систем для государственных услуг в электронной форме. Такие системы будут позволять гражданам и организациям получать государственные услуги через интернет, без необходимости посещения офисов и заполнения бумажных форм.
  3. Создание информационных систем для обработки и мониторинга данных по поднадзорным объектам в области пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Эти системы будут автоматизировать процессы сбора, анализа и предоставления информации о состоянии безопасности и рисках в данных областях.
  4. Обеспечение цифровизации процессов предоставления государственных услуг. Для этого будут разработаны и внедрены новые электронные услуги, упрощена процедура их предоставления, а также создана единая информационная платформа для обмена данными между государственными органами и пользователями.
  5. Усиление механизмов применения риск-ориентированного подхода и электронного декларирования. Будут разработаны и внедрены специальные алгоритмы и инструменты для определения рисков и эффективного управления ими, а также создана электронная система декларирования, позволяющая представлять информацию о безопасности объектов в электронной форме.

Вся эта работа будет проводиться с участием соответствующих государственных органов, экспертов и общественных организаций.

Основной целью является улучшение качества государственных услуг и повышение безопасности в области пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Цифровизация и анализ собранных цифровых данных может повысить обоснованность стратегических решений в области повышения эффективности профилактических мер, проводимых государственным пожарным надзором (ГПН).

Так, например, специализированное приложение позволяет сотрудникам ГПН эффективно оценивать соответствие объектов требованиям пожарной безопасности, принимать меры по результатам проверки и улучшать результативность работы. Система оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности позволяет осуществлять проверку и оценку объектов с использованием заранее определенных критериев и шаблонов. Кластер информации содержит все необходимые документы, формулы, расчеты, данные для обеспечения правильной и эффективной работы ГПН. База данных содержит информацию о проведенной работе на инспектируемом объекте и принятых мерах по ее результатам. Система оценки работы сотрудника ГПН позволяет оценить эффективность его деятельности и принимать соответствующие меры для повышения качества работы.

Приложение Supervision 2.0 значительно упрощает и оптимизирует работу сотрудников ГПН, позволяя им проводить проверки объектов более эффективно, оперативно принимать решения и улучшать результативность работы. Это позволяет повысить уровень пожарной безопасности и обеспечить более эффективную предотвращение пожаров и аварийных ситуаций.

На форме проверочного листка инспектор может отметить выполнение требований, задавать вопросы, заполнять поля с информацией о выявленных нарушениях и о мерах по их устранению. При необходимости инспектор может прикрепить фотографии или другие документы к проверочному листку. В конце проверки инспектор ГПН подписывает проверочный листок электронной подписью, что подтверждает его окончание [2, с. 6-11].

Система Supervision 2.0 также предоставляет возможность вести аналитику проведенных проверок и составлять отчеты по выявленным нарушениям, их устранению и общей статистике работы инспекторов ГПН. Таким образом, система обеспечивает эффективность и прозрачность процесса проведения пожарных инспекций, упрощает взаимодействие между инспекторами и инспектируемыми объектами, а также позволяет оперативно реагировать на выявленные нарушения и контролировать их устранение.

Таким образом, программа автоматизирует процесс составления акта проверки, предписаний по устранению несоответствий и отчетов о проведенной деятельности. Она также позволяет инспектору ГПН быстро и удобно отслеживать выполнение предписаний и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности.

Специальная информационная система МЧС позволит автоматизировать процессы обмена информацией, что значительно упростит работу государственных инспекторов по пожарному надзору и предприятий. Благодаря этому информация о состоянии противопожарной безопасности предприятий будет более актуальной и доступной, что позволит более эффективно и оперативно реагировать на возможные угрозы.

Также, цифровая информация, собранная МЧС, будет использоваться для проведения различных аналитических исследований. На основе собранных данных можно будет выявить тенденции и причины возникновения пожаров, разработать методы и меры по их предотвращению, а также оптимизировать ресурсы и улучшить планирование и прогнозирование действий МЧС [2, с. 6-11].

Таким образом, разработка специальной информационной системы МЧС позволит не только улучшить обмен информацией и взаимодействие между различными организациями и ведомствами, но и использовать цифровую информацию на благо безопасности и снижения рисков возникновения пожаров. Указанная информационная система эксплуатируется в некоторых органах управления, входящих в структуру МЧС.

Еще одним инструментом для профилактики и предупреждения дальнейшего распространения уже возникших пожаров является улучшение доступности и скорости предоставления государственных услуг, включая предоставление картографической информации о пожарных рисках и предупреждению пожаров. Одним из примеров такой услуги является предоставление цифровых топографических карт всех населенных пунктов, особенно в зонах повышенного риска пожаров. Это позволит ГПС России и другим организациям, занимающимся противопожарной деятельностью, быстро и эффективно планировать, и проводить превентивные мероприятия.

Кроме того, МЧС России продолжает работу над созданием единой цифровой среды предоставления государственных услуг в электронном виде. Это означает, что люди смогут обращаться за необходимыми услугами и получать информацию о пожарах и предупреждениях через электронные платформы. Это значительно упростит процесс получения необходимой информации и поможет в срочных ситуациях.

В целом, наличие цифровых топографических карт и электронных услуг помогут в предотвращении и борьбе с пожарами в России, улучшая эффективность противопожарной деятельности и сокращая время реагирования на возникшие пожары.

Например, с 2020 г. МЧС России начало участвовать в эксперименте по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа в электронном виде [4].

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – 248-ФЗ) решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа могут быть обжалованы контролируемым лицом, его представителем в установленном порядке.

В соответствии со ст. 17 248-ФЗ в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создается информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования (подсистема досудебного обжалования).

В соответствии со ст. 36 248-ФЗ контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля имеет право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 39 248-ФЗ [1]:

  1. Правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в ч. 4 ст. 40.
  2. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
  3. Досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с гл. 9.

В соответствии со ст. 40 248-ФЗ контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:

  1. Решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  2. Актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
  3. Действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Также важным аспектом цифровизации является установка современных систем защиты информации, включая системы автоматического обнаружения и проникновения, контроля доступа, шифрования данных и т. д. Формирование сознательной культуры безопасности у сотрудников организации и проведение обучения по вопросам кибербезопасности также являются неотъемлемой частью процесса цифровизации.

Предиктивная аналитика и анализ больших данных позволяют выявлять потенциальные угрозы и предотвращать атаки заранее. Это важно для обеспечения безопасности информационных систем и защиты данных организации от утечек и других угроз.

Анализ событий безопасности в реальном времени и управление уязвимостями и инцидентами позволяют оперативно реагировать на атаки и минимизировать их последствия.

Обеспечение непрерывного контроля и аудита состояния защищенности ИТ-ландшафта позволяет выявлять слабые места и уязвимости в системах безопасности и принимать необходимые меры для их устранения.

В целом, полноценная цифровизация невозможна без обеспечения надежной кибербезопасности. Использование современных технологий и методов защиты информации является ключевым фактором успеха в процессе цифровизации предприятия.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрании законодательства РФ. – 03.08.2020. – № 31. – ст. 5007.
  2. Савенкова А. Е. Применение цифровых технологий при обеспечении пожарной безопасности в работе надзорных органов / А.Е. Савенкова, Д.Е. Завьялов, Д.Р. Шимов // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2020. № 1. С. 6-11.
  3. Официальный портал d-russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: d-russia.ru.
  4. Официальный портал МЧС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mchs.gov.ru.

Поделиться

621

Соклаков Р. А. Сфера обеспечения пожарной безопасности в условиях цифровизации // Актуальные исследования. 2024. №39 (221). С. 47-50. URL: https://apni.ru/article/10111-sfera-obespecheniya-pozharnoj-bezopasnosti-v-usloviyah-cifrovizacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#53 (235)

Прием материалов

28 декабря - 3 января

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января