Главная
АИ #39 (221)
Статьи журнала АИ #39 (221)
Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности дошкольников

Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

ранний дошкольный возраст
мелкая моторика рук
развивающая среда
образовательный процесс
театрализованная деятельность
игра-ведущий вид деятельности
пальчиковые игры
театрализация

Аннотация статьи

В статье раскрывается тема развития мелкой моторики дошкольников посредством театрализованной деятельности в рамках детского сада. Проанализированы такие аспекты, как пальчиковые игры, виды театров, организация театральной деятельности и содержание занятий по театрализованной деятельности. Сделаны выводы о положительном влиянии театральной деятельности на мелкую моторику дошкольников.

Текст статьи

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из факторов успешности обучения является хорошо развитая мелкая моторика рук и зрительно-моторная координация. И именно вопрос развития мелкой моторики на сегодняшний день стоит довольно остро, что неоднократно подчеркивается педагогами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребёнка. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. В. М. Бехтеров доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.

В. А. Сухомлинский утверждал, что ум ребёнка находится на кончике пальцев. Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям, и педагогам.

Одним из методов развития мелкой моторики является театр. Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Поскольку ведущим видом деятельности является игра, то в рамках художественно-эстетического развития театрализованной деятельности отводится главное место, так как она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры, даёт возможность в игровой форме организовать совместную и самостоятельную деятельность. Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие и незабываемые впечатления.

По мнению С. Н. Томчиковой, «театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой её участники осваивают доступные средства сценического искусства».

Уже в группе раннего возраста начинается знакомство с театральной куклой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации. Встреча с театральными куклами помогает детям расслабиться, снять напряжение и создаёт радостную атмосферу.

Так как речь напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики, мы решили уделить этому особое внимание с самого раннего детства. А именно через театрализованную деятельность, так как в дошкольном возрасте дети принимают активное участие: обыгрывают потешки, сказки, стихи, а для этого необходимо участие не только речи, но и общая координация движения кисти рук.

Мы поставили перед собой цель: развивать мелкую моторику рук детей через театрализованную деятельность.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

  1. Создать в группе насыщенную развивающую среду по театрализованной деятельности;
  2. Организовать работу с детьми, направленную на развитие координации, точности движения пальцев рук в театрализованной деятельности;
  3. Развивать у детей навыки кукловождения, использование разных видов театра в совместных и самостоятельных видах деятельности;
  4. Активизировать участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

В дошкольном возрасте дети принимают активное участие в театрализованной деятельности. В ходе игры в театр детям часто приходится управлять куклами, а для этого необходимо развивать ловкость и координацию своих пальцев.

Свою работу нужно строить на основе основных принципов дидактики, систематичности, последовательности, учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.

Важной частью по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это весёлые и интересные импровизации потешек, стихов с помощью пальцев рук. Любое детское произведение может стать основой для пальчиковой игры. Эти игры отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. В нашем детском саду мы играем в такие пальчиковые игры: «Моя семья», «Капуста», «Апельсин», «Домик», «Киска», «Зайчик», «Помощники» и др. Пальчиковые игры помогают разогреть руки ребёнка для работы с театральной атрибутикой, настроить его на взаимодействие с взрослым. Универсальность театрализованной игры позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с детьми.

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача взрослых – вовремя создать условия для её появления и развития. Первые занятия с малышами проходят в виде иллюстрационных представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются зрителями, затем дети уже сами принимают участие в показах, что делает их более смелыми и решительными, помогает преодолеть застенчивость, неуверенность в себе.

У нас в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров: пальчиковый, перчаточный, платочный, теневой, настольный, фланелеграф, Би-Ба-Бо, вязаный театр, театр резиновых игрушек, конусный театр, театр из бросового материала и др. В адаптационный период куклы-игрушки помогают отвлекать детей, расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции. Также используем персонажи-игрушки как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.

В работе широко использовались театры, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Игры с маленькими персонажами из сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» позволяют стимулировать речевую активность, так как вовлекает ребёнка в сказочный мир. Пальчиковый театр способствует:

  • развитию мелкой моторики;
  • развивает выразительность и точность, координацию движений;
  • стимулирует развитие внимания и памяти;
  • повышает усидчивость и концентрацию внимания.

Развитию мелкой моторики способствуют куклы – топотушки. Эти куклы приводят детей в восторг. Театр топотушек способствует развитию творческих способностей детей.

Применение кукол Би-Ба-Бо создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Ребёнок учится действовать, подчиняя свои действия определённому образцу, правилам поведения, учится жить, проживая жизнь своих героев.

Театр картинок и фланелеграф – уникальные средства речевого и познавательного развития. Игры на фланелеграфе развивают у детей мелкую моторику рук и сенсорного развития, развивают внимание, память, речь, воображение. Занимаясь на фланелеграфе, мы стараемся не просто перемещать фигурки или картинки, а даём детям возможность подумать о своих действиях, порассуждать, поэкспериментировать.

Вязаный театр – прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он доступен и прост. Дети сами действуют игрушками-персонажами (колобок, заяц, лиса, волк и др.), пытаются передать характер героя, повторяют запомнившиеся фразы. Игра – драматизация способствует воспитанию и развитию самостоятельной творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребёнка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощёнными.

Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Малыши третьего года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Работа над мелкой моторикой через театральную деятельность действительно имеет множество положительных аспектов. Используя театральные игры и упражнения, дети не только развивают свои руки, но и обучаются самовыражению, укрепляют командный дух, развивают воображение и креативность.

Актерская игра способствует формированию художественных навыков, таких как чувство ритма, музыкальности и персонажного воплощения, что, в свою очередь, помогает детям лучше понимать эмоции и чувства других людей. Повышение словарного запаса и активное использование новых слов в речи также являются важными аспектами обучения, поскольку язык становится средством общения и самовыражения.

Кроме того, театральная деятельность помогает детям преодолевать стеснительность и развивать уверенность в себе, что положительно сказывается на всех сферах их жизни. С помощью игры они учатся работать в коллективе, слушать и понимать друг друга, что развивает социальные навыки.

Таким образом, интеграция театра в образовательный процесс создает яркую и насыщенную атмосферу, в которой дети могут не только учиться, но и радоваться каждому моменту творчества. Подобные занятия открывают для них новые горизонты и помогают развивать целый ряд жизненно важных навыков.

Список литературы

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. – М., 2003. – 134 с.
  2. Артемова Л.B. Театрализованные игры / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2006. – 67 с.
  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.Е. Белая. – М., 2009. – 143 с.
  4. Лыкова И.А. Театр на пальчиках / И.А. Лыкова // Цветной мир. – 2013. – 154 с.
  5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1–3 года) / Е.А. Янушко // Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2011. – 56 с.

Поделиться

39

Журавлёва В. И. Развитие мелкой моторики посредством театрализованной деятельности дошкольников // Актуальные исследования. 2024. №39 (221). URL: https://apni.ru/article/10112-razvitie-melkoj-motoriki-posredstvom-teatralizovannoj-deyatelnosti-doshkolnikov

Похожие статьи

Актуальные исследования

#39 (221)

Прием материалов

21 сентября - 27 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

2 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

15 октября