Эволюция развития законодательного строя в области регулирования и зарождения института товарного знака (знака обслуживания)
научный журнал «Актуальные исследования» #13 (16), июль '20

Эволюция развития законодательного строя в области регулирования и зарождения института товарного знака (знака обслуживания)

Статья посвящена исторической хронологии в развитии и зарождении института средств индивидуализации «Товарный знак». В статье исследуются подходы к понятию товарный знак на рубежах разных периодов истории через призму как Отечественного, так и зарубежного законодательства.

Аннотация статьи
знак обслуживания
понятие
эволюция развития и история зарождения
средства индивидуализации
товарный знак
Ключевые слова

Более трёхсот лет прошло, с тех времен, когда впервые на законодательном уровне была заложена основа в появлении такого понятия, как товарный знак (знак обслуживания). С тех пор, за всю многовековую историю нашей страны он пережил достаточно много различных изменений и преобразований, ибо обязательной частицей рыночной экономики, в особенности современной России, являются средства индивидуализации товаров и услуг.

Древнейшие государства в двуречье считаются родоначальниками в зарождение современного прототипа товарного знака. Пронизывая тысячелетия, он начал свой путь в долине плодородного Нила, где в качестве метки использовался коптами и протоегиптянами для индивидуализации своей собственности дабы разграничить её на свою и чужую. В городе на семи холмах (3 век н.э.) использовался как некое обозначение творение ремесленника-Клеймо, целью которого Римляне преследовали поддержание высокого качества выпускаемой ими продукции [2].

Тринадцатый век был ознаменован главным событием в области индивидуализации товаров. Принят первый в мире законодательный акт о товарных знаках, где важную роль в развитие новой ступени Товарного знака сыграл английский парламент под руководством короля Генриха третьего. Из принятого документа от 1266 года следовало, что пекарь при производстве хлебобулочных изделий был обязан штамповать на готовой продукции свой знак-Клеймо. Данное решение несло в себе смысл наказывать недобросовестных пекарей, чей хлеб не соответствовал весу, установленному государством [4].

Россия в сравнение с Европейскими странами не особо торопилась закреплять понятие «Товарный знак» на законодательном уровне, вследствие чего внутренняя и внешняя торговля Великой Державы негативно сказывалась на отечественном рынке товаров и услуг. Тогда в середине шестнадцатого столетия было принято решение о создание крупнейшего законодательного акта Новоторгового устава, датированного от 22 апреля 1667 года, который включил в себя использование клейм для товаров различного спектра [3]. Ключевой фигурой в создании данного документа стал крупнейший государственный деятель того времени Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.

В эпоху правления Екатерины Петровны (период Петровского возрождения), был принят правительственный указ от 1754 года, который предусматривал обязательное клеймение всех товаров, производимых на территории Российской империи специальными отличительными фабричными знаками. Неисполнение этого указа влекло за собой суровой наказание в виде уголовного. Подделка этих знаков также преследовалось по законам того времени. Чуть позже, на закате семнадцатого столетия, клеймо уходит в прошлое и ему на смену приходит новый термин, служащий для индивидуализации товаров – «штемпель». Его по указу Государя необходимо было иметь любому гражданину, который занимался фабричным делом.

Бурное развитие промышленности в Российской империи в тридцатые годы девятнадцатого столетия ознаменовало следующий этап в развитие законодательства о торговых знаках – издается положение о клеймении фабричных изделий. На государственном уровне заработала система ведения официального реестра отечественных производителей, прошедших регистрацию в Департаменте торговли и мануфактур. Появляются разъяснение по поводу значения каждого торгового клейма. Вводится уголовная ответственность за их подделку. Создаются документы в которых описываются образцы клейм, подлежащих регистрации, а также порядок их наложения на продукцию товарооборота. Товарный знак в Российской империи стал неотъемлемой частью отечественной экономики в сфере использования обозначений, индивидуализирующих товары - это время, его главных правовых достижений.

Правление последнего Императора Российской империи из рода Романовых Николая второго было ознаменовано экономическим развитием России. В том числе 25 февраля 1896 года был принят указ о «Товарных знаках», где появилось первое официальное определение понятию «товарный знак». Он определил товарные знаки как «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев» [2]. Это определение в полном объёме смогло раскрыть всю суть, которая была заложена в основу понятия «Товарный знак». Менялось время, на смену власти государя пришла власть «Советов», но неизменно оставалось то, что остаётся актуальным и на сегодняшней день.

На заре двадцатого столетия шли большие политические и внутригосударственные перемены. Формировалась новая страна, с новыми порядками, а значит и с изменениями в нормах права различного характера, в большей мере направленные на новый экономический потенциал. Наступило время Новой Экономической Политики. Из постановления ВСНХ «О товарных знаках государственных предприятий» от 17 июля 1919 года «Товарный знак стал служить в большей степени для идентификации производителя и ведомства, которому предприятие подчинено» [3].

В скором времени создаётся «Вестник комитета по делам изобретений», а в последующем бюллетень «Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки», где публикуются все необходимые материалы, связанные с товарным знаком.

Следующим шагом СНК РСФСР стало принятие Постановления от 10.11.1922 года «О товарных знаках», которое позволяло разграничивать продукцию между предприятиями, изготавливающих идентичные по внутренним и внешним признакам товары, на товарные знаки своего производителя. Причем это правило касалось как Государственных производств, так и тех, которые находились в собственности. СНК РСФСР в этом постановление указал, какие знаки в качестве Товарных разрешены к использованию, а какие запрещены. Давал разъяснение о том, что любая манипуляция, которая была вне закона в отношение Торгового знака, это уголовное преступление! В кратчайшие сроки, создается Комитет по делам изобретений, который находился в ведение Высшего Совета Народного Хозяйства, целью которого была обязательная регистрация товарных знаков торговых и промышленных предприятий. На главные функции вышеупомянутого Комитета налагался надзор за уже зарегистрированными товарными знаками, а также налагался запрет на использование торговых знаков, ранее зарегистрированных другими владельцами национализированных предприятий.

В 1936 году, когда высокий рост экономического потенциала в стране, стал возможен благодаря Сталинской модели экономики, товарный знак теряет свою необходимость. Зарождается новое понятие: Производственные марки. Изменению подверглось только наименование, существенных преобразований не произошло. Главная функция товарного знака на сороковые годы двадцатого столетия оставалась прежней.

В 1962 году, когда Советский Союз покорял новые, неизведанные горизонты Космического пространства, Советом Министров СССР было принято постановление «О товарных знаках». Оно отразило все лучшие черты индивидуализации товаров и услуг для предприятий различного уровня. Знаки обслуживания приравнялись к товарным знакам и на основание этого организации, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания услуг получили право ими пользоваться. Порядок регистрации проходил по такому же принципу, форме, как и для Товарного знака [3].

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С. в 60-е годы прошлого столетия вел динамичную внешнюю политику. Поэтому первыми лицами, правящей партии было принято решение о приведение в соответствие с международными соглашениями правовых норм, связанных с использование товарных знаков и их регистрацией. В 1965 году проходит Парижская конвенция по охране промышленной собственности, где СССР становится ее членом и активно взаимодействует со всеми ее участниками. Спустя два года, в 1967 году Советами принято решение о вступление во Всемирную организацию интеллектуальной собственности. На основание вышесказанного 8 января 1974 года Госкомизобретений СССР утвердил положение о товарных знаках. Спустя почти 50 лет существование товарного знака в Советском Союзе, это положение сформулировало его определение как зарегистрированного в установленном порядке обозначения, служащего для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других. Порядок регистрации товарного знака в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий, а также ряд его функций нашли свое отражение в этом положении.

С 1920 г по 1987 год Союз Советских Социалистических республик увеличил свое национальное богатство более чем в 40 раз, а национальный доход в 90 раз. Бурно развивающаяся экономика в стране предопределило создание следующего необходимого на тот момент закона, об охране и использование средств индивидуализации товаров и продукции. В связи с тем, что положение о товарных знаках от 1974 года на тот момент уже устарело, являлось не актуальным, так как не включало в себя некоторые моменты, связанные с регистрацией и использованием товарных знаков. Третьего июля 1991 года был принят новый законодательный акт «О товарных знаках и знаках обслуживания» [5]. 1 января 1992 года он должен был вступить в законную силу, но так и не вступил. Произошел распад самой могучей державы мира. СССР прекратил свое существование, а вместе с ним и многие законодательные акты того времени.

Так и не вступившей в законную силу законодательный акт «О товарных знаках» от 1991 года, стал выступать в качестве фундамента для принятия Российской Федерацией нового закона, который и звучал уже по-новому. 23 сентября 1992 года указом Бориса Николаевича Ельцина он был принят. Законодательный акт «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее-Закон РФ о товарных знаках), полностью содержал понятие «товарный знак». Теперь он трактовался как «обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее – товары) юридических или физических лиц.».

В нем перечислялись виды товарных знаков; определены основы правовой охраны данного средства индивидуализации; установлены процедура регистрации обозначения в качестве товарного знака, а также порядок и особенности использования товарного знака; определен порядок распоряжения правом на товарный знак. Кроме того, в Законе 1992 года были определены основания прекращения правовой охраны на товарный знак.

Таким образом, посредством принятия данного Закона получили правовое регулирование вопросы, возникающие в связи с регистрацией товарного знака, его использованием и правовой охраной.

20 сентября 2006 года на заседании Госдумы был представлен проект ч.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, который должен был завершить кодификацию отечественного гражданского законодательства.1 января 2008 года он вступил в законную силу, вследствие чего Закон о товарных знаках от 1992 года был признан утратившим силу. Значительную часть 76 главы настоящего кодекса содержат вопросы предоставления правовой охраны, использования, защиты и распоряжения исключительным правом на товарный знак.

Товарный знак – обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей».

Спустя двенадцать лет после закрепления определения «Товарный знак» на законодательном уровне и внесения его под защиту «крыла» Гражданского Кодекса Российской Федерации можно говорить об эффективности этих нововведений в 2020 году.

Текст статьи
  1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп. от 1 октября 2019 г. ФЗ-№ 34) // СЗ РФ. 2006. № 52(Части I-III) Ст. 5496; 2020. № 8. Ст. 952.
  2. Ворожевич А.С., Гринь О.С. Право интеллектуальной собственности. Т.3. Средства индивидуализации: учебное пособие. - М.: Статут, 2018. - 432 с.
  3. Иванова Е.Г. История развития понятия товарного знака и его функций // Юридическая наука.2017. №3. С. 48-51.
  4. Корнеев В.А., Михайлов С.В., Новикова Н.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. - М.: Статут, 2018. - 432 с.
  5. Закон СССР от 3.07.1991 № 2293-1 (ред. от 3.07.1991) «О товарных знаках и знаках обслуживания» (утратил силу) // URL: https://garant.ru.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 августа по 16 августа
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 августа
Загрузка в elibrary
20 августа
Рассылка печатных экземпляров
24 августа