Главная
АИ #39 (221)
Статьи журнала АИ #39 (221)
Вопросы обеспечения энергетической безопасности Узбекистана на современном этапе

Вопросы обеспечения энергетической безопасности Узбекистана на современном этапе

Рубрика

Политология

Ключевые слова

мировая политика
международные отношения
энергетическая безопасность
инновация
цифровая трансформация
зеленая экономика

Аннотация статьи

В рамках статьи попытаемся проанализировать энергетический сектор экономики Узбекистана и выявить оптимальные варианты для обеспечения энергетической безопасности.

Текст статьи

Как известно, продолжающиеся в разных точках мира вооруженные конфликты дестабилизируют торговые и инвестиционные потоки, усугубляют проблемы обеспечения энергетической безопасности [1].

Угрозы энергетической безопасности провоцируют социальные потрясения и нестабильность во многих регионах мира [2].

В подобной ситуации с новыми вызовами и возможностями у многосторонних организаций имеются отличные перспективы для трансформации и роста, не только за счет количественного пополнения, но и через открытие новых стратегических векторов. Это – транспорт и взаимосвязанность, энергетическая, продовольственная и экологическая безопасность, инновации, цифровая трансформация и зеленая экономика [3].

К сожалению, темпы развития энергетической инфраструктуры как в регионе, так и в Узбекистане не успевают за скоростью индустриализации и урбанизации, а также демографическим ростом. Сегодня это серьёзный вызов долгосрочному устойчивому развитию страны.

В этих условиях руководство и лидер Узбекистана выступают за дальнейшее расширение взаимодействия отраслевых министерств и национальных компаний в области проведения геологоразведочных работ и освоения перспективных месторождений, расширения действующей и создания современной инфраструктуры хранения и поставок энергоносителей.

Кроме того, важным направлением становится строительство новых магистралей для передачи электроэнергии.

Как известно, Узбекистан обладает значительным потенциалом для развития гидроэнергетики.

Вместе с тем, в руководстве Узбекистана полагают, что устойчивое развитие страны невозможно без диверсификации источников энергии, привлечения инвестиций и технологий в сферу альтернативной энергетики и производство «зелёного» водорода [4].

Принятая в феврале 2019 г. Концепция развития атомной энергетики в Республике Узбекистан на период 2019–2029 гг. предусматривает реализацию следующих основных приоритетных направлений:

  • развитие национальной ядерной инфраструктуры, включая формирование нормативно-правовой базы, участие Республики Узбекистан в глобальном режиме ядерной безопасности, обеспечение деятельности эксплуатирующей организации атомной электростанции (далее – АЭС), создание регулирующей основы атомной энергетики, обеспечение прозрачности и открытости для общественности ядерно-энергетической программы, обеспечение квалифицированными кадрами;
  • сооружение первой АЭС, включая выбор площадки и лицензирование размещения, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию АЭС;
  • обеспечение охраны окружающей среды и радиационной защиты людей при использовании атомной энергии;
  • организация безопасного и экономически эффективного ядерного топливного цикла, включая долгосрочное обеспечение атомной энергетики ядерным топливом, создание условий для безопасного обращения с отработавшим топливом, организацию его переработки и утилизацию отходов;
  • обеспечение долгосрочного развития атомной энергетики, включая развитие атомной науки и технологий, приобретение отечественными организациями проектных, конструкторских, экологических и других знаний и опыта для поддержки строительства и эксплуатации АЭС, изучение тенденций ядерных технологий для выбора референтной технологии будущих АЭС.

«Практически все ведущие государства мира обеспечивают свою энергетическую безопасность и устойчивое развитие за счет атомной энергетики, – подчеркивает Президент Шавкат Мирзиёев. – Имея большие собственные запасы урана, и экспортируя его в третьи страны, для нас этот проект является жизненно важным, если мы думаем о перспективах выхода на новый этап развития Узбекистана» [5].

Как известно, Стратегия «Узбекистан – 2030» предполагает обеспечение энергетическими ресурсами на уровне, необходимом для макроэкономической стабильности и экономического развития страны.

Важным представляется также бесперебойное обеспечение отраслей экономики и населения необходимыми энергоресурсами.

Необходимо также достижение устойчивой работы энергетической системы Узбекистана с энергетическими системами соседних государств.

Предстоит отмена 17 видов государственной монополии в республике, широкое привлечение частного сектора в данные сферы, сохранение в ведении государства исключительно магистральных энергетических и транспортных сетей, сфер, связанных с государственным управлением и безопасностью.

Среди приоритетных мер по реализации в 2024 году реформ по основным направлениям, определенным в Стратегии «Узбекистан – 2030»:

  1. Приведение норм законодательства, регулирующих энергетическую отрасль, в соответствие с проводимыми в сфере реформами;
  2. Определение правовых основ регулирования процессов лицензирования энергетической деятельности, требований и правил выдачи лицензий на отдельные виды деятельности по выработке и поставке электроэнергии, а также выдачи разрешений на определенные действия;
  3. Определение целевых показателей и стратегических задач в электроэнергетической отрасли, диверсификация источников производства, повышение энергоэффективности;
  4. Осуществление публичных торгов пакетов акций 18 крупных предприятий нефтегазовых, химических, энергетических, транспортных и банковских отраслей на международном рынке, публичного предложения акций первичного (IPO) и вторичного (SPO) размещения в 2024-2025 годах.

Мерами по обеспечению безопасности электроснабжения в Узбекистане служат:

  1. Надежное обеспечение потребителей безопасной и стабильной электрической энергией в Республике Узбекистан;
  2. Формирование и функционирование конкурентного оптового и розничного рынка электрической энергии;
  3. Обеспечение эффективности систем передачи и распределения электрической энергии, регулярное техническое обслуживание и в необходимых случаях, обновление, строительство и реконструкция этих систем;
  4. Разработка соответствующих технических документов в соответствии с технологическими регламентами, утвержденными в установленном порядке;
  5. Прямое привлечение капитальных вложений в системы передачи и распределения для удовлетворения спроса на электрическую энергию;
  6. Развитие производства электрической энергии из возобновляемых источников энергии, а также совместного производства электрической и тепловой энергии;
  7. Создание достаточных мощностей для передачи электрической энергии и резервных мощностей с целью обеспечения стабильной работы сферы электроэнергетики;
  8. Поддержание баланса между спросом на электрическую энергию и производственными мощностями;
  9. Повышение энергоэффективности, внедрение новых технологий и стимулирование мер по энергосбережению;
  10. Продвижение мер по экономии электрической энергии.

Спрос на энергоресурсы в стране растет из года в год. В соответствии с этим строятся новые станции и наращиваются генерирующие мощности. Вместе с тем в начале 2024 г. в регионах были определены целевые показатели по экономии электроэнергии и природного газа.

Учитывая, что 10–11% общего потребления электричества приходятся на предприятия водного хозяйства, лидером страны поставлена задача в ближайшие три года сократить потребление электроэнергии минимум на 25%.

Еще одним важным источником энергоэффективности является энергия солнца. 

В 2024 г. планируется установить альтернативные источники энергии общей мощностью 182 МВт для населения и 791 МВт для предпринимателей.

Итак, в новых геополитических реалиях взаимодействие в сфере энергетики должно служить укреплению национальных экономик, способствовать решению приоритетных социальных задач, повышению качества жизни людей.

Предстоит согласовать общие для государств Центральной Азии принципы справедливого энергетического перехода, наметить пути для упрочения роли региональных и глобальных структур в глобальном энергетическом диалоге.

Список литературы

  1. Мирзиёев Ш.М. Самаркандский саммит ШОС: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире. 12 сентября 2022 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz;4.
  2. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на заседании Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств. 14 октября 2022 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  3. Мирзиёев Ш.М. Самаркандский саммит ШОС: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире. 12 сентября 2022 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  4. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на Консультативной встрече глав государств Центральной Азии. 14 сентября 2023 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  5. Переговоры Президентов России и Узбекистана прошли в традиционно открытой, конструктивной и дружеской атмосфере. 27 мая 2024 г. // Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан – www.president.uz.
  6. Бафоев Ф.М. Современные тенденции мировой политики в контексте Римской декларации G20 //Актуальные исследования. – 2021. – С. 10.
  7. Feruz B. Mid-term stimuli, basic principles, and readjustments: America in Central Asia //Central Asia and the Caucasus. – 2015. – Т. 16. – №. 2. – С. 26-35.
  8. Бафоев Ф.М. Современные тенденции мировой политики в контексте Коммюнике саммита G7 в Карбис Бэй (2021) //Актуальные исследования. – 2021. – С. 47.
  9. Bafoev F.M. О некоторых контурах нового мирового порядка: эволюция, прогнозы, перспективы //Theoretical & Applied Science. – 2020. – №. 12. – С. 388-390.

Поделиться

129

Бафоев Ф. М., Муртазоев Ф. Ф. Вопросы обеспечения энергетической безопасности Узбекистана на современном этапе // Актуальные исследования. 2024. №39 (221). С. 32-35. URL: https://apni.ru/article/10121-voprosy-obespecheniya-energeticheskoj-bezopasnosti-uzbekistana-na-sovremennom-etape

Похожие статьи

Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября