Медицинская сестра – представитель среднего медицинского звена. Это помощник врача в лечебно-профилактических учреждениях, самостоятельный медицинский работник в рамках своей компетенции (уход, манипуляции и т. д.) [1]. Объектом деятельности медицинской сестры является пациент, а в нашем случае, по большей части маленький пациент, ведь он управляющее звено своей только родившей матери. Новорожденный является индивидуальной личностью, у которой хоть и маленькие и в простоте исполняемые, но потребности.
Медицинская сестра тщательно и неукоснительно выполняет все назначения лечащего врача, а в экстренных случаях – дежурного врача. Она обязана проследить, чтобы ребенок принял назначенные ему лекарственные средства, и при необходимости – помочь запить их водой и др. Она следит за санитарным состоянием закрепленных за ней палат, делает необходимые записи в медицинских картах стационарных больных о выполнении лечебных и гигиенических назначений. Медицинская сестра присутствует на врачебном обходе больных, сообщает врачу сведения о состояния здоровья детей, получает дальнейшие указания по уходу за больными и выполняет их.
В обязанности медицинской сестры входят следующие знания и умения:
- знание основных особенностей развития новорожденного ребенка и признаки возникновения осложнений;
- знание санитарно-эпидемического режима отделения;
- умение владеть аппаратурой, применяемой на отделении;
- умение создавать необходимые условия для выхаживания новорожденных различной сложности и их матерей.
Основная работа медицинской сестры в отделении новорожденных включает, приведем несколько пунктов:
- Подмывание ребенка.
- Термометрия (утром и вечером).
- Антропометрия.
- Ежедневный туалет новорожденного.
- Уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой.
- Пеленание детей и укладывание их в кроватки.
- Вакцинация.
- Кормление детей.
И, конечно, обучение матерей навыкам ухода за малышом.
Также отметим, что роль медицинской сестры в адаптации матери к ребенку велика и качеств хорошего «исполнителя» крайне недостаточно для работы в таком отделении.
Медицинская сестра должна обладать различными навыками и соответствующими личностными качествами. Медицинская сестра должна обладать не только профессиональными знаниями, дисциплиной, но и быть практическим психологом – уметь создавать и поддерживать оптимальный психологический климат, который необходим в послеродовом периоде для родильницы. Среди качеств, которыми должна обладать хорошая медсестра, первое место занимает внимательность, второе – трудолюбие, третье – терпимость. Также можно назвать такие личные качества, как реактивность, баланс, общительность и доброта [2]. Среди причин неудовлетворенности качеством работы медсестер можно выделить их безразличие к проблемам пациентов.
Постоянная смена контингента матерей, обучение их правилам ухода, часто наблюдаемая психологическая неподготовленность к материнству и некоторые другие проблемы, отсутствующие в обычном стационаре, требуют навыка, такта, терпения и ответственного выполнения персоналом и матерями своих обязанностей. Матери не только психологически не подготовлены, но и не имеют навыка в обращении с новорожденными, особенно первородящие, поэтому медсестра их главный помощник, которая покажет все моменты в уходе за детьми и объяснит поэтапно ход выполняемых действий [3]. Необходимо четко, доступно и доброжелательно разъяснить основные обязанности матери по уходу за новорожденным и соблюдению режима отделения. Желательно ответить на все вопросы матери в том объеме, который диктуется ее психологическим состоянием. Главная психологическая цель этих бесед – снижение стрессового напряжения у матери и формирование отношения доверия к персоналу отделения. Это не всегда легко, так как женщина поступает в отделение, не будучи достаточно подготовленной к выполнению материнских функций и в состоянии психологического стресса от родов. Рекомендации в проводимых беседах должны быть реальны и легко выполнимы [4, с. 12-140].
Заметим, что особой заботы и внимания требуют другие контингенты матерей: «пожилые», подростки и женщины, намеревающиеся отказаться от ребенка. «Пожилые» матери всего боятся (тип «встревоженной наседки»); школьницы-матери больше озабочены собственной судьбой; женщины, намеревающиеся отказаться от ребенка, нередко держатся воинственно-настороженно, как бы заранее отрицая возможность переубедить их [5, с. 14-198]. При появлении установок, затрудняющих и блокирующих чувство материнства, сестра обязана сделать все возможное для создания условий, закрепляющих биологические и инстинктивные формы отношения матери к ребенку.
Таким образом, деятельность медицинской сестры родильного корпуса очень ответственная и многокомпанентная, в которой важным является наличие соответствующих личностных характеристик специалиста.
Медсестры являются хорошими психологами, умеют успокоить и настроить детей и их родителей на нужные манипуляции. Их профессия требует высокого уровня стрессоустойчивости, высокой концентрации внимания, аккуратности, четкости, умения самоорганизовываться, сопереживать, сострадать [6, с. 18-21].