Главная
АИ #39 (221)
Статьи журнала АИ #39 (221)
Психологические аспекты и особенности профессиональной деятельности медицинской ...

Психологические аспекты и особенности профессиональной деятельности медицинской сестры в родильном корпусе

Рубрика

Психология

Ключевые слова

новорожденный
медицинская сестра
роддом
профессиональная деятельность
психологические аспекты
особенности

Аннотация статьи

В статье представлен теоретический анализ профессиональной деятельности медицинской сестры в родительном корпусе, ее основные функциональные и психологические составляющие. Особый акцент автор ставит на личностные качества данного специалиста. Также автор выделяет значимость медицинской сестры, ее роли в процессе адаптации матери к новорожденному и наоборот, установлении первичного психологического климата после появления малыша на свет.

Текст статьи

Медицинская сестра – представитель среднего медицинского звена. Это помощник врача в лечебно-профилактических учреждениях, самостоятельный медицинский работник в рамках своей компетенции (уход, манипуляции и т. д.) [1]. Объектом деятельности медицинской сестры является пациент, а в нашем случае, по большей части маленький пациент, ведь он управляющее звено своей только родившей матери. Новорожденный является индивидуальной личностью, у которой хоть и маленькие и в простоте исполняемые, но потребности.

Медицинская сестра тщательно и неукоснительно выполняет все назначения лечащего врача, а в экстренных случаях – дежурного врача. Она обязана проследить, чтобы ребенок принял назначенные ему лекарственные средства, и при необходимости – помочь запить их водой и др. Она следит за санитарным состоянием закрепленных за ней палат, делает необходимые записи в медицинских картах стационарных больных о выполнении лечебных и гигиенических назначений. Медицинская сестра присутствует на врачебном обходе больных, сообщает врачу сведения о состояния здоровья детей, получает дальнейшие указания по уходу за больными и выполняет их.

В обязанности медицинской сестры входят следующие знания и умения:

  • знание основных особенностей развития новорожденного ребенка и признаки возникновения осложнений;
  • знание санитарно-эпидемического режима отделения;
  • умение владеть аппаратурой, применяемой на отделении;
  • умение создавать необходимые условия для выхаживания новорожденных различной сложности и их матерей.

Основная работа медицинской сестры в отделении новорожденных включает, приведем несколько пунктов:

  • Подмывание ребенка.
  • Термометрия (утром и вечером).
  • Антропометрия.
  • Ежедневный туалет новорожденного.
  • Уход за пуповинным остатком и пупочной ранкой.
  • Пеленание детей и укладывание их в кроватки.
  • Вакцинация.
  • Кормление детей.

И, конечно, обучение матерей навыкам ухода за малышом.

Также отметим, что роль медицинской сестры в адаптации матери к ребенку велика и качеств хорошего «исполнителя» крайне недостаточно для работы в таком отделении.

Медицинская сестра должна обладать различными навыками и соответствующими личностными качествами. Медицинская сестра должна обладать не только профессиональными знаниями, дисциплиной, но и быть практическим психологом – уметь создавать и поддерживать оптимальный психологический климат, который необходим в послеродовом периоде для родильницы. Среди качеств, которыми должна обладать хорошая медсестра, первое место занимает внимательность, второе – трудолюбие, третье – терпимость. Также можно назвать такие личные качества, как реактивность, баланс, общительность и доброта [2]. Среди причин неудовлетворенности качеством работы медсестер можно выделить их безразличие к проблемам пациентов.

Постоянная смена контингента матерей, обучение их правилам ухода, часто наблюдаемая психологическая неподготовленность к материнству и некоторые другие проблемы, отсутствующие в обычном стационаре, требуют навыка, такта, терпения и ответственного выполнения персоналом и матерями своих обязанностей. Матери не только психологически не подготовлены, но и не имеют навыка в обращении с новорожденными, особенно первородящие, поэтому медсестра их главный помощник, которая покажет все моменты в уходе за детьми и объяснит поэтапно ход выполняемых действий [3]. Необходимо четко, доступно и доброжелательно разъяснить основные обязанности матери по уходу за новорожденным и соблюдению режима отделения. Желательно ответить на все вопросы матери в том объеме, который диктуется ее психологическим состоянием. Главная психологическая цель этих бесед – снижение стрессового напряжения у матери и формирование отношения доверия к персоналу отделения. Это не всегда легко, так как женщина поступает в отделение, не будучи достаточно подготовленной к выполнению материнских функций и в состоянии психологического стресса от родов. Рекомендации в проводимых беседах должны быть реальны и легко выполнимы [4, с. 12-140].

Заметим, что особой заботы и внимания требуют другие контингенты матерей: «пожилые», подростки и женщины, намеревающиеся отказаться от ребенка. «Пожилые» матери всего боятся (тип «встревоженной наседки»); школьницы-матери больше озабочены собственной судьбой; женщины, намеревающиеся отказаться от ребенка, нередко держатся воинственно-настороженно, как бы заранее отрицая возможность переубедить их [5, с. 14-198]. При появлении установок, затрудняющих и блокирующих чувство материнства, сестра обязана сделать все возможное для создания условий, закрепляющих биологические и инстинктивные формы отношения матери к ребенку.

Таким образом, деятельность медицинской сестры родильного корпуса очень ответственная и многокомпанентная, в которой важным является наличие соответствующих личностных характеристик специалиста.

Медсестры являются хорошими психологами, умеют успокоить и настроить детей и их родителей на нужные манипуляции. Их профессия требует высокого уровня стрессоустойчивости, высокой концентрации внимания, аккуратности, четкости, умения самоорганизовываться, сопереживать, сострадать [6, с. 18-21].

Список литературы

  1. Неонатология: национальное руководство: в 2 т. Том 1 / под ред. Н.Н. Володина, Д.Н. Дегтярева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. – 752 с.
  2. Кириллов В.Н., Алексеев Б.Р., Москевич К.В. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности (Учебное пособие). Чебоксары, 2012. – 283 с.
  3. Греков И.Г Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности / И.Г. Греков // Медицинская сестра. – 2000. – № 1. – 442 с.
  4. Брайт Д., Джонсон Д. Стресс, теория и мифы. СПб.: прайм. ЕВРОЗНАК, 2003. – Ч. I Гл. 1–3. – С. 12-140.
  5. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности (подходы, концепции, методы). Дис. доктора психол. наук. С-Птб., 1997. – С. 14-198.
  6. Колова О.Е. Медсестра отделения неонатологии / О.Е. Колова, С.И. Демкина // Медицинская сестра. – 2018. – Т. 20, № 3 – С. 18-21.

Поделиться

339

Волошина М. Ю. Психологические аспекты и особенности профессиональной деятельности медицинской сестры в родильном корпусе // Актуальные исследования. 2024. №39 (221). С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/10124-psihologicheskie-aspekty-i-osobennosti-professionalnoj-deyatelnosti-medicinskoj-sestry-v-rodilnom-korpuse

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января