Главная
АИ #39 (221)
Статьи журнала АИ #39 (221)
Профилактика синдрома эмоционального выгорания среднего медицинского персонала р...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания среднего медицинского персонала родильного дома

Рубрика

Психология

Ключевые слова

синдром эмоционального выгорания (СЭВ)
роддом
средний медицинский персонал
профессиональная деформация
профилактика

Аннотация статьи

В статье автор приводит список рекомендуемых мероприятий для профилактики синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала родильного дома.

Текст статьи

Термин «выгорание» (burn out) введен в обращение американским психиатром Гербертом Фрейденбергером, который работал в альтернативной службе, и наблюдал у себя и коллег признаки истощения, потери мотивации и снижения ответственности. Эмоциональное выгорание – это состояние, когда человек ощущает себя истощённым морально, умственно и физически.

Несколько позднее K. Macлaч опубликовала ряд работ, в которых представлены результаты исследования когнитивных стратегий, используемых профессионалами для борьбы с эмоциональным возбуждением. Автором было установлено, что у людей, работающих в сфере «помогающих» профессий и вовлечённых в интенсивное и глубокое взаимодействие с другими людьми, наблюдаются определённые эмoциoнaльнo-пoвeденченские нарушения (отрицательное отношение к работе, сниженная самооценка, утрата понимания и сочувствия по отношению к реципиентам).

Открытия Г. Фpeйдeнбepгepa и K. Macлaч положили начало многочисленным исследованиям в сфере эмоционального выгорания. Сам термин «выгорание» оказался очень удачным в прагматическом смысле, так как подходил для описания определённых состояний, наблюдаемых у многих других людей, работающих в системе профессий «чeлoвeк-чeлoвeк» [1, с. 45-47].

Эмоциональное выгорание наступает не сразу, оно носит стадийный характер. Первое, что наблюдается это значительные затраты личностных ресурсов, как следствие повышенных затрат в профессиональной деятельности. Далее количество расходуемых ресурсов увеличивается без возможности стать прежними и появляется чувство усталости, с одним из первых проявлений в виде нарушения сна. После появляется чувство раздражения, проявляется оно в виде пренебрежительного отношения к людям, которые являются пациентами сотрудника. Сначала это незаметно, но с ростом затрат эмоций усиливается. Потом все труднее становится скрывать раздражение и в какой-то момент сотрудник просто может сорваться. И главное, что сорваться он может на ни в чем неповинном человеке, который ждал от медработника помощи, человечности, сочувствия. «Выгорание» может проявлять себя в избегании профессионалом своей деятельности в форме отклонения работы с пациентами в виде частых перекуров, отгулов, прогулов, перерывов на чай и кофе. Так же это отмечается чувством стойкой неприязни к пациентам или персоналу [2, с. 241-244].

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день/ночь). Сменная работа, вероятно, связана с широким спектром проблем общественного здравоохранения, начиная от сердечно-сосудистых заболеваний и других соматических патологий, до психического здоровья и несчастных случаев. Сменная работа может нарушить здоровье путем нескольких психологических, поведенческих и физиологических механизмов. А частые смены, что зачастую бывает в медицине из-за нехватки персонала, ненормированный рабочий день у медсестер может приводить к тревожности, а именно, придя домой, ты будешь думать, что ты ещё на работе и вспоминать, не забыл ли ты что-то сделать. Так как медсестры ответственны в выполнении своей работы [3].

Поэтому для того, чтобы медицинская сестра профессионально работала на высоком уровне необходимо ее физическое и психологическое здоровье, положительные эмоции и адаптационные возможности – как физиологические, так и поведенческие. Большое значение на работе имеет коллектив, в который ты пришел работать, так как от атмосферы, опыта в данной сфере и слаженности работы зависит, как пройдет твоя смена.

Ниже дадим рекомендательный список по борьбе и профилактике синдрома эмоционального выгорания у специалистов среднего медицинского звена.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания, рекомендованная для среднего и иного медицинского персонала включает в себя следующие мероприятия:

  • обучение методам психоэмоциональной саморегуляции для специалистов медицинского профиля;
  • организация психологической поддержки и помощи на рабочем месте;
  • ведение дневника дел для систематизации жизненных сфер и разгрузки, избежание хаоса и понимания в какой точке находитесь и что требуется;
  • сбалансированное питание не реже двух приемов пищи в день, содержащих белки, жиры, клетчатку и сложные углеводы;
  • питье чистой воды и сон. В загруженные дни находить время на 20-минутный дневной сон, договорившись с коллегами;
  • дыхательные практики;
  • оптимальная физическая нагрузка. Ходьба-универсальный вариант;
  • совершение расслабляющих процедур минимум раз в неделю (массаж, танцы, йога, игры, рисование и др.);
  • организация пространства для пребывания в оздоравливающем одиночестве при надобности;
  • формирование привычки выделять хорошее даже при самом тяжелом дне;
  • признание и фиксация своих достижений за день, за месяц, за год;
  • организация диагностики показателей психического и физического здоровья (сдача анализов, УЗИ) 1–2 раза в год.

В заключение отметим, что деятельность среднего медицинского персонала является очень ответственной, значимой и ресурсозатратной, и важно уметь замечать потребности и профилактировать у себя дефицитарные состояния.

Список литературы

  1. Баксанский О.Е. Синдром эмоционального выгорания. Взгляд психолога и невролога (обзор литературы) / О.Е. Баксанский, О.Г. Сафоничева // Вестник новых медицинских технологий. – 2021. – Т. 28, № 2. – С. 45-57.
  2. Селезнева Е.В. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медиков среднего звена и пути их профилактики / Е.В. Селезнева, Ю.В. Сорокопуд, Т.П. Айсувакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-4. – С. 241-244.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.

Поделиться

317

Волошина М. Ю. Профилактика синдрома эмоционального выгорания среднего медицинского персонала родильного дома // Актуальные исследования. 2024. №39 (221). С. 78-79. URL: https://apni.ru/article/10125-profilaktika-sindroma-emocionalnogo-vygoraniya-srednego-medicinskogo-personala-rodilnogo-doma

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января