Модернизация системы образования, согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2025 г.», как социальная инновация ставит перед психологом новые проблемы, в том числе поиск путей снижения рисков, сопровождающих реформирование образования. Сущностной характеристикой социальных инноваций является конфликт. Следовательно, в системе образования концентрируются многочисленные противоречия, усугубляющие эмоциональные нагрузки на всех субъектов образовательных отношений.
Дошкольная образовательная организация, как и всякая педагогическая среда, конфликтогенна. Административные, межличностные конфликты возникают, время от времени в коллективе: среди педагогов, между администрацией и подчиненными, между родителями воспитанников и педагогами, администрацией. Детский коллектив в процессе общения также подвержен конфликтам.
Чтобы понять сущность конфликта, рассмотрим его составляющие. Выделяют следующие компоненты конфликта: предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради которого возникает конфликт; объект конфликта – является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации, рассматривается как причина, повод к конфликту; участники конфликта – субъекты, их устремления, восприятие конфликтной ситуации и поведение в конфликте.
Конфликты выполняют разнообразные функции. Основными из них диагностическая, разрушительная и созидательная.
- Диагностическая функция конфликта связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов поведения его участников.
- Разрушительная и созидательная функции характеризуют последствия (негативные и позитивные) конфликтов [1, с. 40-48].
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:
- Воспитатель – воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
- Старший воспитатель – воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель – воспитатель.
- Заведующий – старший воспитатель
Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
- Администрация – воспитатель
Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
- Воспитатель – родитель
Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
- Родитель – Администрация
Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.
Говоря о прогнозировании конфликтов в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя.
Управление конфликтами – это целенаправленное влияние по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
В. Е. Щербак под управлением конфликтов понимал способность руководителя в сложившейся ситуации осуществить все необходимые действия по её решению.
В своей работе он утверждал, что в управлении конфликтов существует несколько стадий:
- Восприятие конфликта и первичная оценка ситуации (на этой стадии происходит первичное осмысление конфликтной ситуации всеми участниками).
- Исследование конфликта и поиск причин его возникновения (данная стадия подразумевает, что все стороны конфликта пытаются найти причину его возникновения для принятия дальнейших решений).
- Поиск путей решения конфликта (в этом случае все стороны начинают совместными усилиями искать способы решения проблемы и обсуждают их на собраниях, педагогических советах).
- Организационные меры по осуществлению принятых решений на совместных обсуждениях [2, с. 10-12].
В ДОУ существуют несколько объектов управления. Так, основными считаются: образовательный процесс, материально-техническая база, педагогический коллектив, качество образования и др. Следует отметить, что инструментом эффективного управления коллективом являются утвержденные правила внутреннего трудового распорядка и официально установленный перечень должностных обязанностей каждого сотрудника ДОУ. Однако в силу разных позиций, взглядов, интересов, мотивации, поставленных целей и т. п. проблема конфликтов в коллективе остается, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОУ [1, с. 40-48].
Организационные условия детского сада должны быть ориентированы на формирование благоприятных отношений, как между педагогами, так между педагогами и родителями, основанных на взаимном доверии и тесном деловом контакте. Организационные условия управления конфликтами, в педагогическом коллективе детерминируется рядом социальных, социально-психологических, личностных и педагогических факторов. Данные организационные условия заключаются в формировании следующих форм управления конфликтами, такие как деловые игры, семинары – практикумы и тренинги. Например, во время выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается нарушенное взаимодействие между полушариями головного мозга и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
В заключение формирование благоприятных организационных условий в дошкольном образовательном учреждении, как в педагогическом коллективе, так и между педагогами и родителями является одной из главных задач образовательного заведения. Это объясняется его влиянием как на профессиональную деятельность педагогов, так и эффективность учебно-воспитательного процесса в целом. Создание организационных условий, направленных на избежание конфликтов, как сложная интегрированная характеристика коллектива эмпирически оказывается в доминирующем относительно устойчивом групповом настроении, является результатом отражения педагогическими работниками межличностных и деловых отношений, которые опосредованные целями и содержанием совместной профессионально-педагогической деятельности в специфических условиях образовательного учреждения [3, с. 298-300].