Главная
АИ #39 (221)
Статьи журнала АИ #39 (221)
Сущность и управление организационными конфликтами в дошкольном образовательном ...

Сущность и управление организационными конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

конфликт
конфликтная ситуация
организационные конфликты
дошкольное образовательное учреждение (ДОУ)
педагоги
педагогический процесс
условия профилактики
управление конфликтами

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме организационных конфликтов в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Рассмотрена сущность конфликта, его причины и виды в коллективе ДОУ, а также условия эффективного управления конфликтами в педагогическом процессе образовательной организации.

Текст статьи

Модернизация системы образования, согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2025 г.», как социальная инновация ставит перед психологом новые проблемы, в том числе поиск путей снижения рисков, сопровождающих реформирование образования. Сущностной характеристикой социальных инноваций является конфликт. Следовательно, в системе образования концентрируются многочисленные противоречия, усугубляющие эмоциональные нагрузки на всех субъектов образовательных отношений.

Дошкольная образовательная организация, как и всякая педагогическая среда, конфликтогенна. Административные, межличностные конфликты возникают, время от времени в коллективе: среди педагогов, между администрацией и подчиненными, между родителями воспитанников и педагогами, администрацией. Детский коллектив в процессе общения также подвержен конфликтам.

Чтобы понять сущность конфликта, рассмотрим его составляющие. Выделяют следующие компоненты конфликта: предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради которого возникает конфликт; объект конфликта – является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации, рассматривается как причина, повод к конфликту; участники конфликта – субъекты, их устремления, восприятие конфликтной ситуации и поведение в конфликте.

Конфликты выполняют разнообразные функции. Основными из них диагностическая, разрушительная и созидательная.

  1. Диагностическая функция конфликта связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов поведения его участников.
  2. Разрушительная и созидательная функции характеризуют последствия (негативные и позитивные) конфликтов [1, с. 40-48].

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:

  • Воспитатель – воспитатель

Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

  • Старший воспитатель – воспитатель

Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель – воспитатель.

  • Заведующий – старший воспитатель

Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.

  • Администрация – воспитатель

Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

  • Воспитатель – родитель

Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

  • Родитель – Администрация

Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.

Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.

Говоря о прогнозировании конфликтов в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя.

Управление конфликтами – это целенаправленное влияние по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

В. Е. Щербак под управлением конфликтов понимал способность руководителя в сложившейся ситуации осуществить все необходимые действия по её решению.

В своей работе он утверждал, что в управлении конфликтов существует несколько стадий:

  1. Восприятие конфликта и первичная оценка ситуации (на этой стадии происходит первичное осмысление конфликтной ситуации всеми участниками).
  2. Исследование конфликта и поиск причин его возникновения (данная стадия подразумевает, что все стороны конфликта пытаются найти причину его возникновения для принятия дальнейших решений).
  3. Поиск путей решения конфликта (в этом случае все стороны начинают совместными усилиями искать способы решения проблемы и обсуждают их на собраниях, педагогических советах).
  4. Организационные меры по осуществлению принятых решений на совместных обсуждениях [2, с. 10-12].

В ДОУ существуют несколько объектов управления. Так, основными считаются: образовательный процесс, материально-техническая база, педагогический коллектив, качество образования и др. Следует отметить, что инструментом эффективного управления коллективом являются утвержденные правила внутреннего трудового распорядка и официально установленный перечень должностных обязанностей каждого сотрудника ДОУ. Однако в силу разных позиций, взглядов, интересов, мотивации, поставленных целей и т. п. проблема конфликтов в коллективе остается, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОУ [1, с. 40-48].

Организационные условия детского сада должны быть ориентированы на формирование благоприятных отношений, как между педагогами, так между педагогами и родителями, основанных на взаимном доверии и тесном деловом контакте. Организационные условия управления конфликтами, в педагогическом коллективе детерминируется рядом социальных, социально-психологических, личностных и педагогических факторов. Данные организационные условия заключаются в формировании следующих форм управления конфликтами, такие как деловые игры, семинары – практикумы и тренинги. Например, во время выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается нарушенное взаимодействие между полушариями головного мозга и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

В заключение формирование благоприятных организационных условий в дошкольном образовательном учреждении, как в педагогическом коллективе, так и между педагогами и родителями является одной из главных задач образовательного заведения. Это объясняется его влиянием как на профессиональную деятельность педагогов, так и эффективность учебно-воспитательного процесса в целом. Создание организационных условий, направленных на избежание конфликтов, как сложная интегрированная характеристика коллектива эмпирически оказывается в доминирующем относительно устойчивом групповом настроении, является результатом отражения педагогическими работниками межличностных и деловых отношений, которые опосредованные целями и содержанием совместной профессионально-педагогической деятельности в специфических условиях образовательного учреждения [3, с. 298-300].

Список литературы

  1. Евдокимова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение конфликтных ситуаций в дошкольной образовательной организации / И.В. Евдокимова, В.А. Дегтерев // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2020. – № 1. – С. 40-48.
  2. Анализ подходов к решению проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе в дошкольной образовательной организации / Е.В. Грязнова, А.Г. Гончарук, А.Д. Курмыскова, А.А. Соколина // Карельский научный журнал. – 2018. – Т. 7, № 4(25). – С. 10-12.
  3. Ганус М.А. Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении / М.А. Ганус // Молодой ученый. – 2020. – № 16(306). – С. 298-300.

Поделиться

177

Попова В. Г. Сущность и управление организационными конфликтами в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные исследования. 2024. №39 (221). С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/10126-sushnost-i-upravlenie-organizacionnymi-konfliktami-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября