Всем известно, что водный транспорт, как и любой другой вид транспорта, является источником загрязнения окружающей среды.
Основными видами негативного воздействия являются:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- образование отходов производства и потребления.
В процессе эксплуатации судов образуются бытовые и производственные отходы, сброс которых в водоем приносит значительный ущерб окружающей среде. При этом все образующиеся на судне отходы можно разделить на три основные группы:
1 – твердые и жидкие остатки перевозимых грузов, образующиеся вследствие неполной их выгрузки, обмыва палубы и трюмов, танков и т.п.;
2 – отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности экипажа и пассажиров (сточные воды и твердые коммунальные отходы);
3 – отходы, образующиеся в результате эксплуатации судовых механизмов (нефтесодержащие льяльные, или подсланевые воды, производственный мусор).
Морфологический состав отходов первой группы зависит от вида груза, назначения судна, а также от соблюдения условий перевозки данного груза. Данные отходы образуются не на каждом судне и не имеют определенной периодичности образования.
Отходы второй группы образуются на любом судне, с определённой периодичностью. В процессе бытовой и производственной деятельности на судне образуется ряд твердых и жидких отходов, подлежащих удалению. К твердым коммунальным отходам, в соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) относятся следующие отходы:
- отходы, получаемые в процессе потребления (овощные, фруктовые очистки; бумага; упаковка и т. п.);
- аналогичный мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц;
- предметы, вещи, вышедшие из строя.
Отходы производства (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом [1].
Твердые коммунальные отходы (в соответствии с Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641”) должны накапливаться в специальных контейнерах [2]. Контейнеры, в соответствии с инструкцией по обращению с твердыми коммунальными отходами на судне, устанавливаются на корме судна. Пищевые отходы складируются в отдельный контейнер.
При использовании воды для питьевых и хозяйственных нужд на судне скапливаются сточные воды. Кроме того, образуются также фекальные отходы. Проблема удаления сточных вод с судов возникла со времени спуска на воду первого судна и до недавнего времени она решалась путем сброса этих вод за борт без какой-либо обработки, надеясь на определенную степень самоочищения водоема. Однако способность к самоочищению зависит прежде всего от начальной чистоты воды и от количества растворенного в воде кислорода. Поэтому, несмотря на то, что общее количество сточных вод судов значительно меньше таковых, сбрасываемых городскими канализациями, они все же наносят ощутимый ущерб водоемам. Особенно это ощущается в местах скопления судов. При этом ухудшаются гидрохимические показатели воды, такие как БПК5, количество взвешенных веществ, коли-индекс, рН, прозрачность и другие.
В процессе эксплуатации судовых механизмов образуется особый вид отходов – подсланевые нефтесодержащие воды, которые скапливаются под сланями (льялами) машинных отделений. Основными причинами попадания загрязнений являются – протечка воды из трубопроводов, обшивку корпуса и донную арматуру, протечка нефтепродуктов при ремонте механизмов, топливной и масляной аппаратуры и т.п. Количество нефтепродуктов во многом зависит от технического состояния оборудования и от выполнения правил его эксплуатации. Среднесуточное накопление нефтесодержащих вод в основном определяется мощностью главного двигателя.
При попадании в воду нефтепродукты образуют эмульсию. Ее устойчивость повышается, если в таких водах присутствуют эмульгаторы, они препятствуют укрупнению и всплытию частичек нефти. Содержащиеся в морской воде ионы различных металлов и солей также могут способствовать образованию эмульсии. Удалять из воды эмульгированные нефтепродукты гораздо сложнее, чем грубодисперсные. Поэтому по возможности следует исключать факторы, способствующие их образованию [4].
Твердые производственные отходы (мусор) на судне можно классифицировать как отходы, образующиеся в результате ремонтных работ.
Существует классификация отходов по степени их взаимодействия с водной средой:
- плавающие – приводят к загрязнению поверхности воды и береговой полосы;
- тонущие – загрязняют дно водоема, что приносит вред донной фауне, местам нерестилищ и нагула рыб;
- растворяющиеся – поглощают для своего окисления кислород из воды водоема, изменяют ее органолептические свойства (окраску, вкус и т.п.).
Все отходы, образующиеся на судах, имеют различные классы опасности. Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) все отходы РФ имеют 5 классов опасности. Представим классификацию отходов РФ в таблице.
Таблица
Классификация отходов России
Класс опасности |
Степень оказываемого негативного воздействия на окружающую среду |
Параметры принадлежности веществ к классу |
Примеры возможных отходов на судах |
I – чрезвычайно опасные |
Очень высокая |
Система экологии непоправимо повреждена. Нет восстановительного периода. |
Ртутьсодержащие отходы (лампы люминесцентные, термометры ртутьсодержащие) |
II – высоко опасные |
Высокая |
Система экологии повреждена сильно. После прекращения опасного воздействия возвращение к исходному состоянию будет происходить не меньше 30 лет. |
Кабель в свинцовой оболочке, свинцовые аккумуляторы, щелочи и кислота от аккумуляторов |
III – умеренно опасные |
Средняя |
Система экологии повреждена. После уменьшения опасного воздействия, восстановление будет осуществляться не меньше 10 лет. |
Нефтесодержащие отходы |
IV – мало опасные |
Низкая |
Система экологии повреждена. Возвращение до прежнего уровня будет происходить не меньше 3 лет. |
Твердые коммунальные отходы, мусор производственный, фекальные отходы |
V – практически не опасные |
Очень низкая |
Система экологии почти не повреждена. |
Пищевые отходы, отходы полиэтилена, лом черных металлов незагрязненный, бумага, картон, древесина, кирпич |
Проблемы подсланевых (льяльных) нефтесодержащих сточных вод существуют многие десятилетия. Обработка и утилизация льяльных вод представляют одну из труднейших задач. С целью очистки подсланевых вод от нефтепродуктов многие суда оборудуют специальными очистительными установками. Содержание нефтепродуктов в откачиваемых за борт водах не должно превышать 10 мг/л [3, с. 19; 5].
В соответствии с [3, с. 12] 1) все суда, работающие на внутренних водных путях России, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, поднадзорные Российскому Морскому Регистру Судоходства, и суда под иностранным флагом должны иметь свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором (форма РР-1.8 или РР-1.9), выдаваемое Российским Речным Регистром; 2) Перед выходом в рейс капитан судна должен удостовериться, что вся запорная арматура судовых систем, через которые может произойти загрязнение водной среды, закрыта и опломбирована; 3) Заявка на передачу с судов сточных вод, подсланевых нефтесодержащих сточных вод, мусора и пищевых отходов должна быть подана диспетчеру порта или пункта приема загрязнений заблаговременно и получено подтверждение, что загрязнения будут приняты; 4) При швартовке судна к причалу или к другому судну на рейде для передачи загрязнений или проведения грузовых операций с нефтепродуктами, необходимо убедиться в надежности швартовых концов и обеспечить наблюдение за швартовыми при изменении осадки судна, а также при сильном ветре и волнении.
Согласно руководящему документу [3, с. 20] на судах с количеством людей более 10 человек, не оборудованных станциями обеззараживания сточных вод, сточные воды должны накапливаться в сборной цистерне и периодически сдаваться для очистки и обеззараживания на внесудовые водоохранные технические средства.
Допускается незалповый выброс за борт необработанных сточных вод вне зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения:
- с судов, с количеством людей на борту не более 10 человек, при скорости движения судна не менее 7 км/ч;
- с судов с динамическим принципом поддержания (СДПП) и скоростных водоизмещающих судов (СВС) с суточным накоплением сточных вод до 1 м3 при скорости движения не менее 25 км/ч.
Баки-контейнеры для складирования отходов должны иметь надписи: «Для сухого мусора», «Для пищевых отходов», окрашены антикоррозийной краской, иметь плотно закрывающиеся крышки, быть удобными для транспортировки и выгрузки, а также для очистки и дезинфекции.
Количество баков для мусора устанавливается на основе автономности плавания по мусору (АПм), рассчитываемый в соответствии с Методикой.
Некоторые суда оборудуются печами-инсинераторами для сжигания отходов, подходящих для данного способа утилизации. Все остальные отходы, не подходящие для сжигания, передаются для утилизации (захоронения) на внесудовые водоохранные технические средства. Печь-инсинератор работает на судне согласно ТУ.
Проведя краткий анализ технологического процесса эксплуатации судов, можно сделать вывод, что водный транспорт является источником образования большого количества отходов, различных классов опасности. Главной задачей экологов является контроль за правильным временным накоплением отходов. Наиболее перспективным способом обращения с отходами является селективный сбор твердых отходов, с целью их дальнейшей утилизации, с максимально возможным сокращением количества отходов, подлежащих захоронению.