На работе эмоциональное выгорание затрагивает, в частности, «вспомогательные профессии» людей, общество, работающих людей. Эту концепцию впервые ввел Х. Дж. Фрейденбергер в 1974 году.
Многие специалисты нуждаются в выходе из-под неконтролируемого стрессового воздействия. Как правило, это связано с интенсивным общением между людьми на рабочем месте. И не только успех и прибыльность компании, но и удовлетворенность сотрудников выполняемой работой не зависит от того, насколько хорошо организован рабочий процесс.
Б. В. Бойко дает профессиональному эмоциональному выгоранию следующее определение: именно в ходе эволюции выработался механизм, позволяющий, в принципе, снижать или устранять его. Эмоциональная реакция человека на стресс является стрессогурителем. Таким образом, выгорание позволяет людям оптимизировать расходование своих внутренних эмоциональных ресурсов. Но в то же время, это крайне негативно скажется на выполнении сотрудником поставленных задач, а также может привести к психосоматическим заболеваниям.
В наше время можно встретить большое количество людей, у которых есть своя работа. И каждый день становится настоящей пыткой и насилием над собой, против которой выступают психика и тело. Это связано с условиями, при которых алюселинимен должен работать; в то же время, не важны не только физические, но и психологические факторы. Это неравномерная загруженность, чрезмерно (и необоснованно) высокие требования к персоналу на профессиональном уровне, ситуация нестабильности, непредсказуемости. В таких условиях многие люди вынуждены работать, не имея при этом ни малейшей надежды на светлое и близкое будущее. День за днем нарастает стресс и в конечном итоге приводит к эмоциональному выгоранию.
Обычно выделяется ряд симптомов:
- Неудовлетворенность собой. Поскольку работница не в состоянии на травмирующую ситуацию как-то повлиять, она начинает испытывать острую неудовлетворенность как собой, так и профессией, а также навязанными задачами. В результате это происходит при «эмоциональном переносе».
- Симптом Кейджа. Возможно, он характерен не для всех случаев, но это стрессовая ситуация с логическим следствием. Если люди мобилизуют всю свою энергию, чтобы справиться с ситуацией, но не могут найти выхода, наступает эмоциональный ступор.
- Неадекватная эмоциональная реакция. Способность человека быть неадекватным, чтобы «сохранить» свои эмоции, проявляется следующим образом: «если я захочу, то я буду посещать мероприятия, но если я захочу, то нет».; «Если я хочу, я отвечаю потребностям клиента, а если у меня нет сил и желания, значит, мне это не нужно». Такие реакции истолковываются субъектом как неуважительное отношение.
- Эмоциональная и моральная дезориентация. Люди не только не понимают, что их реакции или отсутствие общения неадекватны. Он приводит оправдание своему поведению из множества аргументов: «почему я должен обо всем беспокоиться?», «Такие люди не умеют проявлять сочувствие» и т. д. Такие аргументы наводят на мысль, что специалисты по морали останутся в стороне. Врач, учитель или общественный деятель не имеют права делиться с людьми информацией о «достоинстве» или «недостойности».
- Со временем проявляется еще один симптом – эмоциональная взвинченность. Люди продолжают испытывать в своей профессиональной сфере полную отключенность. Она может быть насыщена эмоциями только в других сферах жизни. Сотрудник всем своим видом показывает, что ему «наплевать на других людей».
- Психосоматические расстройства. Если у такого работника постоянно присутствуют эмоции той или иной сферы, но процесс эмоционального выгорания продолжается, возникают психосоматические симптомы. Одна мысль о коллегах или клиентах может привести к сердечно-сосудистым реакциям, кишечным спазмам и головным болям. Часто страдает психика.
Два наиболее значимых теста на уровень эмоционального выгорания – это опросник Бойко и методика Маслаха. Тест Бойко был создан в 1996 году. Это полная и модифицированная форма. Методика Маслаха (в некоторых изданиях опросника Маслаха-Джексона) была предложена впервые в 1986 году. Заказной тест Н. Е. Водопьяновой и отечественных психологов, начал применяться с 2001 года.
Диагностика уровня эмоционального выгорания может проводиться как самостоятельно, так и совместно с психологами. Современные тесты разработаны для обоих видов работ, таким образом, эти результаты полезны в обоих случаях.
Основным фактором, который в таком состоянии дисперсии мешает, являются длительные и тяжелые рабочие нагрузки, в результате чего возникают напряженные межличностные отношения на рабочем месте. Поэтому многие исследователи склонны считать, что симптомы эмоционального выгорания характерны для представителей конкретных «помогающих» профессий, которые вынуждены постоянно снизу доверху сотрудничать с людьми. В то же время вы можете сосредоточиться на ряде факторов, которые провоцируют возникновение такого состояния:
- Информационная перегрузка. Каждый день через людей проходят огромные потоки данных.
- Неопределенность информации. Сотрудник недостаточно разбирается в своих обязанностях, чтобы собирать данные.
- Тем больше ответственность. Люди вынуждены постоянно снизу вверх нести ответственность за жизни других людей, их здоровье; распоряжаться крупными суммами денег, недвижимостью или ценными бумагами.
- Нехватка времени. Из-за нехватки времени, из-за работы, приходится задерживаться допоздна.
- Конфликтогенез – постоянные столкновения с коллегами или руководством.
- Конфликты, разрешенные Исикусисом. Люди постоянно теряются, начиная с низов, заканчивая семьей и промежуточной работой.
- Из-за окружающей обстановки – плохого освещения, холода или жары, пыли, шума, толпы.
Людям с уровнем эмоционального выгорания среднего или высокого уровня необходимо проведение следующих профилактических мероприятий:
- Гибкое использование рабочего времени. Сверхурочная работа должна быть сведена к минимуму.
- Административная поддержка персонала, помощь в решении личных проблем (например, люди могли бы получить дополнительное образование, приобрести жилье).
- Развитая организация с высокой культурой, здоровая атмосфера.
- Карьера и профессиональный рост.
- Методы обучения психологической разгрузке.
- Справедливая система штрафов и бонусов.
Таким образом, возраст, этническая принадлежность не будут подвергаться дискриминации.
Рекомендации психологов:
- Радость и смех могут наполнить жизнь, помочь преодолеть трудности и ресурсы добавки.
- Научитесь осознавать свои чувства. Задавайте себе минимум 5 раз в день вопрос: «Что я чувствую?» Это позволяет более точно оценить динамику настроения по предмету, определить факторы, способствующие этому улучшению.
- В сложных ситуациях полезно работать совместно с психологами индивидуально или в группах. Иногда бывает полезно поучаствовать в специальном тренинге «Эмоциональное выгорание», чтобы понять особенности своего состояния.
- Для того, чтобы сразу обсудить проблемы в отношениях и на работе, не копитесь в негативе. Если человек отталкивает от себя гнев и неудовлетворенность, эти токсичные чувства будут отравлять ему жизнь. Поэтому не стоит усиливать гнев, если что-то расстроило. Вы должны научиться прощать, отпускать негативные настроения.
- Выделяйте в любом деле положительные стороны. Это помогает поддерживать эмоциональное равновесие.
- Выполнение дел. Незавершенные задачи отнимают много эмоциональной энергии. Поэтому необходимо планировать день так, чтобы к вечеру все задачи были выполнены.
- Изучайте медитацию. Медитативное состояние позволяет избавиться от накопившегося стресса, восстановить жизненный баланс.
Отдельно стоит упомянуть о том, как педагоги и психологи могут предотвратить это состояние. В этих областях работающие люди подвергаются воздействию, после всего этого контекста, чаще всего вместе. Эмоциональное выгорание педагога часто вызвано завышенными требованиями их профессии. Часто предъявляют высокие требования к педагогам, которые желают достигать в своей деятельности 100% результатов, стремятся к совершенству. Дополнительным стрессом является неспособность позволить себе простить свои ошибки.
Один из способов предотвращения психолого-эмоционального выгорания среди педагогов – истинное понимание конструкции своей профессиональной деятельности. Если педагог не является тем, кого можно научить плохому воздействию на защиту, то не в этом дело. Педагоги не могут быть эффективны в 100% случаев.