Что же такое наука? На протяжении всей жизни мы часто сталкиваемся с этим понятием, но не всегда четко понимаем сущность науки и научных знаний. Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь в XVIII–XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией» [5, с. 18-25].
Общепризнанным можно считать определение, что наука – «область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности» [2, с. 17-20].
Проблема сущности и роли науки как полноценного ресурса развития общества и отдельного государства актуальна как при изучении вопроса о формировании картины мира, занимающем важное место среди философских вопросов современности, так и при изучении экономических дисциплин и методологии научного исследования.
Многие философы и ученые прошлых лет пытались классифицировать науки, но именно Аристотель считается первым известным классификатором, разделившим науки на практические, теоретические и творческие знания.
При современной классификации науки делят на 3 вида:
- Естественные науки, то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах;
- Технические науки – науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками;
- Общественные и гуманитарные науки – науки о человеке, обществе.
Для повышения роли науки в формировании современной картины мира и методологии научных исследований влияют такие факторы, как:
- объективная необходимость развития новых научных теорий в связи с изменениями общества и его потребностей;
- противоречие имеющихся теорий, требующее создание так называемой теории консенсуса;
- обычное желание ученых стать известными на фоне моды к новой теории и т. п. [3, с. 97-114].
Наукам присущи особые собственные методы, структура исследований, аппаратура, язык. Всем этим определены значение науки и специфика научного исследования [2, с. 17-20].
Основными положительными теоретическими аспектами роли науки на сегодняшний день являются:
- получение новых знаний;
- совершенствование ранее полученных знаний;
- усовершенствование средств и предметов труда;
- освоение космоса и пр.
Но есть и отрицательные стороны, проявляющиеся в формировании новых научных теорий, например:
- новые знания часто используются для создания оружия, в т. ч. массового поражения;
- большинство технических средств приводят к загрязнению окружающей среды;
- увеличение длительности жизни человека приводит к проблеме перенаселения планеты и пр.
Тем не менее наука – определяющая ценность современной культуры, самый динамичный ее компонент. На сегодняшний день, обсуждая антропологические, социальные и культурные аспекты жизни в обществе, невозможно не учитывать достижения науки. Думается, основной целью развития науки и совершенствования научных познаний является получение оригинального, нового знания. И на этом этапе как раз и возникает проблема понимания того, а полезно ли новое знание для развития человечества. Отсюда же и вопрос, нужны ли новые научные теории миру и какова роль науки в современности.
В современной России тенденции, уровни и структура финансирования науки и инноваций не соответствуют ни текущим нуждам, ни стратегической задаче сокращения разрыва с лидерами мировой экономики. И хотя российская наука все еще сохраняет свои позиции в мире по некоторым научным разработкам, по вкладу в общемировую науку, но отставание в процессе реализации полученных результатов, в уровне технологического развития, в степени эффективности инновационной политики государства растет по сравнению с не только с развитыми, но даже и с развивающимися странами.
Итак, наука – это вид деятельности людей по сбору данных об окружающем мире, их анализе и систематизации, а также (на основании вышеназванного) – по синтезу новых знаний. Также в сфере изучения науки находится построение теорий, гипотез, их подтверждение/опровержение при помощи экспериментов.
Главная проблема государственной инновационной и научной политики РФ – неспособность сформулировать, а затем и последовательно реализовать инновационные и научные приоритеты, в т. ч. обеспечить адекватное финансирование как самих научных исследований, так и подготовки кадров для них.
Для способствования развитию России необходимо активно уделять внимание развитию науки. И в рамках этой задачи выделим следующие направления: необходимо изменить уровень оплаты труда исследователей в сторону повышения; стоит уделять больше внимание качественной научной подготовке будущих ученых; важно пересмотреть структуру научных институтов, увеличить господдержку актуальной и перспективной научной инфраструктуры и исследований; необходимо развивать государственно-частное партнерство в сфере науки.