Главная
АИ #40 (222)
Статьи журнала АИ #40 (222)
Роль науки в развитии современного общества

Роль науки в развитии современного общества

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

наука
научные знания
развитие науки
функции науки
отличительные черты науки

Аннотация статьи

В статье дается обоснование и характеристика сущности науки, показаны причины возникновения, виды и функции, методология науки. Уделено особое внимание современным проблемам развития науки в России и предложения по реализации их решения.

Текст статьи

Что же такое наука? На протяжении всей жизни мы часто сталкиваемся с этим понятием, но не всегда четко понимаем сущность науки и научных знаний. Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов. Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь в XVIII–XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией» [5, с. 18-25].

Общепризнанным можно считать определение, что наука – «область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности» [2, с. 17-20].

Проблема сущности и роли науки как полноценного ресурса развития общества и отдельного государства актуальна как при изучении вопроса о формировании картины мира, занимающем важное место среди философских вопросов современности, так и при изучении экономических дисциплин и методологии научного исследования.

Многие философы и ученые прошлых лет пытались классифицировать науки, но именно Аристотель считается первым известным классификатором, разделившим науки на практические, теоретические и творческие знания.

При современной классификации науки делят на 3 вида:

  • Естественные науки, то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах;
  • Технические науки – науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками;
  • Общественные и гуманитарные науки – науки о человеке, обществе.

Для повышения роли науки в формировании современной картины мира и методологии научных исследований влияют такие факторы, как:

  • объективная необходимость развития новых научных теорий в связи с изменениями общества и его потребностей;
  • противоречие имеющихся теорий, требующее создание так называемой теории консенсуса;
  • обычное желание ученых стать известными на фоне моды к новой теории и т. п. [3, с. 97-114].

Наукам присущи особые собственные методы, структура исследований, аппаратура, язык. Всем этим определены значение науки и специфика научного исследования [2, с. 17-20].

Основными положительными теоретическими аспектами роли науки на сегодняшний день являются:

  • получение новых знаний;
  • совершенствование ранее полученных знаний;
  • усовершенствование средств и предметов труда;
  • освоение космоса и пр.

Но есть и отрицательные стороны, проявляющиеся в формировании новых научных теорий, например:

  • новые знания часто используются для создания оружия, в т. ч. массового поражения;
  • большинство технических средств приводят к загрязнению окружающей среды;
  • увеличение длительности жизни человека приводит к проблеме перенаселения планеты и пр.

Тем не менее наука – определяющая ценность современной культуры, самый динамичный ее компонент. На сегодняшний день, обсуждая антропологические, социальные и культурные аспекты жизни в обществе, невозможно не учитывать достижения науки. Думается, основной целью развития науки и совершенствования научных познаний является получение оригинального, нового знания. И на этом этапе как раз и возникает проблема понимания того, а полезно ли новое знание для развития человечества. Отсюда же и вопрос, нужны ли новые научные теории миру и какова роль науки в современности.

В современной России тенденции, уровни и структура финансирования науки и инноваций не соответствуют ни текущим нуждам, ни стратегической задаче сокращения разрыва с лидерами мировой экономики. И хотя российская наука все еще сохраняет свои позиции в мире по некоторым научным разработкам, по вкладу в общемировую науку, но отставание в процессе реализации полученных результатов, в уровне технологического развития, в степени эффективности инновационной политики государства растет по сравнению с не только с развитыми, но даже и с развивающимися странами.

Итак, наука – это вид деятельности людей по сбору данных об окружающем мире, их анализе и систематизации, а также (на основании вышеназванного) – по синтезу новых знаний. Также в сфере изучения науки находится построение теорий, гипотез, их подтверждение/опровержение при помощи экспериментов.

Главная проблема государственной инновационной и научной политики РФ – неспособность сформулировать, а затем и последовательно реализовать инновационные и научные приоритеты, в т. ч. обеспечить адекватное финансирование как самих научных исследований, так и подготовки кадров для них.

Для способствования развитию России необходимо активно уделять внимание развитию науки. И в рамках этой задачи выделим следующие направления: необходимо изменить уровень оплаты труда исследователей в сторону повышения; стоит уделять больше внимание качественной научной подготовке будущих ученых; важно пересмотреть структуру научных институтов, увеличить господдержку актуальной и перспективной научной инфраструктуры и исследований; необходимо развивать государственно-частное партнерство в сфере науки.

Список литературы

  1. Базавлуцкая Л.М. Инновации в образовательном кадровом менеджменте: монография / Л.М. Базавлуцкая, С.С. Демцура // Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021 – 328 с.
  2. Базавлуцкая Л.М. Методика развития качества образовательных услуг/ Л.М. Базавлуцкая // В сборнике: Методика профессионального образования: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам Всероссийской олимпиады по методике профессионального образования. 2017 г. С. 17-20.
  3. Глушановский А.В. Научные знания, библиотеки и интернет – взаимодействие на современном этапе // Научные и технические библиотеки. – 2020. – № 8. – С. 97-114.
  4. Ерохина П.В. Сущность и становление социально ориентированного подхода к философскому исследованию науки // Вестник Бурятского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 61-67.
  5. Лебедев С.А. Философские основания науки и их виды // Вопросы философии и психологии. – 2020. – № 7. – С. 18-25.
  6. Сидорычева В.В. Аспекты науки // Синергия наук. – 2020. – № 44. – С. 43-46.
  7. Словарь научных терминов / под. ред. С.И. Сахарова. – СПб.: Нева, 2016. – 518 с.
  8. Сайт Министерства науки и высшего образования РФ // https://minobrnauki.gov.ru.
  9. Сайт Счетной палаты РФ // https://ach.gov.ru.

Поделиться

948

Мурыгина Л. С., Федосеев А. В. Роль науки в развитии современного общества // Актуальные исследования. 2024. №40 (222). Ч.II.С. 86-88. URL: https://apni.ru/article/10134-rol-nauki-v-razvitii-sovremennogo-obshestva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря