Главная
Конференции
Модернизация сферы образования и науки с учетом мировых научно-технологических трендов
Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия и пути их решения

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия и пути их решения

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

конкуренция
конкурентоспособность
проблема
предприятие
конкурентные отношения
конкурентное преимущество

Аннотация статьи

В статье дано определение конкурентоспособности, выявлены проблемы повышения конкурентоспособности отечественных организаций. Подробно рассмотрены факторы, которые влияют на повышение конкурентоспособности в современных рыночных условиях. Анализ данных факторов способствует установлению преимуществ и недостатков деятельности экономического субъекта, а также работы конкурентов, выработке методик, направленных на повышение собственных результативности и эффективности.

Текст статьи

Одной из центральных проблем для каждого экономического субъекта современности предстает поддержание экономической устойчивости в текущий временной момент и на долгосрочный период. Конкурентная среда всегда стимулирует экономический субъект к усиленному развитию и продвижению на рынке, а также способствует образованию новых рабочих мест. Прежде всего, следует отметить, что конкуренция – междисциплинарное понятие, и она используется в различных научных областях.

Существует целый ряд определений. Этот категорию можно рассматривать с точки зрения функционального подхода, который касается эффективного использования ресурсов фирмы. Со стороны организационного подхода, функционирование всех подсистем внутри фирм ориентировано на реализацию потенциала для обеспечения конкурентного преимущества. Объединяя различные точки зрения, можно сделать вывод, что это способность фирмы производить конкурентоспособный товар или услугу на данный момент и на данном рынке [1, с. 330].

Современный рынок постоянно меняется. Преобразования во всех сферах отраслей часто происходят стремительно, а значит, приспособившись к ним, предприятие приобретает значительное преимущество в конкурентной борьбе. Подобные ситуации призваны подталкивать все предприятия к нахождению новейших способов и методик повышения конкурентоспособности в целях стабилизации и усилению устойчивости предприятия.

Формирование конкурентного преимущества обуславливается влиянием целого комплекса различных внешних и внутренних факторов. Фактором является такое обстоятельство, которое прямо или косвенно воздействует на характеристики и специфику процессов [1]. Умение предприятия справляться с убыточностью, превосходить конкурентов, удерживать финансовую устойчивость в значительной мере зависит от воздействия внутренних факторов.

Факторы внутренней среды предприятия, воздействуют на функционал и процесс его деятельности, повышая или снижая конкурентоспособность. К ним рационально причислить:

1) Производственный цикл компании, где задействованы оборудование, современные технологии. Высокий уровень данного аспекта определяет качество и покупательский спрос конкретной продукции, а значит, ее особое место на рынке аналогичных ценностей. Процесс производства, несомненно, основополагающий в образовании устойчивого положения экономического субъекта. Но сейчас множество предприятий испытывают проблему износа основных средств, что приводит к выпуску некачественной продукции или повышению затрат на ее изготовлении. Поэтому необходимо искать возможности постепенной модернизации производственных линий, приобретение многофункционального оборудования. Одним из возможностей обновления основного фонда является лизинг.

Самое большое преимущество лизинга заключается в том, нет необходимости постановки его на баланс предприятия. Оформлением сопутствующей документации на оборудование или транспортные средства занимается лизинговая компания, существует возможность расторжения договора, отсутствует обязательство по выкупу основного средства. Но при этом благодаря приобретению в лизинг повысится производительность труда, возможно будет запустить в производство новые изделия, сократится количество брака и отходов. Эти возможности, связанные с обновлением основного фонда, позволят повысить конкурентоспособность продукции (работ, услуг) и улучшить экономические показатели.

2) Особое место в формировании устойчивого состояния экономического субъекта занимает стратегический менеджмент [2, с. 150]. В качестве стратегии обычно понимается решение краткосрочных и долгосрочных проблем в ходе распределения ресурсов, применения тактик и осуществления целей. Разработка стратегии способствует повышению уровня результативности, стабилизации бизнес-процессов с учетом вероятных внешних воздействий, в виду которых можно проработать способы предотвращения негативных последствий. Это же в свою очередь сокращает риски финансовых потерь и дает конкурентное преимущество компании.

3) Персонал, выступающий важнейшей составляющей трудовых ресурсов, есть ключевой фактор, воздействующий на внутреннее функционирование и внешние операции предприятия. Множество отечественных предприятий испытывают дефицит квалифицированного персонала и рост текучести кадров. Учитывая демографический спад в стране, экологическую ситуацию, уровень образовательных услуг, можно смело утверждать, что дальше положение будет усугубляться. Для решения данной проблемы необходимо создать для сотрудников условия для повышения заработной платы и карьерного роста.

Ключевым направлением улучшения кадровой политики является повышение мотивации персонала. Хорошо выстроенная система мотивации позволяет сплотить коллектив, снизить текучесть кадров, привлечь ценные кадры, выявить наиболее целеустремленных и трудолюбивых сотрудников, грамотно распределить затраты на оплату труда. Продуктивный труд сотрудников скажется на росте производительности труда, качестве продукции и выполняемых работ, повысить рентабельность организации [3, с. 141]. При снижении текучести организация перестанет тратить огромные средства на привлечение нового персонала, а это значит, что одна из проблем будет решена, деньги пойдут на решение других важных проблем. Все это благоприятно скажется на конкурентной позиции предприятия на рынке.

4) Научные исследования и организация конструкторских разработок значительно влияют на функциональное развитие экономических субъектов и содействуют технологическому прогрессу, превышению достоинств перед конкурентами, удовлетворению потребительского спроса и приросту прибыльных потоков.

Также можно выделить множество различных косвенных факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятия. Так, политическая ситуация бесспорно существенно воздействует на функционал хозяйственного процесса предприятия, что особенно применимо к сложившейся обстановке на территории государства [4, с. 21]. Сложившаяся политическая ситуация в государстве определяет инвестиционные потоки из-за рубежа, расширение иностранных рынков. Вместе с тем сейчас множество государственных программ для оказания помощи экономическим субъектам: субсидирование, льготное кредитование, субсидии на возмещение процентов по кредиту, гранты. Использование данных программ предприятием позволяет ему противостоять конкурентам и повышать эффективность совей деятельности.

Экономическая ситуация выступает крайне серьезным аспектом, влияющим на внутренние и внешние процессы экономического субъекта [5, с. 401]. Так, к данным причисляются стоимость акций на рынке ценных бумаг, стоимость энергетических ресурсов, курс валюты конкретной страны, инфляционная динамика, процентные ставки кредитования. На жизненный цикл большинства экономических субъектов влияет экономическая обстановка в государстве. При ее благосостоянии циклы деятельности предприятий совершенствуются, возрастает их деловая активность, в случае ее понижения –ситуация обратная.

Научно-технический прогресс существенно воздействует на общий функционал экономического субъекта. Внедрение различных нововведений технологического, электронного вида, преобразования материальных ресурсов способствуют колоссально преобразить производственный процесс при этом выпустить продукцию высокого качества без значительной эксплуатации ресурсов трудового и материального характеров. Прирост показателей научно-технического прогресса определяет решение такой проблемы как занятость населения. Следовательно, это значительно повышает конкурентоспособность предприятия.

Информационное обеспечение обосабливается в специальный фактор, поскольку последние модификации коммуникации оказывают великое воздействие на поток информационных данных предприятия. Экономические субъекты нынешнего времени напрямую связаны с непрерывным обменом информацией. Представленный фактор воздействует как на внутреннюю, так и на внешнюю среду, образуя тем самым информационный комплекс, от которого зависит будущее развитие предприятия. На отечественных предприятиях мало уделяется внимание развитию информационных продуктов и их внедрению в хозяйственную и производственную деятельность. Между тем их использование позволяет руководству любого предприятия принимать своевременные и верные управленческие решения, что положительно влияет на конкурентоспособность предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами, влияющими на конкурентоспособность предприятия, являются износ основных фондов, отсутствие квалифицированного персонала, использование научных разработок, а также экономическая и политическая ситуация в стране. В виду чего важно регулярно осуществлять анализ собственной деятельности и деятельности конкурентов, базируясь на личных преимуществах и слабых сторонах, что приведет к устойчивому существованию и прогрессивному развитию.

Список литературы

  1. Волошин А.В., Александров Ю.Л. Эволюция теорий конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке // Фундаментальные исследования. 2017. № 42. С. 330-338.
  2. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ. М.: Издательство Юрайт, 2019. 469 с.
  3. Отварухина Н.С. Управление конкурентоспособностью. М.: Издательство Юрайт, 2019. 427 с.
  4. Тарасова Т.Ф. Повышение конкурентоспособности организации // Международный научно-теоретический журнал «Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права». 2018. № 14. С. 18-21.
  5. Фелештин В. И. Современные подходы к определению понятия «конкурентоспособность предприятия» // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 3. С. 401-409.

Поделиться

8692

Кузнецова Ж. Г. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия и пути их решения // Модернизация сферы образования и науки с учетом мировых научно-технологических трендов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 июля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 67-70. URL: https://apni.ru/article/1014-problemi-povisheniya-konkurentosposobnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря