Главная
АИ #40 (222)
Статьи журнала АИ #40 (222)
Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков

Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

государственный кадастровый учет
земельные участки
правовое регулирование
права собственности
градостроительство

Аннотация статьи

Целью статьи является анализ и оценка правового регулирования государственного кадастрового учета земельных участков в Российской Федерации. Исследование охватывает эволюцию законодательства в этой области, его ключевые аспекты и актуальные изменения.

Текст статьи

Система государственного кадастрового учета земельных участков является ключевым инструментом в обеспечении устойчивого развития градостроительства и земельных отношений. Правовое регулирование данной сферы играет важную роль в обеспечении прав собственности, эффективного землепользования и решении конфликтов, связанных с земельными ресурсами.

С развитием экономики, увеличением населения и изменением природно-климатических условий встает ряд новых вызовов перед системой кадастрового учета земельных участков. Актуализация законодательства в данной области становится необходимой для адаптации к изменяющимся условиям, обеспечения прозрачности и защиты прав всех участников земельных отношений. Кроме того, в контексте роста городов и урбанизации, эффективное использование земельных ресурсов становится важным элементом устойчивого развития городской инфраструктуры и жизненного пространства граждан. Таким образом, изучение и совершенствование правового регулирования государственного кадастрового учета земельных участков является актуальной задачей, направленной на обеспечение эффективного управления земельными ресурсами и гармоничного развития общества.

Кадастровый учет, как система процедур, связанных с формированием земельных участков, служит основным методом индивидуализации земельных участков как объектов недвижимости, которые могут быть проданы. Этот процесс включает присвоение кадастровых номеров для облегчения их идентификации при государственной регистрации прав собственности и сделок с ними.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218 «О государственной регистрации недвижимости», и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, наряду с Положением о ведении Единого государственного реестра, утвержденное приказом Росреестра № Согласно П/0450 от 10 мая 2017 г., центральный аппарат Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Департамент ЕГРН) осуществляет государственный кадастровый учет и/или государственную регистрацию прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных в нескольких кадастровых округах [1].

Нормативная база, регулирующая осуществление государственного кадастрового учета земельных участков, вытекает из различных кодексов Российской Федерации, в том числе касающихся земельных отношений, градостроительства, жилищного строительства, гражданских дел и водных ресурсов. Кроме того, этому способствуют федеральные законы, такие как Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями от 30 декабря 2020 года.

Обилие нормативных правовых актов, каждый из которых имеет свой характер и содержание, потенциально может привести к возникновению противоречий между правовыми нормами. Таким образом, рекомендации по всестороннему пересмотру законодательной базы в области землеустройства и кадастра, направленные на создание полнофункционального Единого государственного реестра недвижимости, представляются обоснованными.

В целом, правовая база, регулирующая кадастровые отношения в Российской Федерации, обширна и многогранна и включает в себя различные законодательные документы, включая Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерства экономического развития Российской Федерации, и другие нормативные правовые акты.

Формирование этой нормативной базы началось со значительных законодательных вех, в частности, с принятия ключевых законов, таких как Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» в 2000 году, Земельный кодекс [2, с. 261], Федеральный закон «О землеустройстве» в 2001 году и Градостроительный кодекс в 2004 году.

Ныне утративший силу Федеральный закон № 28-ФЗ от 2 января 2000 года ознаменовал собой поворотный момент в создании системы регистрации земельных участков в стране. Этот закон ввел такие понятия, как государственный земельный кадастр и государственный кадастровый учет земельных участков, а также определил такие термины, как земельный участок, территориальная зона и процедуры межевания. В законе изложены цели и принципы ведения кадастра, подчеркивающие единство, непрерывность и прозрачность кадастровой информации [4, с. 63].

Федеральный закон № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года заложил правовую основу для современной системы кадастра недвижимости. Этот закон регулировал ведение государственного кадастра недвижимости, учет недвижимого имущества и земельных участков, а также определял правила кадастровой деятельности, регулирующие кадастровые правоотношения.

Федеральный закон № 361-ФЗ от 3 июля 2016 года внес изменения в правовое поле, переименовав Закон 221-ФЗ в «О кадастровой деятельности» и введя положения о деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Этот закон направлен на создание конкурентной среды в сфере кадастровой деятельности, повышение эффективности и профессионализма в этой области.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2017 года, представляет собой комплексный нормативный акт, охватывающий как кадастровый учет, так и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Он направлен на создание единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимости, упрощение процедур и содействие переходу на электронный учет под эгидой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) [3].

Таким образом, правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков – это динамичный процесс, определяемый меняющимися потребностями общества и сложностями управления земельными ресурсами. Благодаря надежной нормативной базе и постоянному обновлению законодательства предпринимаются усилия по обеспечению прозрачности, эффективности и справедливости процессов, связанных с землей. Федеральные законы, такие как № 218-ФЗ, служат основой в этом начинании, направленном на гармонизацию процедур, защиту прав собственности и содействие переходу на модернизированные электронные системы ведения учета. По мере развития общества продолжающийся пересмотр и совершенствование законодательной базы будет по-прежнему иметь жизненно важное значение для решения возникающих проблем и поощрения практики устойчивого землепользования на благо нынешнего и будущих поколений.

Список литературы

  1. Воскресенская Е.В., Шаряпова Э.А. проблемы правового регулирования государственного кадастрового учета земельных участков // Colloquium-journal. 2020. № 3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-gosudarstvennogo-kadastrovogo-ucheta-zemelnyh-uchastkov (дата обращения: 22.05.2024).
  2. Георги И.В. Отдельные вопросы кадастрового учета земельных участков / И.В. Георги. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 20 (310). – С. 261-263. – URL: https://moluch.ru/archive/310/70173/ (дата обращения: 22.05.2024).
  3. Ермакова Н.В., Зубова Е.Б. Нормативно-правовая основа кадастровой деятельности и процедуры межевания земельных участков в Российской Федерации // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2018. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovaya-osnova-kadastrovoy-deyatelnosti-i-protsedury-mezhevaniya-zemelnyh-uchastkov-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 22.05.2024).
  4. Никулина М.К. Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков / М.К. Никулина // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения: Сборник материалов LV Студенческой научно-практической конференции, Тюмень, 17–19 марта 2021 года. – Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. – С. 446-448. – EDN KDWTBW.

Поделиться

266

Орлова Л. С. Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков // Актуальные исследования. 2024. №40 (222). Ч.II.С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/10146-pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennogo-kadastrovogo-ucheta-zemelnyh-uchastkov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря