Главная
Конференции
Современные тенденции развития науки и образования: вызовы и перспективы
Технология «Гость группы» как средство ранней профориентации дошкольников

Технология «Гость группы» как средство ранней профориентации дошкольников

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профориентация
ранняя профориентация
технология «Гость группы»

Аннотация статьи

В статье рассмотрены вопросы ранней профориентации дошкольников через использование технологии «Гость группы», позволяющей знакомить детей с различными профессиями родителей.

Текст статьи

В настоящее время профориентация является одним из важных направлений в работе дошкольных образовательных учреждений. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования, в ФГОС ДО в области «Социально-коммуникативное развитие» отражены задачи по формированию у дошкольников позитивных установок к различным видам труда и творчества. Успешное решение этих задач возможно при создании необходимых условий, способствующих воспитанию ценностного отношения к труду взрослых и собственному труду, развитию детского творчества, способности ребенка реализовать себя в различных видах труда.

Для этого очень важно развивать у дошкольников интерес к различным профессиям взрослых, знакомить с современными профессиями, востребованными в обществе. Детский сад является первоначальным звеном в системе формирования профориентации детей.

Под профориентационной работой с детьми дошкольного возраста следует понимать целенаправленный процесс формирования осознанного отношения к сфере профессий взрослых, основу которого составляет система знаний и представлений о необходимости и назначении профессии в социуме, сущности и содержании труда, профессионально значимых и нравственных качествах человека, применении орудий труда или специальной техники.

Понятие «ранняя профориентация» – новое в дошкольной педагогике, им обозначается специальное направление образовательной работы, нацеленной на развитие познавательного отношения к миру профессий, желания проявить свои способности и силы в разных видах деятельности. В ходе ознакомления с профессиями дошкольники не только расширяют знания и кругозор, но и овладевают практическими умениями и навыками, начинают уважительно относиться к труду взрослых и результатам их труда, проявляют ранний интерес к определенным сферам деятельности [6, с. 141-146].

Цель ранней профориентации в ДОУ: расширение знаний у детей дошкольного возраста о мире профессий и формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Проблема ранней профориентации рассматривается сегодня как стратегически важная задача, в успешном решении которой заинтересованы две стороны: государство и человек, стремящийся найти работу, которая приносит моральное и материальное удовлетворение.

Теоретические основы исследования проблемы ранней профориентации в трудах следующих ученых: Н. С. Пряжникова – о роли профориентационных игр в системе трудовой деятельности; И. С. Кона – о психологии развития профессионального самоопределения; Е. В. Яновицкая – о многоуровневом подходе к обучению; В. С. Лазарева, Н. В. Коноплина – о личностно-ориентированном процессе обучения; А. Н. Леонтьев, А. В. Бакушинский – теория личности человека и его творческой активности; А. Маслоу, К. Роджерс – идеи, определяющие способность человека к саморазвитию и самоактуализации; В. Давыдов – теоретические положения о развитии психических процессов личности [6, с. 141-146].

В рамках преемственности по профориентации дошкольное образовательное учреждение является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

Результаты мониторинга образовательной и самостоятельной деятельности дошкольников показали, что уже к 4–5 годам дети проявляют интерес к профессиям своих родителей, близких, сотрудников детского сада. С целью определения начального уровня сформированности представлений о профессиях у детей средней группы использовали методику Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых» [5].

По результатам мониторинга выявлен недостаточный уровень сформированности у дошкольников представлений о профессиях взрослых: у 20% сформирован высокий уровень, у 30% – средний уровень, у 50% – выявлен низкий уровень.

Анализ анкетирования родителей выявил следующие результаты: 55% опрошенных считают необходимым знакомить своего ребенка с профессиями членов семьи, близких людей, 30% нуждаются в практической помощи: как это сделать познавательно, интересно и доступно для детей, 15% считают, что решение этой задачи в детском саду не актуально и преждевременно.

Проведенный анализ результатов мониторинга и анкетирования нацелил педагогов ДОУ на поиск современных эффективных технологий, форм и методов, направленных на формирование у детей дошкольного возраста базовых знаний о профессиях, интереса к результатам труда, а у родителей повышение мотивации к ознакомлению детей с различными видами труда и его ценности в жизни человека.

Необходимость создания эффективных условий для развития профориентации у дошкольников привели к мысли о целесообразности использования и внедрения в образовательный процесс технологии «Гость группы».

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед) [1].

В. И. Логинова делает упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду [4].

Л. В. Куцакова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности [3].

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство положительного отношения к труду взрослых, возможны разнообразные подходы: пример для подражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», приоритетной задачей работы образовательного учреждения, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». В соответствии с этим одной из задач, стоящих перед педагогами образовательного учреждения, является активное привлечение родителей в образовательный процесс, как одно из важнейших условий воспитания и развития детей. Поэтому перед педагогами ДОУ встала проблема поиска новых инновационных форм работы с родителями с целью включения их в данный процесс.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями, способствующей сближению детей, родителей и педагогов является технология «Гость группы». Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессий родителей; вносят в жизнь дошкольников радость от общения с родителями, гордость за них, уважение к людям труда. Родители имеют возможность примерить на себя роль воспитателя, попробовать как иногда сложно увлечь детей чем-то, удерживать их внимание на протяжении всего мероприятия. В ходе таких встреч родители могут не только рассказать, но и наглядно показать свой труд, доступно комментируя собственные действия.

«Гость группы» – это технология, реализация которой связана с опытом образовательной организации и с учетом рекомендаций Н. В. Гришаевой [4]. Цель технологии – включение родителей в жизнь детского сада через предоставление широких возможностей для реализации их потребностей и интересов.

Это одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями, поскольку «живой» пример родителей – наилучший способ формирования у детей представлений о многообразии профессий. Дошкольники могут непосредственно наблюдать способы выполнения действий в той или иной профессии, задавать вопросы и даже участвовать в отдельных простейших операциях [2].

Воспитательный результат технологии «Гость группы» зависит не столько от подбора профессий, с которыми знакомят детей, сколько от степени их заинтересованности той или иной деятельностью взрослых. Например, в ходе встречи с бухгалтером-кассиром дети узнают, что такое кассовый аппарат, банковские карты, электронные платежи, сканер штрих кода, сейф, ультрафиолетовый детектор, инкассаторская машина, банкноты, и т. д.; как «работают» деньги, как нужно их экономить и приумножать.

С целью повышения эффективности использования технологии «Гость группы была выстроена следующая система работы: приближение дошкольников к труду взрослых; знакомство с профессиями родителей; совместная деятельность взрослых и детей по расширению знаний о видах труда и связи результатов деятельности людей различных профессий.

Алгоритм введения технологии «Гость группы»:

  1. Сюрпризный момент (родитель встречает детей);
  2. Снятие у детей эмоционального напряжения (родитель приветствует детей и предлагает поучаствовать в познавательно-игровой программе);
  3. Постановка перед детьми игровой задачи. Гость рассказывает о своей профессии, загадывает интересные игры-загадки, проводит разминку: ритмическая гимнастика под музыку, играет в игры, в ходе которых дети принимают на себя определенную роль профессии (продавец, повар, врач);
  4. Итог, по завершению мероприятия дети получают алгоритмы (например, как правильно чистить зубы или приготовить салат).

При решении задач ранней профориентации работа строилась с использованием разнообразных форм и методов: наглядных, словесных и практических.

Этапы работы по введению технологии «Гость группы» в образовательную деятельность:

I этап: создание развивающей предметно-пространственной среды.

II этап: приближение детей к труду взрослых.

Технология «Гость группы» позволила повысить интерес детей и активность некоторых родителей и открыть их педагогический потенциал, укрепить педагогические знания и навыки во взаимодействии с детьми. Результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в структуре игры, но и в самом содержании материала.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий и одной из таких технологий является «Гость группы».

Результаты повторного мониторинга показали положительную динамику в сформированности представлений детей о труде взрослых и отношении к нему, а также эффективности используемой технологии «Гость группы» в формировании отношений родителей (законных представителей) к знакомству детей с ранней профориентацией.

Список литературы

  1. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром [Текст]. Учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. – М.: Инфра-М, 2016. – 146 с.
  2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014. – 52 с.
  3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 3–7 лет [Текст] / Л.В. Куцакова. – М: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.
  4. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации [Текст] / Гришаева Н.П. Методическое пособие – М.: Вента Граф, 2015. – 128 с.
  5. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений. [Текст] /Г.А. Урунтаева – М.: Академия, 1997. – 425 с
  6. Швейд Е.Н., Михайлова Н.Л., Повзун В.Д. Организационно-педагогическое условие ранней профориентации в дошкольном возрасте // Человеческий капитал № 6. С. 141-146.

Поделиться

230

Сердюкова А. В. Технология «Гость группы» как средство ранней профориентации дошкольников // Современные тенденции развития науки и образования: вызовы и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 88-92. URL: https://apni.ru/article/10152-tehnologiya-gost-gruppy-kak-sredstvo-rannej-proforientacii-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря