Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: краткосрочный.
Срок реализации: октябрь.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители и педагог.
Цель проекта: познакомить детей со злаковыми растениями (пшеницей), расширить представления детей о многообразии использования пшеничного колоска в жизни человека ее изделиями, процессом выращивания и изготовления хлеба, формировать основы экологической культуры у детей через различные виды деятельности, бережное отношение к хлебу.
Задачи проекта:
Образовательные: формирование знаний о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий; формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола; закрепить приемы лепки, рисования, аппликации, конструирования; формировать у детей чувство патриотизма.
Развивающие: развивать творческие способности детей в изобразительной деятельности; продолжать работу над развитием связной речи; формировать умение отвечать на вопросы; продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; развивать любознательность, познавательный интерес, воображение, память, мышление; способствовать развитию детской любознательности; побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Воспитательные: воспитывать у детей чувства уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу, природе родного края в целом, и рационального вмешательства человека в природу; воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие, любовь к русским традициям; воспитывать коммуникабельность, активность, самостоятельность, дружелюбие, умение играть в группах, слушать друг друга.
Объект исследования: мука и её свойства.
Методы исследования: наглядные, словесные, игровые и практические (наблюдения, беседы, игры, чтение художественной литературы).
Предмет исследования: свойства муки.
Актуальность проекта: Хлеб на Руси издавна пользовался огромным уважением и почетом. От того, каким будет урожай пшеницы и ржи, зависела жизнь миллионов людей. И в сознании человеческий хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.
Мы видим, как дети сейчас относятся к хлебу. Они имеют недостаточно представлений о том, что такое зерновые культуры, где и как они растут, как за ними ухаживают и что из них получают. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы, а задания с рассуждением и выводами вызывают у детей затруднения.
Человек – часть природы, и он должен беречь и уважать окружающий мир. В связи с этим особенно важно воспитывать у детей любовь к Родине, её традициям и обычаям, уважение к людям труда, любовь к природе родного края. Воспитание уважительного отношения к хлебу насущному – это одна из ступеней духовно – нравственного становления наших детей.
Предполагаемые результаты: Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей об этой культуре, расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб: почувствовать красоту и щедрость родной земли, развить связную речь, творческие способности детей, экспериментально-поисковую деятельность.
Таблица
План по реализации проекта
Этапы | Содержание совместной деятельности детей и взрослых и организация самостоятельной деятельности детей |
Подготовительный | 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта. 3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин. 4. Вовлечение родителей в процесс решения поставленных задач. |
Основной | 1. Беседа: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?» Цель: познакомить детей с тем, что пшеница – это злаковая культура, из которой получают муку, 2. Беседа: «Откуда хлеб пришел» Цель: познакомить с техникой, которая работает на полях, профессиями людей, которые выращивают и производят хлеб. 3. Беседа: «Берегите хлеб» Цель: учить бережно относиться к хлебу, как результату чужого труда. 4. Беседа: «Откуда берут манную кашу?» Цель: Обогатить знания детей о том, что манная крупа – это продукт пшеницы. 5. Просмотр презентации «Пшеница- царица полей» Цель: обогатить представления детей о колоске и пшенице 6. Виртуальная экскурсия на мельницу. 7. Рассматривание сюжетных картинок «Откуда хлеб пришел? Цель: Развитие связной речи и последовательности рассказа. 8. П/и «Чье зерно скорее соберется?» Цель: ознакомление с названием зерен растений: овес, пшеница, развитие ловкости детей. 9. Хороводная игра: «Каравай» Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность 10. Дид. игры: «Назови ласково» Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 11. П/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Цель: учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность. 12. Д/и «Назови профессию» Цель: закреплять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба. 13. Д/и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий» Цель: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас. 14. Д/и «Что сначала, что потом» Цель: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь. 15. Чтение художественной литературы «Колобок» русская народная сказка «Колосок» украинская сказка «Как волк вздумал хлеб печь» литовская сказка Чтение и разучивание пословиц и поговорок о хлебе Отгадывание задок Чтение М. Глинская «Хлеб» 16. Экспериментальная деятельность «Получение клейстера» «Соленое тесто» «Мука растворяется в воде» «Просеивание муки» 17. Материал для самостоятельной детской деятельности Настольно-печатная игра «Разрезные картинки» (продукты из пшеницы) Цель: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание. «Игры на развитие сенсорно-моторных качеств» Цель: Закрепление навыка закрашивания в контуре, развитие детей изделий из пшеницы. Обведение и штриховка трафаретов «Крендельки – баранки» 18. Просмотр презентации «Как хлеб на стол пришел» Цель: расширить представления о том, откуда появляются хлебобулочные изделия. 19. Виртуальная экскурсия на хлебозавод(пекарню) 20. Художественное творчество: Лепка: «Кондитерские изделия» Аппликация: «Золотая пшеничка» (нетрадиционный метод аппликации из салфеток, путем скатывания) Рисование: «Каравай» Конструирование из строительного материала: «Хлебоуборочная техника», «Зернохранилище» |
Заключительный | Продукт: изготовление альбома «Путь хлеба» Выставка детского творчества Участие родителей в подготовке и проведении досуга «Чайные посиделки» (подготовка выпечки совместно с детьми дома) |
Вывод
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлечение родителей к образовательному процессу в детском саду.