Проект «Во поле, во широком, уродился наш хлебушек»

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

проект
любовь к Родине
традиции
обычаи
польза хлеба

Аннотация статьи

Данный познавательно-творческий проект, рассчитанный на старшую группу воспитанников детского сада, направлен на ознакомление детей со злаковыми растениями, в частности пшеницей, и процессом изготовления хлеба. В течение октября дети, родители и педагоги совместно будут изучать путь хлеба от поля до стола, расширяя знания о хлебобулочных изделиях, профессиях, связанных с выращиванием и производством хлеба, а также развивая экологическую культуру и уважение к труду. Проект включает разнообразные виды деятельности: беседы, игры, виртуальные экскурсии, эксперименты, творчество (рисование, лепка, аппликации), что способствует развитию речи, мышления, творческих способностей, и обогащению словарного запаса детей.

Текст статьи

Тип проекта: познавательно – творческий.

Вид проекта: краткосрочный.

Срок реализации: октябрь.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители и педагог.

Цель проекта: познакомить детей со злаковыми растениями (пшеницей), расширить представления детей о многообразии использования пшеничного колоска в жизни человека ее изделиями, процессом выращивания и изготовления хлеба, формировать основы экологической культуры у детей через различные виды деятельности, бережное отношение к хлебу.

Задачи проекта:

Образовательные: формирование знаний о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий; формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола; закрепить приемы лепки, рисования, аппликации, конструирования; формировать у детей чувство патриотизма.

Развивающие: развивать творческие способности детей в изобразительной деятельности; продолжать работу над развитием связной речи; формировать умение отвечать на вопросы; продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; развивать любознательность, познавательный интерес, воображение, память, мышление; способствовать развитию детской любознательности; побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и детьми.

Воспитательные: воспитывать у детей чувства уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу, природе родного края в целом, и рационального вмешательства человека в природу; воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие, любовь к русским традициям; воспитывать коммуникабельность, активность, самостоятельность, дружелюбие, умение играть в группах, слушать друг друга.

Объект исследования: мука и её свойства.

Методы исследования: наглядные, словесные, игровые и практические (наблюдения, беседы, игры, чтение художественной литературы).

Предмет исследования: свойства муки.

Актуальность проекта: Хлеб на Руси издавна пользовался огромным уважением и почетом. От того, каким будет урожай пшеницы и ржи, зависела жизнь миллионов людей. И в сознании человеческий хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

Мы видим, как дети сейчас относятся к хлебу. Они имеют недостаточно представлений о том, что такое зерновые культуры, где и как они растут, как за ними ухаживают и что из них получают. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы, а задания с рассуждением и выводами вызывают у детей затруднения.

Человек – часть природы, и он должен беречь и уважать окружающий мир. В связи с этим особенно важно воспитывать у детей любовь к Родине, её традициям и обычаям, уважение к людям труда, любовь к природе родного края. Воспитание уважительного отношения к хлебу насущному – это одна из ступеней духовно – нравственного становления наших детей.

Предполагаемые результаты: Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей об этой культуре, расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб: почувствовать красоту и щедрость родной земли, развить связную речь, творческие способности детей, экспериментально-поисковую деятельность.

Таблица

План по реализации проекта

ЭтапыСодержание совместной деятельности детей и взрослых и организация самостоятельной деятельности детей
Подготовительный

1.  Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.  Подбор методической литературы для реализации проекта.

3.  Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин.

4.  Вовлечение родителей в процесс решения поставленных задач.

Основной

1. Беседа: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

Цель: познакомить детей с тем, что пшеница – это злаковая культура, из которой получают муку,

2. Беседа: «Откуда хлеб пришел»

Цель: познакомить с техникой, которая работает на полях, профессиями людей, которые выращивают и производят хлеб.

3. Беседа: «Берегите хлеб»

Цель: учить бережно относиться к хлебу, как результату чужого труда.

4. Беседа: «Откуда берут манную кашу?»

Цель: Обогатить знания детей о том, что манная крупа – это продукт пшеницы.

5. Просмотр презентации «Пшеница- царица полей»

Цель: обогатить представления детей о колоске и пшенице

6. Виртуальная экскурсия на мельницу.

7. Рассматривание сюжетных картинок «Откуда хлеб пришел?

Цель: Развитие связной речи и последовательности рассказа.

8. П/и «Чье зерно скорее соберется?»

Цель: ознакомление с названием зерен растений: овес, пшеница, развитие ловкости детей.

9. Хороводная игра: «Каравай»

Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность

10. Дид. игры: «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

11. П/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель: учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

12. Д/и «Назови профессию»

Цель: закреплять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

13. Д/и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Цель: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.

14. Д/и «Что сначала, что потом»

Цель: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.

15. Чтение художественной литературы

«Колобок» русская народная сказка

«Колосок» украинская сказка

«Как волк вздумал хлеб печь» литовская сказка

Чтение и разучивание пословиц и поговорок о хлебе

Отгадывание задок

Чтение М. Глинская «Хлеб»

16. Экспериментальная деятельность

«Получение клейстера»

«Соленое тесто»

«Мука растворяется в воде»

«Просеивание муки»

17. Материал для самостоятельной детской деятельности

Настольно-печатная игра «Разрезные картинки» (продукты из пшеницы)

Цель: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.

«Игры на развитие сенсорно-моторных качеств»

Цель: Закрепление навыка закрашивания в контуре, развитие детей изделий из пшеницы.

Обведение и штриховка трафаретов «Крендельки – баранки»

18. Просмотр презентации «Как хлеб на стол пришел»

Цель: расширить представления о том, откуда появляются хлебобулочные изделия.

19. Виртуальная экскурсия на хлебозавод(пекарню)

20. Художественное творчество:

Лепка: «Кондитерские изделия»

Аппликация: «Золотая пшеничка» (нетрадиционный метод аппликации из салфеток, путем скатывания)

Рисование: «Каравай»

Конструирование из строительного материала:

«Хлебоуборочная техника», «Зернохранилище»

Заключительный

Продукт: изготовление альбома «Путь хлеба»

Выставка детского творчества

Участие родителей в подготовке и проведении досуга «Чайные посиделки» (подготовка выпечки совместно с детьми дома)

Вывод

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлечение родителей к образовательному процессу в детском саду.

Список литературы

  1. Бучек А.А. «Здравствуй, мир Белогорья»: программно-методическое пособие по познавательному развитию детей дошкольного возраста – под ред. А.А. Бучек, Л.В. Серых, О.В. Пастюк. – 2 изд. –Белгород ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021.
  2. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» / Педагогическое общество России, Москва 2018.
  3. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

Поделиться

73

Скочко М. А. Проект «Во поле, во широком, уродился наш хлебушек» // Современные тенденции развития науки и образования: вызовы и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 октября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/10157-proekt-vo-pole-vo-shirokom-urodilsya-nash-hlebushek

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября