Российская Федерация – самое значительное по площади и объемам используемых земельных ресурсов государство в мире. Вместе с тем обширность территорий сама по себе не является благоприятным фактором социально-экономического развития.
В современных условиях развития градостроительства важным аспектом является эффективное государственное регулирование отношений в сфере использования земель. Комплексные меры, направленные на упорядочение земельных отношений, способствуют не только рациональному использованию земельных ресурсов, но и обеспечению устойчивого развития территорий.
Одним из ключевых элементов государственного регулирования является разработка четкой правовой базы, которая включает в себя специальные нормы, регулирующие вопросы землепользования и застройки. Это должно способствовать созданию справедливой системы распределения земель, гарантируя права граждан и юридических лиц на использование земельных участков.
Не менее значимой является деятельность органов местного самоуправления, которые играют критическую роль в реализации градостроительных планов. Важно, чтобы они имели инструменты для контроля за использованием земель и могли оперативно реагировать на нарушения. Государственная поддержка проектов, направленных на улучшение городской инфраструктуры, также являются неотъемлемой частью системного подхода к земельным отношениям. Таким образом, комплексное регулирование позволит создать благоприятные условия для осуществления градостроительной деятельности.
Разработке вопросов, касающихся правовых и практических вопросов государственного регулирования отношений в сфере использования земель в градостроительстве, уделено внимание в работах ученых, таких как: Л. В. Аверина, И. С. Мямина, Н. В. Данилова, Э. С. Москвитина, Е. С. Терди и др.
Целью настоящей статьи является исследование мер государственного регулирования отношений в сфере использования земель в градостроительстве.
Государственное регулирование отношений в сфере использования земель в градостроительстве является ключевым элементом эффективного управления территорией. Основная цель таких мер заключается в обеспечении рационального использования земельных ресурсов, а также в сохранении экологического баланса и улучшении качества жизни граждан.
Новый подход к государственному контролю был закреплен в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [3]. Переход к предупредительной системе был связан с увеличением числа контролируемых субъектов, а также с необходимостью оптимизации содержания государственного и муниципального аппарата. В результате проведенных реформ и закрепления риск-ориентированного подхода стал активно распространяться юридический комплаенс как система действий, основанных на законодательно закрепленных правилах поведения, направленная на предотвращение или снижение негативных последствий [4, c. 55]. Государство переняло опыт коммерческих структур и само создало проактивную предупредительную систему анализа деятельности контролируемых лиц и разработало перечень действий [5, c. 12]. В результате появился публичный юридический комплаенс, который был направлен на предотвращение посягательств на охраняемые законом ценности [6, c. 74].
Сфера земельного надзора была реформирована уже в 2021 г. профильным Постановлением Правительства, в котором установлены критерии отнесения к категории риска, а также разграничение земель. Однако данный подход привел к нескольким системным ошибкам [6, c. 76].
Первая заключалась в том, что земельный надзор фактически осуществлялся несколькими органами: Росреестром, Россельхознадзором и Росприроднадзором, каждый из которых руководствовался своими правилами. В результате возникла излишняя урегулированность одних категорий земель (например, сельскохозяйственного назначения), когда другим не было уделено достаточно внимания. Явным примером выступают земли особо охраняемых территорий и объектов [6, c. 77].
Л. В. Аверина, И. С. Мямина отмечают, что «проблема отсутствия законодательного регулирования правил включения земель курортов в состав особо охраняемых территорий и наличие явных пробелов в вопросах надзора. Авторы указывают на наличие противоречивых административных стандартов в части контроля и отнесения земель к особо охраняемым» [7, c. 5].
Другим ярким примером служат земли историко-культурного назначения. Охрана данных земель необходима, так как они сохраняют историческую память России, способствуют патриотическому воспитанию поколений. Существующее законодательство в этой сфере сильно перегружено различными законами и подзаконными актами, которые регулируют непосредственно связанные вопросы, например правовой режим объектов культурного наследия.
В ст. 99 ЗК РФ закреплен закрытый перечень земель, которые относятся к землям историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения данных земель не допускается. Они ограничены в обороте согласно ст. 27 ЗК РФ, тем не менее могут находиться в частной собственности.
Стоит отметить, что несмотря на большое количество нормативных правовых актов, на практике именно земли объектов культурного наследия Российской Федерации вызывают самое большое количество споров. Очевидно, что в настоящее время существует необходимость внести изменения в законодательство, которые исключали бы неопределенность [8, c. 50].
С учетом изложенного, стоит отметить, что в настоящее время законодателем должны быть предприняты меры по правовому урегулированию недопущения ограничений прав собственности в целях сохранения объектов культуры и истории. В каждом конкретном случае должны быть соблюдены конституционные принципы разумности, соразмерности и справедливости.
В настоящее время также необходимо расширение механизмов публичного участия граждан в процессах планирования и принятия решений в сфере земельных отношений. Участие общества в формировании градостроительной политики способствует повышению прозрачности и ответственности властей, что, в свою очередь, укрепляет доверие граждан к государственным институтам [9, c. 170].
Важным шагом на пути к эффективному управлению земельными ресурсами является обучение и информирование населения о правах и обязанностях в сфере землепользования. Создание образовательных программ, семинаров и воркшопов позволит гражданам лучше понимать актуальные вопросы и процессы, связанные с земельными отношениями. В результате повысится активность населения в участии в обсуждениях и принятии решений, что будет способствовать более демократичному и открытому процессу [10, c. 249].
Также необходимо обратить внимание на экологические аспекты землепользования. Принятие решений в этой сфере должно основываться не только на экономических, но и экологических критериях. Сохранение природных ресурсов и их рациональное использование являются залогом здоровья современных и будущих поколений. Реализация программ по озеленению и восстановлению экосистем будет способствовать улучшению качества городской среды.
Наконец, важным элементом успешной реализации данных инициатив является наличие механизмов обратной связи. Граждане должны иметь возможность выражать свои мнения и получать ответы от властей. Это создаст атмосферу взаимного уважения и повысит уровень участия населения в общественной жизни, что в конечном итоге улучшит качество управления земельными ресурсами и градостроительной политики.
Создание институтов общественного контроля может стать эффективным инструментом для выявления и предотвращения неправомерных действий в области землепользования [11, c. 83].
Также следует отметить, что развитие цифровых технологий может значительно упростить процессы управления земельными ресурсами. Внедрение информационных систем, позволяющих отслеживать использование земель и получать актуальную информацию о находящихся в собственности участках, может повысить эффективность работы органов местного самоуправления и разрешительных структур. Это позволит не только сократить сроки рассмотрения заявок, но и улучшить доступность информации для граждан.
Наконец, успешная реализация комплексного подхода к государственному регулированию земельных отношений требует совместных усилий как государственных, так и частных структур.
Таким образом, эффективное государственное регулирование земельных отношений в градостроительстве требует комплексного подхода, включающего как правовые, так и практические аспекты. Это позволит создать оптимальные условия для развития городской инфраструктуры и обеспечения прав граждан на использование земель.
В заключение, можно отметить, что вопросы государственного регулирования отношений в сфере использования земель в градостроительстве являются значимой и актуальной темой, требующей серьезного изучения и анализа.
Представляется, что действия органов государственной власти и местного самоуправления должны быть ориентированы на полноту правового регулирования, а надзорные мероприятия органов прокуратуры - на системную оценку правовых актов в сфере градостроительной деятельности и на принятие превентивных мер в целях недопущения нарушений требований законодательства, а также на пресечение действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение прав субъектов градостроительных правоотношений [11, c. 83].