Главная
АИ #40 (222)
Статьи журнала АИ #40 (222)
К вопросу о понятии коммерческого юридического лица по законодательству России и...

К вопросу о понятии коммерческого юридического лица по законодательству России и зарубежных стран

Научный руководитель

Лисаускайте Валентина Владо

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

коммерческое юридическое лицо
коммерческая организация
юридическое лицо
гражданское законодательство
предприятие

Аннотация статьи

В статье проанализированы подходы к определению коммерческого юридического лица по законодательству России и зарубежных стран. Проанализированы разновидности коммерческих организаций в российском и зарубежном законодательстве. Сделан вывод о различности подходов к определению коммерческих организаций в законодательстве Китая, России и Вьетнама.

Текст статьи

Категория юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений является динамически развивающимся институтом современного гражданского права, что подтверждается анализом законодательства. В частности, в нормы, регулирующие статус юридических лиц, за последние годы внесен ряд изменений, касающихся как определения юридического лица [6], правоспособности юридического лица [5], так и легального разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие [4].

Следует отметить, что повышенный интерес к градации юридических лиц и определению особенностей их статуса не только со стороны законодателя, указанное обуславливается и большим количеством исследований с теоретических позиций. Особое внимание уделяется статусу коммерческих юридических лиц не только в разрезе национального правового регулирования, но и в сравнительно-правовом аспекте.

Так, согласно части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации [3] под коммерческими юридическими лицами следует понимать организацию, основной целью деятельности которой выступает извлечение прибыли. При этом, в силу части 2 названой статьи закон предписывает закрытый перечень организационно-правовых форм таких лиц:

  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия.

Следует согласиться с мнением авторов, которые отмечают, что коммерческий признак деятельности организации представляет собой санкционированный со стороны государства способ осуществления предпринимательской деятельности, требующий оформления соответствующей финансово-юридической отчетности [1, с. 56].

В российско-правовой доктрине выделяется ряд признаков, характеризующих коммерческие организации:

  • как и любое юридическое лицо, обладает возможностью приобретения, осуществления гражданских прав и обязанностей;
  • обладает правом собственности на имущество, состоящее из вкладов в зависимости от разновидности коммерческой организации, а также из результатов предпринимательской деятельности. Исключение составляют унитарные предприятия;
  • члены коммерческой организации несут ответственность имуществом;
  • осуществляет предпринимательскую деятельность под фирменным наименованием в строгом соответствии с учредительными документами;
  • обладают элементами общей правоспособности, что является необходимым для реализации предпринимательской деятельности.

Сравнивая статус коммерческих организаций в России и зарубежных странах, необходимо отметить следующее. Гражданское законодательство Китая не предусматривает для коммерческих лиц статуса юридического лица, при этом градация организаций на коммерческие и некоммерческие также не устанавливается. По общему правилу применяется формулировка «предприятие». При этом, в соответствии с китайским законодательством «предприятие» рассматривается в двух смыслах: широком и узком. Первый подразумевает все коммерческие организации вне зависимости от приобретения статуса юридического лица, второй – единоличные торговые и сельские подрядные хозяйства. Китайское законодательство предусматривает следующие разновидности:

  • государственные предприятия;
  • коллективные предприятия;
  • кооперативные предприятия на паях;
  • компании с ограниченной ответственностью;
  • акционерные компании с ограниченной ответственностью;
  • товарищества;
  • совместные предприятия с иностранным капиталом;
  • кооперационные совместные предприятия;
  • китайско-иностранные акционерные предприятия.

Гражданское законодательство Вьетнама, напротив, содержит требование об обладании коммерческой организации статусом юридического лица, при этом должно выполняться несколько условий:

  • основополагающая цель – извлечение прибыли;
  • распределение прибыли между членами организации.

Вьетнамское законодательство называет коммерческие организации предприятиями, кооперативами, хозяйственными организациями и т. п. При этом имущество таких организаций находится в различных формах собственности, но, в первую очередь, на частных началах [2, с. 79].

Таким образом, анализ действующего российского и зарубежного законодательства позволяет сделать вывод о различном подходе законодателя к определению статуса коммерческих организаций. Вьетнамское законодательство, подобно российскому, содержит требование об обладании коммерческой организации статусом юридического лица, что предполагает распространение всех элементов последнего, законодательство Китая, напротив, не предъявляет требований к наличию статуса юридического лица, а содержит подход, согласно которому деление на коммерческие и некоммерческие организации и вовсе отсутствует, а коммерческая деятельность присуща предприятиям.

Список литературы

  1. Алхатеми Ф.А.Д. Правовой статус коммерческих организаций / Алхатеми Ф.А.Д. // Аграрное и земельное право. – 2020. – № 12(192). – С. 56-58.
  2. Буй Ш.Н. Уголовная ответственность коммерческих юридических лиц по законодательству Вьетнама: диссертация к.ю.н. – М., 2022. – 193 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  4. О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 31 (Часть I). – Ст. 4766.
  5. О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 06.04.2015 № 80-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 14. – Ст. 2020.
  6. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 19. – Ст. 2304.

Поделиться

205

Балыкин М. В. К вопросу о понятии коммерческого юридического лица по законодательству России и зарубежных стран // Актуальные исследования. 2024. №40 (222). Ч.II.С. 23-25. URL: https://apni.ru/article/10172-k-voprosu-o-ponyatii-kommercheskogo-yuridicheskogo-lica-po-zakonodatelstvu-rossii-i-zarubezhnyh-stran

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря