Категория юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений является динамически развивающимся институтом современного гражданского права, что подтверждается анализом законодательства. В частности, в нормы, регулирующие статус юридических лиц, за последние годы внесен ряд изменений, касающихся как определения юридического лица [6], правоспособности юридического лица [5], так и легального разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие [4].
Следует отметить, что повышенный интерес к градации юридических лиц и определению особенностей их статуса не только со стороны законодателя, указанное обуславливается и большим количеством исследований с теоретических позиций. Особое внимание уделяется статусу коммерческих юридических лиц не только в разрезе национального правового регулирования, но и в сравнительно-правовом аспекте.
Так, согласно части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации [3] под коммерческими юридическими лицами следует понимать организацию, основной целью деятельности которой выступает извлечение прибыли. При этом, в силу части 2 названой статьи закон предписывает закрытый перечень организационно-правовых форм таких лиц:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные партнерства;
- производственные кооперативы;
- государственные унитарные предприятия;
- муниципальные унитарные предприятия.
Следует согласиться с мнением авторов, которые отмечают, что коммерческий признак деятельности организации представляет собой санкционированный со стороны государства способ осуществления предпринимательской деятельности, требующий оформления соответствующей финансово-юридической отчетности [1, с. 56].
В российско-правовой доктрине выделяется ряд признаков, характеризующих коммерческие организации:
- как и любое юридическое лицо, обладает возможностью приобретения, осуществления гражданских прав и обязанностей;
- обладает правом собственности на имущество, состоящее из вкладов в зависимости от разновидности коммерческой организации, а также из результатов предпринимательской деятельности. Исключение составляют унитарные предприятия;
- члены коммерческой организации несут ответственность имуществом;
- осуществляет предпринимательскую деятельность под фирменным наименованием в строгом соответствии с учредительными документами;
- обладают элементами общей правоспособности, что является необходимым для реализации предпринимательской деятельности.
Сравнивая статус коммерческих организаций в России и зарубежных странах, необходимо отметить следующее. Гражданское законодательство Китая не предусматривает для коммерческих лиц статуса юридического лица, при этом градация организаций на коммерческие и некоммерческие также не устанавливается. По общему правилу применяется формулировка «предприятие». При этом, в соответствии с китайским законодательством «предприятие» рассматривается в двух смыслах: широком и узком. Первый подразумевает все коммерческие организации вне зависимости от приобретения статуса юридического лица, второй – единоличные торговые и сельские подрядные хозяйства. Китайское законодательство предусматривает следующие разновидности:
- государственные предприятия;
- коллективные предприятия;
- кооперативные предприятия на паях;
- компании с ограниченной ответственностью;
- акционерные компании с ограниченной ответственностью;
- товарищества;
- совместные предприятия с иностранным капиталом;
- кооперационные совместные предприятия;
- китайско-иностранные акционерные предприятия.
Гражданское законодательство Вьетнама, напротив, содержит требование об обладании коммерческой организации статусом юридического лица, при этом должно выполняться несколько условий:
- основополагающая цель – извлечение прибыли;
- распределение прибыли между членами организации.
Вьетнамское законодательство называет коммерческие организации предприятиями, кооперативами, хозяйственными организациями и т. п. При этом имущество таких организаций находится в различных формах собственности, но, в первую очередь, на частных началах [2, с. 79].
Таким образом, анализ действующего российского и зарубежного законодательства позволяет сделать вывод о различном подходе законодателя к определению статуса коммерческих организаций. Вьетнамское законодательство, подобно российскому, содержит требование об обладании коммерческой организации статусом юридического лица, что предполагает распространение всех элементов последнего, законодательство Китая, напротив, не предъявляет требований к наличию статуса юридического лица, а содержит подход, согласно которому деление на коммерческие и некоммерческие организации и вовсе отсутствует, а коммерческая деятельность присуща предприятиям.