В рамках расследования уголовных дел данной категории, как правило, в первую очередь необходимо установить наличие или отсутствие факта искажения данных, внесенных в счет-фактуре. Для этих целей органы государственных доходов проводят камеральный контроль на предмет выявления сомнительных сделок.
Так, пункт 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Казахстан предусматривает, что камеральным контролем является контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика [1].
Пунктом 6 Методических рекомендаций, работниками органов государственных доходов могут выявляться признаки совершения сомнительных операций, как в ходе налоговых проверок, так и в ходе иных форм налогового контроля, в том числе камерального контроля [2].
Согласно пункту 2 статьи 94 Налогового кодекса Республики Казахстан, целью такого уведомления по результатам камерального контроля должно являться предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений.
По фиктивным операциям подтверждением нарушения, которое налоговый орган выявил по результатам камерального контроля и которое он предлагает добровольно устранить налогоплательщику, может быть лишь вступивший в законную силу судебный акт, который устанавливал бы заявляемое налоговым органом обстоятельство.
Учитывая указанное, по результатам камерального контроля налоговый орган может вменять нарушения, связанные с фиктивными операциями, и выставлять уведомления об устранении нарушений лишь при наличии вступившего в силу судебного акта.
Необходимо отметить, что за 2020 специализированными межрайонными экономическими судами Республики Казахстан с вынесением решения рассмотрено 3611 гражданских дел, из них 66, 9 % (2416) дел от общего числа рассмотренных, рассмотрены с удовлетворением требований органов государственных доходов о признании совершенных сделок мнимыми и недействительными [3]. Судебная практика свидетельствует о том, что в основном органы государственных доходов объективно обращаются в суд о признании сделок мнимыми и недействителыми, что также может служить доказательством по уголовным делам, расследуемым по статье
Уголовные дела по экономическим преступлениям требуют исследования электронных финансовых документов, искажения в которых являются наиболее распространенным способом сокрытия данных бухгалтерского учета. Использование методов выявления искажений электронных финансовых документов способствует возрастанию требований к судебной экономической экспертизе [4].
Нормативным постановлением Верховного суда Республики Казахстан от 24 января 2020 года № 3 «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам об уголовных правонарушениях в сфере экономической деятельности» обозначены отдельные способы и механизмы совершения данной категории преступлений, к которым относится «действия по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинивших крупный ущерб гражданину, организации или государству» [5].
Для того чтобы доказать объективную сторону указанного уголовного правонарушения судам рекомендовано исследовать документы, подтверждающие его производство или приобретение у третьих лиц, в том числе осуществление оплаты приобретения и реализацию товара. Предметом исследования и оценки могут выступать документы, подтверждающие транспортные расходы по отгрузке товара.
Совершение субъектом частного предпринимательства действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству, влечет уголовную ответственность по статье 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Изготовление счет-фактуры, в том числе в электронном формате очень часто становятся способом уклонения от уплаты налогов, а значит и способом совершения преступления. В настоящее время, от данной категории преступлений государству наносится колоссальный ущерб.
Понятие фиктивного документа дается в понимании Алибекова Ш. И. «фиктивным документом является вымышленный документ, изготовленный по образцам подлинных документов, т. е.» [6], в частности, фиктивная счет-фактура создается по образцу и на основании специально установленного бланка, где вносятся не существующие данные по мнимой или недействительной сделке.
С учетом изложенного в случае, если налогоплательщик знал или должен был знать об уклонении его поставщика, поставщиков предыдущих звеньев от уплаты налогов, при оценке данных доводов необходимо оценивать осмотрительность в действиях налогоплательщика при выборе контрагентов и осуществлении с ними деятельности.
Для этих целей предлагается выработать критерии добросовестности и осмотрительности в действиях налогоплательщика при выборе контрагентов и осуществлении с ними деятельности, при соблюдении которых налогоплательщик не может быть лишен права на вычет по корпоративному подоходному налогу и на зачет по налогу на добавлен на добавленную стоимость по причине нарушения налогового законодательства контрагентом.