Актуальность исследования
В условиях современности и быстрого темпа развития системы здравоохранения в нашей стране так же растут и требования к оказанию медицинских услуг. Получение помощи пациентами поликлинического звена в городской и сельской местности в современных реалиях значительно разниться. Нам было интересно узнать, как эти различия влияют на социальную эффективность оказания медицинской помощи. Удовлетворенность населения амбулаторно-поликлинической помощью, зависит от того, насколько ЛПУ ориентировано на свою целевую аудиторию. Для этого необходимо проводить периодический мониторинг людей, обращающихся в учреждения первичного звена. Благодаря этому так же можно отследить коэффициент социальной эффективности [1, 2].
Цель исследования
Целью нашего исследования является оценка социальной эффективности медицинской помощи в Удмуртской Республике. Сравнить показатели коэффициента социальной эффективность в городе и сельской местности.
Материалы и методы исследования
Анкетирование 510 людей, посещающих амбулаторию Удмуртской республики.
По результатам проведенного анкетирования возрастной показатель данного исследования показывает, что опрошенные лица в большинстве чаще имеют возраст от 18 до 39 лет (57,3%), второе место занимает возраст от 40 до 60 лет (23,5%) третье место занимает возраст более 60 лет (12,4%), и последнее место до 18 лет (6,9%) (рис. 1).
Рис. 1. Возраст анкетируемых
Женщины обращаются в гораздо чаще, чем мужчины. Процентное соотношение составляет 29,2% мужчин к 70,8% женщин. Это показывает, что основной формирующей единицей коэффициента социальной эффективности является женский пол. Можно связать это значение с тем, что лица женского пола более внимательно относятся к своему здоровью, нежели чем мужского (рис. 2).
Рис. 2. Распределение по полу
Социальное положение: подавляющее большинство – это студенты и учащиеся – количество 49%, остальное число опрашиваемых составили работающие люди – 47,8%, пенсионеры – 11,8%, безработные – 8%, в декрете – 3,5%, инвалиды – 3,3%. Это говорит о том, что целевой аудиторией являются студенты и работающие люди (рис. 3).
Рис. 3. Социальный статус
По результатам анкетирования в медицинские организации обращаются чаще 1 раза в год (50,2%) и 1 раз в год (49,8%) (рис. 4).
Рис. 4. Частота обращений в медицинские организации
Большинство проголосовавших оценивают свое состояние как удовлетворительное – 51,8%, хорошее – 40%, плохое – 8,2% (рис. 5).
Рис. 5. Состояние здоровья анкетируемых
Среди респондентов преобладают люди с высоким прожиточным минимумом – 42,7%. Нормальный прожиточный минимум – 42,9%, ниже прожиточного минимума – 14,3% (рис. 6).
Рис. 6. Материальное положение
57,5% проживают в городе, 42,5% в сельской местности (рис. 7).
Рис. 7. Место проживания
Также по результатам 58% респондентов пытаются придерживаться здорового образа жизни, 25,1% ведут здоровый образ жизни, а 16,9% – нет (рис. 7).
Рис. 8. Здоровый образ жизни
63,1% считают, что есть недочеты в медицинской помощи, которую им оказывают, 24,5% полностью ей удовлетворены, 12,4% – полностью неудовлетворены качеством медицинской помощи, оказанной им (рис. 9).
Рис. 9. Удовлетворенность оказанием медицинской помощи
Больше всего респондентов не удовлетворяет качество медицинской помощи из-за сложностей с записью на прием (82,6%), 36,8% считают медицинские учреждения в плохом состоянии, 39,6% – несоблюдение этики работниками учреждения, а 25,1% респондентов не устраивают часы работы (рис. 10).
Рис. 10. Что не удовлетворяет в оказании медицинской помощи
В конце концов коэффициент социальной эффективности равен 1. Вычислен он по формуле [3]:
Кс = кол-во случаев удовлетворенности оказанной помощью общее число случаев оказания медицинской помощи:
Кс = 125/510=0,25.
Это говорит о том, что уровень в Удмуртской Республике социальной эффективности очень низкий. Он не зависит возраста и пола потому, что эти показатели не влияют на работу амбулаторно-поликлинического звена, а только помогают определить целевую аудиторию лечебной организации, которой являются респонденты в промежутке от 18 до 39 лет.
Основные недостатки, которые они выделяют в своих ответах на вопрос «Что вас не удовлетворило в качестве оказанной Вам помощи?»:
- Сложности с записью на прием (82,6%);
- Плохое состояние медицинского учреждения (36,8%);
- Несоблюдение этики работниками учреждения (39,6%);
- Неудобные часы работы (25,1%).
Так же для сравнения мы вычислили коэффициент социальной эффективности в отдельности для города и сельской местности:
Для города он составил 0,31, а для сельской местности 0,15 Высокий коэффициент социальной эффективности медицинской помощи в городе по сравнению с сельским районом может быть обусловлен следующими причинами:
Доступность медицинских услуг: В городе зачастую легче найти доступные и современные медицинские учреждения, оборудование и специалистов, чем в сельской местности. Это может положительно сказываться на качестве и доступности медицинской помощи.
Финансирование и инвестиции: Города обычно получают больше финансовых средств на здравоохранение, что позволяет развивать инфраструктуру и предоставлять более качественные медицинские услуги.
Численность населения: Города имеют более плотное население, что означает большую потребность в медицинской помощи. Это побуждает городские учреждения здравоохранения к улучшению качества и эффективности своей работы.
Специализированные учреждения: В городах чаще располагаются специализированные медицинские центры, которые предоставляют более специализированную помощь и лечение, что повышает коэффициент социальной эффективности.
Повышенная осведомленность о здоровье: В городах обычно большее количество мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний, что способствует более раннему обращению к врачу и, как следствие, повышению эффективности медицинской помощи.
Таким образом, более высокий коэффициент социальной эффективности медицинской помощи в городе может быть связан с доступностью, финансированием, специализированными учреждениями и осведомленностью населения о вопросах здоровья.
Вывод
Исследование, которое мы проверили, показывает, что показатель социальной эффективности не зависит от возраста и пола. Первичное звено не ориентированно на такие категории людей как студенты и работающие люди. Эти категории в основном составляют лица от 18 до 39 лет и старше.
Как показало анкетирование основным фактором, неудовлетворяющим пациентов является сложность с записью на прием, затем следовало плохое состояние медицинских учреждений, несоблюдение этики работниками учреждения и на последнем месте неудобные часы работы.