Главная
АИ #40 (222)
Статьи журнала АИ #40 (222)
Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации

Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

саморегулирование
саморегулируемая организация
некоммерческая организация
правовой статус саморегулируемых организаций

Аннотация статьи

Быстрый рост экономики сопровождается стремительным развитием в различных областях знаний, происходит совершенствование сферы управления и государственного контроля, что в свою очередь, требует постоянной рационализации теоретической и практической базы. Результатом данной деятельности является правовая форма экономического саморегулирования, которая носит название «саморегулируемые организации». Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, которые касаются гражданско-правового положения саморегулируемых организаций в Российской Федерации.

В статье рассматривается понятия саморегулирования и саморегулируемых организаций, выявляются цели создания таких организаций, описываются требования к деятельности саморегулируемых организаций.

Текст статьи

Целью данной статьи является исследование особенностей правового положения саморегулируемых организаций в российском праве.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих основных задач:

  • Раскрытие понятий «саморегулирование» и «саморегулируемые организации», определение их содержания;
  • Рассмотрение особенностей функционирования саморегулируемых организаций;
  • Исследование общих условий членства саморегулируемых организаций;
  • Описание видов саморегулируемых организаций.

Саморегулирование – это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил этой деятельности, а также контроль за соблюдением требований разрабатываемых правил и стандартов [7, с. 203]. Саморегулирование и государственное регулирование в развитых государствах выступают как своего рода конкурентные механизмы, совокупно обеспечивающие стабильный правопорядок. Так, например, С. Н. Шишкин характеризует саморегулирование как усеченное государственное регулирование экономики, делегированное саморегулируемым организациям, деятельность которых, в свою очередь, находится под контролем государства [13, с. 63].

Для содействия деятельности по саморегулированию и более эффективного проведения идеи саморегулирования создаются саморегулируемые организации (далее – СРО).

СРО возникают в различных промышленных и производственных отраслях в результате роста самосознания у участников деловых отношений. Это позволяет исключить влияние надзорных органов из тех сфер контроля, где их присутствие представляется излишним. Примером относительно недавно появившихся СРО можно назвать: СРО операторов электронных площадок, СРО в области промышленной безопасности, СРО патентных поверенных, СРО медиаторов.

Целями создания СРО являются: поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли, создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства, снижение объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования.

 Правовое регулирование СРО осуществляется Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ [5], который является основой для деятельности СРО в России. На данный момент существует ряд федеральных законов, регулирующих отдельные виды деятельности, относящиеся к компетенции СРО. Например, существует Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ [3, с. 209-210], который предусматривает регулирование оценочной деятельности, в том числе, и саморегулируемыми организациями. Или, например, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ [4], устанавливает статус СРО арбитражных управляющих. В данных законах были описаны механизмы формирования и функционирования специализированных органов СРО, а также описаны механизмы обеспечения материальной ответственности членов СРО. В ряде других Федеральных законов также предусматриваются особенности саморегулирования отдельных видов деятельности. Сущностью саморегулирования является передача государством отдельных функций по государственному регулированию предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемым организациям [7, с. 205].

Норма ч. 1 ст. 3 Закона о СРО, определяющая понятие СРО, называет четыре признака, совокупность которых характеризует юридическое лицо в качестве СРО:

  • юридическое лицо создано в форме некоммерческой организации;
  • целью создания юридического лица является саморегулирование;
  • юридическое лицо основано на членстве его участников;
  • юридическое лицо объединяет субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяет субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Таким образом, статус СРО может приобрести только некоммерческая организация.

В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [2, с. 148-149] определено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Закон о СРО регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций; деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности; осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

При этом стоит учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 указанного Закона, особенности деятельности отдельных саморегулируемых организаций регламентируются не только нормами этого Закона, а могут устанавливаться и иными федеральными законами. Какого-либо закрытого перечня организаций, в отношении которых может быть применено данное правило, нет. На сегодняшний момент такие особенности могут быть установлены в отношении любой из саморегулируемых организаций.

В этой связи встает вопрос о соотношении норм комментируемого Закона и перечисленных нормативных правовых актов. Какие из них будут применяться в случае возникновения коллизии? Ответ на этот вопрос содержится в ч. 2 ст. 1 Закона о СРО. В соответствии с заложенной в ней нормой отраслевое законодательство регулирует только определенные «особенности», при этом указывается, какие именно это «особенности». Итак, иными федеральными законами, нормы которых будут иметь приоритет по отношению к нормам указанного Закона, могут устанавливаться следующие особенности:

  • приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций;
  • правового положения саморегулируемых организаций;
  • деятельности саморегулируемых организаций;
  • порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации;
  • порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;
  • порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях [8, с. 4].

Как видно, указанной в качестве «особенностей» предусмотрены практически все сферы функционирования саморегулируемых организаций.

Кроме определения и признаков саморегулируемой организации Закон № 315-ФЗ в ч. 3 ст. 3 предусматривает конкретные требования, установленные для юридических лиц рассматриваемого типа и отграничивающие такие организации от других некоммерческих юридических лиц. Во-первых, в состав саморегулируемой организации может входить строго ограниченное число ее членов ‒ не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности конкретного вида (при этом федеральным законом могут быть установлены иные требования). Во-вторых, все члены саморегулируемой организации обязаны выполнять принятые в ней правила и стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности. В-третьих, каждый член саморегулируемой организации несет дополнительную ответственность имущественного характера перед потребителями оказываемых организацией услуг (товаров, работ) и иными лицами, при этом саморегулируемая организация должна обеспечивать данную ответственность.

Следует также уделить внимание вопросам видового деления СРО.

Основная классификация СРО, которая прослеживается из законодательства, РФ базируется на критерии наличия или отсутствия обязанности субъекта предпринимательского права быть членом профессионального объединения [9, с. 154]. Соответственно выделяют:

  1. СРО с добровольным членством. В этом случае СРО возникает как результат делегирования полномочий «снизу» рядовыми участниками рыночных отношений.
  2. СРО с обязательным членством. Для осуществления профессиональной деятельности субъекты этой деятельности обязаны быть членами СРО (например, арбитражные управляющие). В данном случае СРО возникает как результат делегирования полномочий «сверху» государственными органами, где самоцелью является не саморегулирование, а внедрение с его помощью более высоких и жестких стандартов, как следствие, повышение качества услуг, авторитета [11, с. 52].

Помимо названых видов СРО законодателем выделяются СРО двух уровней: СРО первого уровня состоит из региональных и межрегиональных СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности; СРО федерального уровня – союзы СРО, которые состоят из СРО первого уровня [11, с. 53]. Примером организации федерального уровня СРО являются национальные объединения СРО (советы СРО).

Однако не все национальные объединения СРО наделяются статусом СРО. Так, национальные объединения СРО в сфере строительства создаются в целях соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов СРО соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия СРО и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 3 ст. 55.20 ГК РФ).

Вследствие вышесказанного можно сделать вывод о том, что для признания организации саморегулируемой, необходимо соответствие ее одновременно ряду признаков, как отдельно указанных в законе, так и вытекающих из самого законодательного определения СРО. Отсутствие любого из них препятствует признанию организации как саморегулируемой.

Стоит сказать еще и о приобретении статуса саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО и утрачивает статус СРО с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса СРО, их деятельностью, а также в связи с осуществлением взаимодействия СРО и их членов, потребителей их услуг (работ), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности [12, с. 34].

В законодательстве отсутствует единый подход относительно порядка приобретения статуса СРО. Существует два способа получения статуса СРО: внесение сведение о некоммерческой организации в госреестр СРО и получение разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти (далее – ФОИВ) по рынку ценных бумаг.

Некоторыми авторами справедливо отмечается, что данное разнообразие в способах получения статуса вряд ли оправданно при том, что все СРО призваны выполнять схожие функции (регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью входящих в них членов) [6, с. 84].

Что касается первого способа – статус СРО присваивается некоммерческой организации тем ФОИВ, который уполномочен на ведение госреестра СРО. Точно определены уполномоченные ФОИВ, осуществляющие функции по контролю (надзору) за деятельностью тех СРО, которые действуют на основании специальных законов, посвященных отдельным видам предпринимательской (профессиональной) деятельности. Такими органами являются:

  1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которая ведет государственный реестр СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; государственный реестр СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства; государственный реестр СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания объектов капитального строительства;
  2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), ведущая Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих и Единый государственный реестр СРО оценщиков;
  3. Министерство финансов Российской Федерации ведет Единый государственный реестр СРО аудиторов;
  4. Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет Единый государственный реестр СРО энергетических аудиторов [12, с. 37].

Конечно, такое распределение компетенции в области ведения реестров СРО обладает существенным недостатком: в отсутствие уполномоченных ФОИВ, осуществляющих функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленных сферах деятельности, на Росреестр ложится огромный объем работы по ведению реестров СРО, в том числе и в тех сферах деятельности, к которым Росреестр никакого отношения не имеет [10, с. 20].

Некоммерческие организации, сведения о которых не внесены в установленном порядке в государственный реестр саморегулируемых организаций, не вправе использовать в своем наименовании, а также при осуществлении своей деятельности слова «саморегулируемая», «саморегулирование» и производные от слова «саморегулирование».

Второй способ приобретения статуса СРО, как указывалось выше, это получение разрешения. Этот способ предусмотрен для СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые не попадают в сферу действия Закона о СРО в качестве органа, выдающего такое разрешение, как указывалось выше, назван ФОИВ по рынку ценных бумаг. Функции указанного органа выполняет в настоящее время Центральный Банк России.

Таким образом, на сегодня существует фактически два самостоятельных способа приобретения статуса СРО.

Вывод

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Организационной основой осуществления саморегулирования являются саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации являются самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц. Одной из важнейших характеристик СРО является то, что они являются организациями, основанными на членстве. Соответственно, анализ требований, которые выдвигаются в отношении членов данных организаций, а также определение правового положения членов СРО является неотъемлемым этапом исследования правового статуса самих СРО.

На сегодняшний день, в определении правового положения саморегулируемых организаций в России отмечаются недочеты, которые необходимо исправить. Несомненно, существует необходимость в дальнейшем развитии правового регулирования института СРО, приведении к единообразию существующего законодательства о СРО и проведении в дальнейшем единой политики в данной сфере.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 08.08.2024) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. – 15.01.1997. – № 3. – ст. 145.
  2. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. от 14.02.2024) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. – 06.08.1998. – С. 148-149.
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 08.08.2024) «О несостоятельности (банкротстве)» // Парламентская газета. – 02.11.2002. – № 209-210.
  4. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (в ред. 02.07.2022) // Российская газета. – 06.12.2007. – № 273.
  5. Басова А.В. Правила и стандарты саморегулируемых организаций, как источники предпринимательского права. – Юридический мир, 2008. – № 4.
  6. Казеева В.С. Правовой статус саморегулируемых организаций в РФ. // Молодой ученый. – 2021. – № 47. – 263 с.
  7. Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному Закону от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 30.09.2024).
  8. Лескова Ю.Г. Роль и значение видового многообразия саморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений. // Гражданское право. – 2017. – № 2. – 311 с.
  9. Парфирьев Д.Н. Проблемы получения статуса саморегулируемых организаций в России. // Российская юстиция. – 2016. – № 4. – 89 с.
  10. Петрушина Е.У. Управление в саморегулируемых организациях. // Управление персоналом. – 2016. – № 11. – 207 с.
  11. Сухов Е.П. Саморегулируемые организации. Юридические, финансовые, налоговые аспекты. – М: Проспект, 2019. – 367 с.
  12. Шишкин С.Н. Правовые методы и формы государственного регулирования экономики. // вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2021. – № 27.

Поделиться

61

Серова С. В. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2024. №40 (222). Ч.II.С. 60-64. URL: https://apni.ru/article/10187-grazhdansko-pravovoj-status-samoreguliruemyh-organizacij-v-rossijskoj-federacii

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября