В последнее время система российского образования выдвигает к подрастающим личностям все новые и новые требования. Особое внимание уделяется навыкам саморегуляции, которые непосредственно влияют на такую значимую характеристику, как осознанное отношение к процессу обучения в школе. Сегодня каждый современный ученик должен иметь достаточный уровень эмоционально-волевой устойчивости, уметь регулировать свое поведение вне зависимости от ситуации и вида действий. Такие навыки младшие школьники приобретают благодаря четко выстроенной образовательной программе.
В Стандарте, курирующем образовательный процесс в начальных классах (ФГОС НОО), говорится о том, что ученик за первые четыре года обучения должен научиться «контролировать и оценивать свои действия» [6, с. 6], «осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания» [6, с. 6]. Исходя из содержания Стандарта, можно констатировать тот факт, что развитая саморегуляция в учебной деятельности способствует более легкому овладению обучающимися знаниями. Так как данный навык позволяет младшему школьнику научиться без помощи взрослого проявлять учебную активность, ставить перед собой конкретные цели в рамках самообразования и находить пути решения самостоятельно. Более того, навыки саморегуляции позволяют ребенку объективно оценивать свои способности и в соответствии с такой оценкой выстраивать траекторию.
Определение понятия «саморегуляция» содержится в многочисленных трудах зарубежных и российских ученых. В частности, Н.Э. Вайнер под саморегуляцией понимает, с одной стороны, «один из уровней регуляции активности человека с использованием психических средств отражения и моделирования реальности» [1, с. 99], а с другой, «целенаправленное и произвольное изменение самим субъектом отдельных психофизиологических функций и психического состояния в целом с помощью специально организованной психической деятельности» [1, с. 100].
Н. И. Конюхова считает, что навыки саморегуляции – это комплекс действий, который совершает индивид сознательно с целью сохранения требуемого состояния психики. Также автор считает, что обобщенно под саморегуляцией можно понимать умение индивида управлять своим психическим состоянием [2].
Саморегуляцию как фундаментальный навык для приобретения умения детьми в младшем школьном возрасте достигать собственно-поставленных целей детально исследует В. И. Моросанова [3]. Ученый считает, что процесс развития рассматриваемого нами навыка зависит от множества факторов. Основной причиной отсутствия саморегуляции в учебной деятельности В. И. Моросанова считает низкий уровень мотивации младшего школьника и незначительно сформированную самооценку. Далее, по мнению автора, учитель начальных классов должен создавать условия для того, чтобы дети учились ставить цели, видели в них ценностную основу и имели интерес к достижению [3]. Т. В. Попова, дополняя точку зрения психолога, отмечает, что развитие навыка саморегуляции в учебной деятельности у детей в возрасте 7–11 лет также зависит от их темперамента, устойчивости эмоций и уровня сформированности контролирующих способностей [5].
Основываясь на выделенные В. И. Моросановой и Т. В. Поповой факторы, предопределяющие качественное развитие навыка саморегуляции в учебной деятельности, мы выяснили, что для такого процесса в школе создаются специальные условия:
- начальный этап – это знакомство младших школьников с новыми для них обязанностями, которые они будут выполнять на протяжении многих лет (работа над повышением мотивации к изучению новых областей наук, к выполнению заданий, данных на дом, формирование уважительного отношения к педагогам и сверстникам).
- система оценки знаний выстроена в российском образовании, в том числе и с целью развития рефлексивных навыков, которые отвечают за объективный анализ собственных результатов. Для младших школьников оценивание их знаний является стимулирующим средством, поэтому чем объективнее учитель ставит баллы за выполненную работу, тем эффективнее развиваются навыки учебной саморегуляции у младшего школьника;
- развитию саморегуляции способствует в целом вся система обучения в школе, так как изучая новые темы, знакомясь с предметами, у ребенка в возрасте 7–11 лет совершенствуется уровень мышления, увеличивается память, он учится воображать, продумывать свои действия, находить лучшие подходы к решению поставленных перед ним учебных задач и т. д.;
- проведение учебно-воспитательных мероприятий, которые способствуют становлению таких личностных качеств, как исполнительность, ответственное отношение к действиям и обещаниям, умение недолго размышлять о принятии решения в критической ситуации и др.;
- предоставление возможности учителем в урочное время проявлять обучающихся начального звена самостоятельность [4].
Таким образом, мы полагаем, что саморегуляция в учебной деятельности – это комплекс действий, осуществляемых младшими школьниками осознанно с целью совладения с психическим и физиологическим состоянием, а также умение контролировать свое поведение для полноценного освоения предметными знаниями. Младший школьный возраст является сенситивным временем для приобретения учебной саморегуляции. А потому важно развивать следующие навыки: планирование своих действий, оценка, составление программы, позволяющей достичь намеченные цели, предусмотрительность, ответственность и правильный учет своих возможностей. Без развитой саморегуляции в учебной деятельности младший школьник не сможет полноценно овладевать представляемыми ему знаниями, выполнять задания, ставить образовательные цели и достигать их.